«Либо делать хорошо, либо не делать совсем!»
С таким девизом идет по жизни мастер ООО «ЛЭМ» Татьяна Николаевна Шаламова
Трудно даже представить, но на том месте, где сейчас возвышаются десятки порталов (металлических опор П-образной формы) электрической подстанции 500 кВ Усть-Кут, пять лет назад было чистое поле. Вернее даже сказать, не поле, а каменистая возвышенность, которую нужно было в кратчайшие сроки убрать, выровнять территорию и построить электрическую подстанцию, завершающее звено так называемого Пеледуйского энергокольца. Именно сюда в мае 2018 года в составе большого десанта инженеров и рабочих строительной компании Ленэлектромонтаж (ООО «ЛЭМ») приехала заведующая складом Татьяна Николаевна Шаламова. Для неё это была первая вахта.
Решение отправится в далекие края из ставшего родным Тобольска (сама она родом из Казахстана) давалось, по её собственному признанию, непросто. С одной стороны – романтика, новые впечатления, хорошая зарплата, с другой – разлука с сыном-подростком, с мамой, братом, сёстрами, ну и, конечно, расставание с привычным укладом прежней жизни. Чтобы принять максимально взвешенное решение, Татьяна взяла в апреле очередной отпуск, но отправилась не в Сочи или Крым, а в северный Усть-Кут…
– Ну да, можно сказать, на разведку, – с улыбкой говорит Татьяна. – Нужно было посмотреть, где мне предстоит провести ближайшие полгода, именно на такой срок тогда планировалась работа в Усть-Куте, и понять, потяну или нет. Сибирь все-таки. Знакомые по тобольскому объекту ПС 500 кВ ЗапСиб ребята уже к тому времени зашли на объект – обустраивали строительный городок, перевозили вагончики. Мне здесь сразу все очень понравилось. Красивая природа, почти нетронутые цивилизацией места, чистейшие воздух и вода – о таких сказочных богатствах в некоторых западных регионах страны людям приходится только мечтать. Вернувшись домой, собрала семейный совет, объяснила родным ситуацию, спросила их мнение. Ответ был единодушным: «Езжай!» Ну я и поехала… Полугодом работа в Усть-Куте не ограничилась, но я и не жалею об этом. Вахтовый режим работы, как оказалось, меня совсем не тяготит. Скажу больше, мне он нравится.
Счастливое детство в Казахстане
Надо ли говорить, что о карьере сотрудника крупной строительной компании наша героиня в детстве не мечтала. Родилась она в Казахстане в селе Покровка Ленинского района Северо-Казахстанской области. Когда была маленькой, хотела стать адвокатом. В семье было четверо детей, Татьяна – старшая. Так случилось, что родители в какой-то момент не захотели жить вместе, и вся нагрузка по заботе о детях легла на плечи матери. Естественно, старшая дочь помогала, как могла.
– Мама работала дояркой, а в свободное время подрабатывала, как сейчас принято говорить, в частном порядке, – вспоминает Татьяна. – По специальности она ветврач, а услуги данного специалиста в деревне всегда востребованы — у всех ведь практически было свое подворье. На нас с братом (он младше на два года) были распределены обязанности по ведению домашнего хозяйства – полить огород, накормить живность, поддерживать чистоту в доме, во дворе и так далее. Кто-то может подумать, что нас детства лишили. Нет-нет, детство у нас было замечательное. Ну а все эти хлопоты – ну какой сельский ребенок с ними не сталкивался. В школе я училась хорошо, до шестого класса даже отличницей была. На отлично знала казахский язык, была победителем олимпиад и конкурсов различных. Ни одно значимое мероприятие в школе и в селе не обходилось без меня – песни пела, плясала. Однажды даже по приглашению на Президентскую ёлку в Актюбинск ездила – единственная, кстати, была представительница от района в составе делегации Северо-Казахстанской области.
