О развитии системы высшего образования — директор БМБШ ИГУ Надежда Грошева
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации продолжает последовательную и планомерную работу по созданию новой системы высшего образования. На расширенном заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что сейчас изыскиваются возможности для того, чтобы новая система была лучше адаптирована к потребностям рынка труда, запросам экономики и учитывала конституционные права, свободы и законные интересы граждан России и иностранцев. Об этом 17 марта 2023 года сообщила пресс-служба ИГУ.
Тема реформы образования и отступления от принципов Болонской системы, концепция которой подразумевает единый стандарт получения высшего образования по трем ступеням (бакалавриат, магистратура, докторантура), широко обсуждается не только на уровне правительства и министерств. Чрезвычайно актуальна она и в вузовской среде. Сегодня предлагаем комментарий директора Байкальской международной бизнес-школы ИГУ доктора экономических наук Надежды Грошевой.
«Байкальская международная бизнес-школа — одно из первых подразделений ИГУ, которое начало реализовывать программы бакалавриата и магистратуры. Фактически, наша первая программа бакалавриата была параллельной с программой специалитета. И это был достаточно передовой для Иркутска опыт.
Если мы говорим про иностранную практику, то там не принято идти в магистратуру сразу после бакалавриата — сначала нужно поработать, понять каких компетенций не хватает и только потом продолжать обучение. Причем набор или даже отбор в магистратуру у них очень скрупулезный. И вас не возьмут в магистратуру, если у вас нет образования по соответствующему профилю — требуются дисциплины-предшественники, для того, чтобы вы могли освоить более сложную дисциплину обучения.
Стоит отметить, что в западной практике существуют две программы магистратуры. Если говорить про управленческие профили, то первая программа — мастер делового администрирования или по-другому MBA. В российской практики она стала программой дополнительного профессионального образования, то есть это отработка прикладных навыков. Вторая программа западной магистратуры — научная, Master of science, для тех, кто хочет повышать свои компетенции в специальности, в том числе это занятие преподаванием, научной работой, исследованиями. По сути, та магистратура, которая реализуется сейчас в России, более близка к практике Master of science.
Если говорить о перерыве в обучении после бакалавриата, то я, конечно, в этой части поддержала бы возврат к программе специалитета. Все таки бакалавриат — это четырехлетняя программа, в которой много универсальных дисциплин. За четыре года невозможно дать студенту весь набор необходимых профессиональных навыков, которые позволят ему стать востребованным специалистом на рынке.
Если мы даем много часов на практику, то страдает образовательная часть. Если мы больше времени уделяем образовательной части, то, конечно, у студентов проседают практические навыки. Поэтому, возврат к специалитету имеет смысл для тех, кто не собирается в магистратуру — в этом случае они могли бы получить достаточный набор знаний и компетенций для трудоустройства.
А магистратура как развитие навыков и компетенций — это совсем другой вопрос».
Реклама. ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»