Финансовый контроль в условиях бюджетных рисков
Аудиторы Контрольносчетной палаты Иркутской области приняли участие в Красноярском экономическом форуме-2023, который прошел под девизом «Время Сибири». Одним из его мероприятий стал семинар-совещание контрольносчетных органов на тему: «Актуальные вопросы деятельности органов внешнего финансового контроля в условиях бюджетных рисков: открытая повестка».
Участники семинара обсудили задачи деятельности контрольно-счетных органов в современных условиях, остановились на особенностях аудита концессионных соглашений и соглашений государственно-частного партнерства, затронули проблематику капитального ремонта объектов капитального строительства, оценили практику применения классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), а также рассмотрели некоторые аспекты, касающиеся муниципальных контрольно-счетных органов.
В рамках программы мероприятия аудитор КСП Иркутской области Лариса Мулярова выступила с докладом на тему «Актуальные вопросы централизации закупок, работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства: проблемы и решения».
По мнению аудитора, тема централизации закупок товаров, работ и услуг является сложной, недостаточно проработанной, вызывает много споров. Актуальным является вопрос о централизации закупок по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций.
– Сегодня масштабно реализуется проект «Модернизация школьных систем образования». Его целью является приведение в нормативное техническое состояние общеобразовательных организаций. По законодательству для одного учреждения централизация закупки не предусмотрена. Обязанность централизовать закупки у органов местного самоуправления отсутствует. Вопрос о возможности и необходимости централизации закупок должен решаться с учетом анализа совокупности факторов и обстоятельств, – отметила Лариса Мулярова.
По ее словам, произвольное принятие решений может приводить к ряду нарушений. Частью 3 статьи 26 федерального закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность централизации полного цикла закупки в отношении нескольких заказчиков, однако применить эту норму к недвижимому имуществу сложно. Участниками мероприятия отмечена важность темы, которую рекомендовали применять в текущей деятельности заинтересованных органов и организаций.
В целом говоря о закупках, необходимо отметить, что с 2022 года в соответствии с постановлением правительства РФ № 60 региональные контрольно-счетные органы получили возможность доступа к закрытой части Портала закупок, в которой размещен модуль «Риск-мониторинг», раскрывающий каталоги признаков нарушений и рискпоказателей в отношении любого заказчика. Наиболее весомые риски возникают при установлении слишком сжатых сроков исполнения контрактов, при несоответствии суммы фактической оплаты цене контракта или стоимости принятых товаров.
В соответствии с полученными результатами
контрольно-счетные органы субъектов РФ вправе
целенаправленно планировать свою деятельность,
выбирая в качестве объектов проверок тех участников контрактной системы,
кто допускает или с большой вероятностью готов
допустить нарушения законодательства.