В Россию, в Тобольск
Меж тем, детская мечта о выборе профессии её не покидала, по прежнему хотела стать юристом, но в старших классах появилась уже другая направленность – «сотрудник уголовного розыска, следователь». Понятно, что после школы особых раздумий куда поступать не было – поехала в Петропавловск поступать в Колледж Северо-Казахстанского университета на юридический факультет. На бюджет не получилось, училась на платной основе – естественно, маме было непросто, но, с благодарностью говорит Татьяна, помогало буквально всё село.
– В итоге закончила колледж, получила заветный диплом, практику прошла в нашем РОВД, – продолжает Татьяна. – И всё… Опыта нет, связей нет – на работу не берут. Мама понимает, что дать образование остальным детям в Казахстане ей будет уже не по силам, и принимает судьбоносное решение – ехать в Россию. Ранее у нас уже многие односельчане уехали, в том числе и мамины родные сестры. Одна из них поселилась в Тобольске, Тюменская область – туда и мы направились. Продали в селе свой домик и в июле 2002 года пересекли границу. Жили вместе с семьей тёти в большой четырехкомнатной квартире в двухэтажном деревянном доме барачного типа.
В России по специальности мне устроится тоже не удалось – без гражданства (а его я получила только спустя 5 лет, будучи уже молодой мамой) в силовые структуры не брали. Что делать, попрощалась с детской мечтой и пошла в торговлю – сначала на рынок, потом «доросла» до магазинчиков или бутиков, как их называли в народе. До 2016 года и крутилась в этой сфере, сделала даже себе какую-никакую карьеру, стала товароведом, начала неплохо зарабатывать. Приобрела квартиру в ипотеку, машину небольшую. Вышла замуж (правда, не надолго), родился сын.
В плане работы вроде всё развивалось неплохо. Но в душе занозой всегда сидела мысль, что всё это – не моё…
Из торговых работников в строители
Однажды Татьяна попробовала ещё раз реанимировать свою детскую мечту – стать юристом, но ей намекнули на возраст и на то, что нужно будет подтвердить «иностранный» документ об образовании. В итоге – снова не взяли. Детская мечта теперь уже окончательно ушла в небытие. А летом 2016 года она просто написала заявление об увольнении. Работала в крупной по меркам Тюменской области компании, которая обеспечивала все салоны красоты в Тобольске необходимым оборудованием и расходными материалами. Зарплата – гораздо выше среднего по региону. Сказать, что в окружении удивились – ничего не сказать. «Что ты делаешь? У тебя же сын! Где ты найдешь в нашем городе работу за такие деньги?» – это только самые доброжелательные высказывания родных и знакомых. Но Татьяна была непреклонна…
– Устала, – признается она. – Как это называют психологи, случилось профессиональное выгорание. 33 года, кстати, было – возраст Христа, как говорят. Ушла в никуда – никаких мыслей, чем дальше буду заниматься, просто не было. Решила, правда, заполнить выпавшую паузу получением российского образования, хотя бы среднего профессионального. Взяла в напарницы среднюю сестру, у которой кроме школьного аттестата вообще никакого документа об образовании не было. В Тобольском многопрофильном техникуме подали заявление на строительное отделение. Почему в строительное? Да просто пальцем в небо! Честное слово!
А потом случилось то, что случилось… Провидение небес, не иначе! Сестра работала в отделе охраны «Сибур-холдинга». И так случилось, что, когда в Тобольск для строительства электрической подстанции 500 кВ ЗапСиб зашла строительная компания Ленэлектромонтаж (ООО «ЛЭМ»), именно моей сестрёнке было поручено выписывать пропуска для сотрудников компании. И кто-то из представителей ООО «ЛЭМ» обратился к ней с просьбой порекомендовать кого-то из местных жителей на должность заведующего складом. Естественно, сестра сказала, что такой человек есть, и сразу позвонила мне. Ну а я без раздумий согласилась. Причём, даже ещё и не зная, что мне предстоит делать. В своё время, будучи в декрете, я закончила курсы пользователя программы 1С, ну и решила, что этого мне вполне хватит. Рассуждала примерно так: ну какая разница где склад – в магазине и в строительной компании? Всё ж одинаково: получи, оформи, продай (выдай – во втором случае)!
