Семья: 25 детей, 26 внуков

Секрет счастья от многодетной мамы

«У меня 25 детей», – скромно говорит многодетная мама, жительница города Алзамай Елена Чугайнова. Вместе с супругом Виктором они воспитали пятерых родных детей и множество приемных. По мнению женщины, многодетная семья – это путь к счастью, потому что всегда есть кого любить.

 

Семейная история

Елена Борисовна родилась в селе Худоелань Нижнеудинского района. История ее семьи непростая, причудливая, и отчего-то кажется, что многодетность Елены была изначально в этой истории заложена. И нравственная сила женщины, ее крепость духа – тоже оттуда.

 

 

– Мамины родители родом из украинского города Львова, в Сибирь их сослали еще детьми с их родителями. У моей бабушки по маме было 13 детей. Мамин отец погиб в Великую Отечественную войну в боях за австрийский город Баден. Представляете, каково одной женщине поднимать такую семью! У моего отца мама была цыганка, бросила его маленьким. Папа вырос практически беспризорником, – вспоминает Елена Чугайнова.

В 1970 году ее родители уехали в Украину, в Донецкую область. Там девочка окончила начальную школу. В поселке Черкасское, где жила семья, было много детей-сирот из Белоруссии. Всех их юная Лена неизменно приводила к себе домой, подкармливала, делилась игрушками. Жалела.

Окончив школу, выучилась на штукатура-маляра. Работала не где-нибудь – на Криворожской ГЭС, затем и на Южно-Украинской атомной электростанции.

В 1981 году родители Лены перебрались в далекое Приморье. Там девушка и познакомилась с мужем Виктором, уроженцем пермских краев. Такая яркая любовь вспыхнула – как удар током. Один за одним родились Геннадий, Анастасия и Лида. Многодетность – это был сознательный семейный выбор.

 

Мечта о приемных детях

В 1995 году семья переехала на родину Лены, в Приангарье. Купили дом, обзавелись хозяйством. И почти сразу же супруги задумались о приемных детях.

 

 

Первых сирот Чугайновы взяли из детского дома в поселке Шумский. Олю и Диму, брата и сестру, приемная мама брала вроде как на лето. Но уже сразу поняла – обратно не отдаст. Маленький Дима добавил слез – доверчиво взял женщину за руку и счастливо выдохнул: «Мама!».

Не все односельчане поняли поступок Чугайновых. Кто-то сочувствовал, кто-то качал головой: «У самих трое. Странные люди». Это уж потом жители села по примеру супругов тоже станут брать сирот в свои семьи.

А у Елены и Виктора еще и Вероника родилась. Мама к тому времени успела побывать на конференции многодетных семей. Увидела множество мамочек и пап с приемными детьми. Ехала из Иркутска домой и мечтала – обязательно еще возьму малышей! И вскоре уже ехала в приют за Аленой и Костей. Женщина не боялась, что в детском доме дети, как правило, имеют приличный набор задатков, доставшихся от асоцальных родителей.

 

 

– Плохих детей не бывает. Просто нужен особый подход к каждому, – уверена Елена Борисовна. – Моя главная задача – приучить детей к социуму, наставить на верный путь.

Виктор Петрович всячески поддерживал супругу, но от зари до зари работал в колхозе и дома бывал редко. Большинство забот легло на женские плечи.

– Я, как помню, вся в уходе за детьми, хозяйство, приготовление пищи, стирка, уборка, уроки на мне. Уставала, конечно, а провожая детей в школу до калитки, смотрела им вслед, любовалась ими и думала: «Какие же они славные у меня, как же я их люблю», – вспоминает женщина. Счастье давало силы.

 

 

В 2001 году у Чугайновых родилась дочь Виолетта, и супруги засобирались в Алзамай, где возможностей для развития детей было гораздо больше.

 

Спасти ребенка

Администрация города предложила многодетным пустующее двухэтажное здание, бывший магазин, который большому семейству пришлось ремонтировать и перестраивать. К тому времени в семье случилось горе – умерла мама Елены Лидия Николаевна. И судьба, словно в утешение, послала супругам еще одного приемного ребенка.

16-летний Вова Самойлов буквально прибился к семье. Парень жил в приюте, где его нещадно обижали старшие. На ребенка оформили опеку и отправили учиться. Волею судьбы к семье присоединилась и 16-летняя Аня Лучина. Девочка за свою маленькую жизнь натерпелась от пьющей тети, у которой была вынуждена жить. Однажды Елена случайно увидела, как тетка избивает подростка, отняла и забрала девочку к себе. В 2004 году новым членом семьи стал Степа Мезенцев, родственник, тоже взятый от пьющей мамы.

Для Андрея Кутя приемные родители Чугайновы стали просто спасением. Он нуждался в серьезной операции на позвоночнике. Елена Борисовна свозила парня в Питер, добилась медицинской квоты, и операцию Андрею сделали.