Учителя с большой буквы

В Иркутской области стартовал Год педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе ведущих наставническую деятельность. Что нового он принесет в жизнь педагогического сообщества?

 

ОТ АКАДЕМИИ ДО ФЕСТИВАЛЯ

Сегодня в Прибайкалье работает около 40 тыс. педагогических работников – учителя, воспитатели, преподаватели, мастера производственного обучения, специалисты дополнительного образования. В 2019 году в Приангарье был учрежден региональный знак «Почетный наставник в сфере образования Иркутской области», этим знаком отмечены 26 педагогов.

 

 

Год стартовал активно. В регионе состоялась первая сессия Академии наставников дошкольного образования «Сибирский формат». Мероприятие проводилось на базе Ангарского педагогического колледжа при поддержке регионального минобра. Среди участников сессии были представители 20 муниципальных образований.

– Мероприятие объединило специалистов дошкольного образования для обмена опытом и представления лучших практик наставничества среди работников детских садов. Ежегодно педагогические колледжи Иркутской области выпускают около 500 воспитателей, еще порядка 70 молодых специалистов приходят в детские сады из вузов. От того, как их встретят, какую помощь и поддержку окажут более опытные коллеги, зависит во многом их дальнейшая профессиональная судьба, – подчеркнул министр образования региона Максим Парфенов.

В рамках мероприятий национального проекта «Образование» утверждена Региональная целевая модель наставничества, разработаны программы повышения квалификации для педагогов-наставников, проводятся конкурсы лучших практик. В региональном реестре представлено 514 педагогов-наставников из 23 муниципальных образований Иркутской области.

 

 

В Год педагога и наставника в Приангарье пройдут десятки тематических мероприятий. Среди ключевых событий – фестиваль учительских династий, региональный педагогический форум, научно-практические конференции по педагогике, конкурсы профмастерства и наставничества, слет педагогических классов, творческие и просветительские проекты, направленные на повышение престижа учителя.

 

 

 

ВЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ

Тематический год призван привлечь в профессию молодежь. Одной из самых востребованных профессий в регионе на 2023 год минтруд Иркутской области называет труд учителя. В регионе каждый год требуется около 400 воспитателей, столько же педагогов в колледжи. Также востребованы специалисты дополнительного образования, психологи, логопеды.

 

 

Радует, что все больше выпускников школ активно интересуются педагогическими специальностями и поступают в педвузы. По данным федерального минобра, в прошлом году на педагогические специальности подано в полтора раза больше заявлений, чем годом ранее. Конкурс на одно бюджетное место составил в среднем 12 человек. В Педагогическом институте ИГУ подтвердили стабильно высокие конкурсы на такие направления, как иностранный язык, история, начальное образование.

 

 

МАМА И ДРУГ В ОДНОМ ЛИЦЕ

Молодой педагог начальной школы-детского сада № 11 Зимы Анастасия Орлова работу с детьми выбрала сознательно. И считает профессию своей удачей. Еще больше ей повезло с наставником – воспитателем детского сада Ириной Алексеевой, 22 года отдавшей работе с детьми. Воспитатель – это особый склад души и ума, особая специальность. Есть в ней вещи, которым не научишь.

– Первое, что я увидела у своего наставника, – огромную любовь, которую она дарит детям. Профессию под руководством Ирины Валерьевны мне пришлось осваивать с азов. Она обучала меня новым технологиям и техникам, методам и приемам работы с детьми. Я всегда чувствовала поддержку. Ирина Валерьевна – в одном лице мама и друг. Мне очень повезло с опытным человеком, общение с которым придает сил и уверенности, – поделилась Анастасия Орлова.

Шефская работа с молодым педагогом началась с посещения занятия по образовательной деятельности.

– Начиная со средней группы, мы совместно обучали детей математике, формировали у них элементарное представление об этом предмете. Занимались развитием речи, рисованием, конструированием, то есть вели подготовку ребенка к школе, – вспоминает наставник.

Будущих первоклашек учили таким, казалось бы, мелочам, как при письме или рисовании держать карандаш и ручку.

– У нас был перспективный план работы. Анастасия – талантливая, творческая личность, буквально схватывала все на лету. У нас неплохо получалось, мы вместе участвовали в профессиональных конференциях, показывали, чему мы научились. В прошлом году моя подшефная приняла участие в муниципальном конкурсе молодых специалистов сферы образования «Новая волна». Педагоги и воспитатели образовательных организаций доказывали свой профессионализм, и Настя одержала уверенную победу, – рассказала Ирина Валерьевна.

Собственно, это была и ее победа. Анастасия благополучно получила первую профессиональную категорию, впереди – учеба в педагогическом вузе. Сегодня дружная пара работает в одной группе. Педагоги уже отправили в большую школьную жизнь свой первый совместный выпуск – 36 детей. Не за горами и очередной дошкольный выпускной.

 

НАУЧИТЬ ВСЕМУ, ЧТО ЗНАЮ

Когда педагог-логопед коррекционной школы № 7 Иркутска Екатерина Анкудинова пришла в профессию, института наставничества не было как такового. Вуз она окончила в 2002 году, азы мастерства пришлось постигать самостоятельно, не надеясь на плечо старшего.

Сегодня Екатерина Сергеевна – заместитель директора по учебной работе, логопед-дефектолог и наставник для молодого педагога Любови Бердашкиной.

– Нас ждет совместная проектная деятельность, сейчас мы находимся на этапе становления. Моя задача – передать подшефной свой опыт, научить всему, что знаю. Мы работаем с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Это достаточно тяжелый контингент, непросто поддающийся именно логопедической коррекции. Но мы стараемся, – говорит Екатерина Сергеевна.

За 20 лет труда ею выработаны определенные коррекционные приемы, теория и практика.

– Екатерина Сергеевна дает неоценимые советы, как работать с детьми именно этой категории, присутствует на моих занятиях. Без наставника мне было бы гораздо сложнее входить в профессию, – уверена Любовь Бердашкина. – После окончания педагогического вуза я работала совершенно по другой специальности. Под руководством Екатерины Сергеевны получаю огромный опыт.

 

НАСТАВНИКИ-ОБЩЕСТВЕННИКИ

О важности наставничества говорит председатель Областного совета женщин Галина Терентьева, сама в прошлом педагог. Помимо профессиональной деятельности, наставники необходимы и в общественной жизни, уверена она.

– Наставничество важно в системе образования, бизнеса, здравоохранения, невозможно взрастить профессионала без поддержки. Сегодня общественные организации Приангарья взяли шефство над социальными предпринимателями. Очень важно наставничество развивать не только в профессиональной сфере, но и в общественной деятельности. Уже разработаны модели наставничества в системе образования, например. На заседании Общественного совета при областном Законодательном Собраниия предложила разработать в регионе и модель наставничества в общественной сфере. Мы сейчас реализуем проект «Театр – школа жизни», получивший поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Это пример коллективного наставничества, – рассказала Галина Терентьева.

В проекте принимают участие 10 общеобразовательных школ Иркутской области, в которых созданы детские театры. Работу в них ведут наставники из числа актеров, режиссеров ведущих театров. Какая удача для сельской школы Нукутского, Усольского и других районов! Школьные постановки спектаклей с нуля идут с профессиональными наставниками, и это замечательно.

Впереди грандиозные смотры – фестиваль театров «Алые паруса», творческие смены в летних лагерях, тематический форум. И новые школьные театральные коллективы примут в них активное участие. Труд наставников – это добровольческий труд. Наставник не решает проблемы за своего подопечного, не дает готовых ответов. Но он больше чем учитель, проводник в неизведанном мире.