В общем, меня пригласили на собеседование. На следующий день приехали за мной, выписали временный пропуск, привезли в строительный городок ООО «ЛЭМ». Вокруг суета, народ бегает, по телефонам все разговаривают, какие-то документы подписывают. На меня ноль внимания. Пять минут жду, десять… Потом громко озвучиваю: «Извините я тут как бы на собеседование пришла». «Несите документы делопроизводителю и оформляйтесь! А завтра выходите на работу,» – вот такое «собеседование». Ну и всё, я даже выдохнуть не успела. Вот так 12 августа 2016 года, в аккурат в День строителя, я стала работницей ООО «ЛЭМ». И об этом за прошедшие уже шесть с половиной лет ни разу не пожалела.
– Первое время очень боялась, конечно, что-то напутать, – продолжает Татьяна. – Ведь номенклатуру строительную не знала совсем – кабель от провода не могла отличить, если честно. Но очень старалась. Беру, к примеру, накладную, читаю там «кабель КГХЛ-1 на 25». Иду к барабанам, а их там штук 50 стоит, смотрю на бирки, сверяю документ с паспортом на барабане. Если все совпало – отлично. Иду с другой позицией знакомиться. Записывала, запоминала. Также и с металлоконструкциями…Даже направляли в командировку на завод по их изготовлению в Челябинск, чтобы, так сказать я воочию понимала, что привезут на стройплощадку в конечном итоге.
А ещё никогда не стеснялась спрашивать, если что-то не понимала. Обращалась и к инженерам, и к прорабам, и к рабочим. И ни разу никто надо мной не посмеялся, никто не отказал в помощи, наоборот – всегда шли навстречу, разъясняли, если было непонятно. Иногда приходил специалист со списком того, что ему нужно, и мы вместе шли на склад, и он мне показывал, я оформляла и выдавала. Почти два года, которые я провела на строительстве ПС 500 кВ ЗапСиб в Тобольске, я училась в процессе работы. Это было непросто, но очень увлекательно. Именно тогда я, возможно, впервые в своей жизни почувствовала, что нахожусь на своем месте.
Работа в Сибири
А потом была вахта в Усть-Куте, Иркутская область. Первая для Татьяны. Строительство электрической подстанции 500 кВ Усть-Кут. Объект очень непростой, а сдать его нужно было в сжатые сроки. Работали в ударном темпе. Домой маме и сыну иногда по несколько дней не могла позвонить. Просто времени не было, а иногда и сил.
– В 7 утра на работу, а спать иногда, если повезет, в полночь ложилась, – вспоминает Татьяна Шаламова. – Пятичасовая разница с Москвой давала о себе знать. Пока столица работает, и ты работаешь. Столица спит, а ты уже едешь на объект. Только сядешь вечером к компьютеру, чтобы с сыном по видео поговорить, а тебе звонок. «Здравствуйте! Это водитель такой-то, из Калуги вам звоню: загрузился, еду к вам». С этим решишь все вопросы, следующий на связи. «Добрый вечер! Из Братска беспокоят. Везу сваи буду завтра утром.» А потом: «Здравствуйте! Загрузился кабелем в Ростове-на-Дону, приеду через неделю…» И так без конца. Как у Чуковского в сказке «Телефон». Тогда всё сильно изматывало. Шли комплексные поставки материалов и оборудования: и железнодорожным, и автомобильным транспортом, и даже по воде, по Лене, нам контейнера прибывали. Все перегружалось на нашу технику и доставлялось на объект. Вот эти металлические конструкции, установленные нашими монтажниками, все здания, все трансформаторы и другое оборудование – все это, образно говоря, прошло через мои руки. Каждую деталь, каждый винтик принимала и оформляла. Хорошо, когда подходишь к машине, а там шесть фундаментов. Посчитала, подписала бумаги… А когда болты, метизы, шайбы везут?! Или вот металлоконструкции! Портал же состоит из сотен самых разных деталей. Все их нужно увидеть, принять, посчитать. Нехватка одной-двух деталей может застопорить процесс сборки портала на объекте. А ещё фундаменты, щебень, песок, кровельные материалы, кирпич… и много-много всего. Сколько тонн материалов мы тогда приняли? Надо как-нибудь сесть, посчитать. Счет на десятки тысяч тонн идёт!
И первое время материалы и оборудование везли по старой очень плохой дороге – буквально горы-косогоры. Нынешнюю, более пологую и прямую, уже в рамках нашего проекта строили. А тогда – чуть водитель зазевается, бац, и автомобиль уже стоит на раскорячку, его даже на легковой не объедешь. А следом ещё пять-шесть машин ждут своей очереди. Хватаешь рацию и начинаешь решать вопрос – дорогу нужно освободить. Вызываешь технику подходящую, бульдозер, в зависимости от ситуации… И другие нештатные ситуации бывали. А работы на объекте при этом прекращать никак нельзя — жёсткий график.
Трудно было, тут не поспоришь. Но зато какой результат. Смотришь сейчас на подстанцию Усть-Кут и душа радуется. Красота! И всё это возведено руками человека!
Из северного Усть-Кута в Северную столицу
Работа в Усть-Куте у нашей героини в итоге затянулась на два с лишним года (с июня 2018 по сентябрь 2020 года). Несмотря на все трудности, желания все бросить и уехать домой не возникало ни разу. Потому что видела плоды своего труда, объясняет Татьяна. Видела, как из набора уголков, словно из большого конструктора её коллеги возводили огромные порталы. Видела, как голый каменистый участок постепенно превратился в поражающую своей грандиозностью и красотой электрическую подстанцию. Видела, как обычные железяки, которые ей привезли на склад, через какое-то время занимали свое место в сложной конструкции подстанции. И самое главное – ей все это безумно нравилось.
– Тяготило в этой ситуации только одно обстоятельство – длительные разлуки с сыном, – рассказывает Татьяна. – Сначала в какой-то мере компенсировала ему свое отсутствие совместными поездками на отдых в межвахтовые периоды. А потом, когда стало понятно, что работа в Усть-Куте затягивается, забрала сына Арсения сюда. Ему здесь понравилось. 7 класс и часть 8-го он у меня в Усть-Куте учился. Школа хорошая. Нашел здесь друзей. Но потом мамина работа вмешалась уже и в его планы. ООО «ЛЭМ» успешно завершило первый этап строительства подстанции 500 кВ Усть-Кут, и рабочий коллектив был перенаправлен на другие объекты — кто-то уехал на реконструкцию подстанции 500 кВ Чагино в Москве. Мне предложили отправиться в Санкт-Петербург на реконструкцию подстанции 330 кВ Завод Ильича. Там я уже была принята на должность мастера, потому что к тому моменту сумела-таки завершить обучение в Тобольском техникуме, став строителем.
Питер – прекрасный город, одно время я даже мечтала уехать туда на ПМЖ. Но, как выяснилось во время моей работы на ПС 330 кВ Завод Ильича, в нем можно отлично отдыхать, но жить очень непросто. Местный климат мне не понравился – солнца мало, влажность запредельная. Зимой при «минус 15» мерзнешь до костей, сколько одежды на себя не набрасывай, а летом при «плюс 30» просто умираешь от жары. Усть-Кут в этом плане, даже несмотря на запредельные «минус 50 и ниже», гораздо комфортнее – воздух сухой, просто одевайся по погоде и никогда не замерзнешь.
В общем, отработали мы с сыном в Северной столице полтора года (с декабря 2020 по июнь 2022 года), закончили там 9 классов. Когда мне предложили вернуться в Усть-Кут, где планировалось расширение подстанции 500 кВ Усть-Кут, главной дилеммой стало дальнейшее образование сына. Но в итоге Арсений сам с этой задачей справился – поступил на отделение среднего профессионального образования в Тобольском педагогическом институте. Ну а потом хочет пойти учиться на летчика гражданской авиации. Он снова в Тобольске, я в Усть-Куте, но сейчас уже не так сильно беспокоюсь за него. Он уже большой и самостоятельный. Ну и родственники всегда помогут.
Вахта, как стиль жизни
– Татьяна Николаевна, если вас попросили как-то охарактеризовать саму себя, какое качество вы особо выделили бы?
– Ответственность. Чувство гиперответственности у меня ещё с детства развито. С тех пор, как на правах старшего ребенка помогала маме заботиться о брате и сёстрах. Теперь оно распространилось не только на самых близких мне людей, но и на всех окружающих – на друзей, знакомых, на коллектив, в котором работаю. Иногда, честно скажу, это мешает, но сделать с собой ничего не могу. Позиция такая: если за что-то берусь, то всегда стараюсь довести дело до конца. Либо делаю хорошо, либо не делаю вообще – с этим принципом живу, и это касается всех сфер жизни.
– Насколько трудно было привыкнуть к вахтовому методу работы? Основные проблемы, связанные с таким графиком работы.
– Изначально, что скрывать, основным стимулом была финансовая составляющая – я ведь одна воспитываю сына. Но я очень быстро привыкла к такому режиму. Особых проблем не было, ну кроме долгой разлуки с родными, и, в первую очередь, с сыном. Когда удалось сына перевезти к себе, всё вообще стало идеально. За прошедшие годы настолько сжилась с вахтой, что вернуться к обычному графику работы уже наверное никогда не смогу. Это теперь мой стиль жизни, можно сказать.
Заметила, что уже не могу долго дома находиться. Приеду к маме, помогу что надо, поговорим, схожу с ней в больницу, в гости к родственникам. Всех друзей, родных повидаю, пообщаюсь. Шашлыки пожарим. Две недели на всё это – за глаза. А дальше уже хочу на работу! Мама, конечно, где-то обижается, ей хочется, чтобы я подольше рядом была. Но там ведь и брат мой, и сёстры. Все с семьями. У мамы сейчас пять внуков и одна внучка, так что особо скучать, думаю, ей не приходится.
– Последние несколько лет вам приходится работать преимущественно в мужском коллективе. Есть какие-то сложности в связи с этим обстоятельством? Как это сказалось на вашем характере?
– Ну, наверное, я стала пожестче. Бывает даже ругаюсь… Иногда с применением ненормативной лексики. Но это так – рабочие моменты, издержки профессии (смеется). А по большому счету, никаких проблем нет – с мужчинами, по-моему, всегда легче найти понимание. К тому же здесь на вахте работают настоящие мужчины. Такие, знаете, мужики-мужики. Даже молодые ребята приезжают, вроде совсем ещё мальчишки, а уже мужики. Хлюпики сюда не поедут, а, если и поедут, то очень быстро убегут домой.
Что касается взаимоотношений: то здесь никогда не обидят, всегда придут на выручку. Бывают, конечно, и разногласия, но, как известно, в споре рождается истина! Но все это только по работе, только в целях улучшения производственного процесса (улыбается). В остальном – прекрасные отношения. Уважение, взаимовыручка, помощь… Считаю это основным залогом успеха – мы работаем сообща, как единая команда. Ну, естественно, самый любимый праздник – это 8 марта. Столько поздравлений! Ну мы с девчонками (в составе 3-4 человек) тоже стараемся порадовать наших мужчин-коллег, устраиваем праздник на 23 февраля – готовим поздравления. В этом плане у нас все просто здорово! Коллектив ООО «ЛЭМ» дружный, замечательный.
– Кстати, о молодых специалистах… Можете дать им какое-нибудь напутствие?
– Ничего не бойтесь! Какая бы сфера не была – стройка, медицина учительство, космос – не надо боятся! Везде есть люди, которые придут на помощь. Если это нормальный устоявшийся коллектив, как, например, у нас в ООО «ЛЭМ», если в нем хорошие здоровые отношения, то все будет хорошо.
– А что пожелаете женщинам, учитывая, что наш разговор состоялся накануне Международного праздника 8 марта.
– Ну тут все просто. Желаю, что при любых обстоятельствах они оставались женственными, мягкими и улыбались, несмотря ни на что.