Андрей Усачев о том, как спасти радугу
Один из самых известных детских писателей России, автор «Умной собачки Сони», «Школы снеговиков» и «Флюм-пам-пам» Андрей Усачев стал участником V Международного фестиваля книжной культуры «КнигаМарт-2023». Автор, на произведениях которого выросло несколько поколений, встретился с жителями Иркутска и Ангарска. Оказалось, что он и сегодня на одной волне со своими читателями. О том, изменились ли современные дети, о новой детской литературе и своей новой книге Андрей Усачев рассказал в интервью газете «Областная».
– Андрей Алексеевич, вы ведь не в первый раз приезжаете в Иркутск?
– Да, в «КнигаМарте» я участвую во второй раз, а до этого был в Иркутске 15 лет назад с киношниками и потом еще раз. И в каждый приезд вижу, как город меняется в лучшую сторону, и это здорово, ведь он, как и все исторические города, где сохранилась дореволюционная архитектура, имеет свое лицо.
– Ваши впечатления от встреч с читателями?
– Все прошло хорошо – зрители были веселые и энергичные. Мне очень нравится, когда на мои выступления приходят семьями. Нужно отметить, что это тенденция последних 10–15 лет. Новому поколению родителей все чаще хочется ходить с детьми на спектакли и различные встречи. И это прекрасно, ведь семейное посещение публичных мероприятий придает уверенности ребенку – он чувствует себя защищенным. А когда ребенок что-то недопонимает, а родители хихикают, он начинает сам улыбаться. И наоборот, когда ребенок веселится, родители раскрепощаются.
– А дети меняются от поколения к поколению?
– Нет, не меняются. И этому есть простое доказательство: я читаю стихотворение, написанное сорок лет назад, и сегодняшние дети смеются и задумываются в тех же местах, что и их родители когда-то. Во все времена ребенку ценно понятие дружбы, важно, чтобы его сверстники относились к нему с уважением. Люди вообще не сильно изменились по сути своей. Конечно, нынешние дети стали более раскрепощенными, и реакции их быстрее по сравнению с концом советской эпохи. Но ведь и взрослые также перестроились – сейчас все мы живем совсем в другом ритме. Кстати, о том, что дети изменились и стали более разболтанными, часто говорят люди, которые не могут совладать с публикой. Но если ты рассказываешь скучные вещи скучным языком, то кто тому виной, что тебя не слушают?
– Много ли сейчас достойных детских писателей? Преодолели ли мы провал 1990-х годов?
– В конце 1980-х был расцвет детской литературы. Стали печатать произведения тех детских писателей, у кого раньше не было своих книг, только публикации в журналах и альманахах. Это Тим Собакин, Алексей Дмитриев, Марина Потоцкая, Сергей Седов и многие другие. У меня, кстати, первая книжка вышла только в 1991 году, но в литературу тогда входили через журналы. Я, например, много печатался в «Веселых картинках», которые выходили десятимиллионным тиражом.
Потом, в 1990-е годы, действительно был бардак во всех сферах, и людям было не до детской литературы. А в 2000-х появилось новое поколение детских писателей, в основном это были женщины, исключение составили Станислав Востоков и Артур Гиваргизов. Можно сказать, что сейчас детская литература имеет женское лицо. Кстати, Россия в данной области словесности была всегда сильна поэзией, и у нас практически не было хорошей прозы и сказки. Но сейчас я могу назвать два десятка прекрасных авторов как в поэзии, так и в прозе. Среди них: Анастасия Орлова, Галина Дядина, Юлия Симбирская, Анна Игнатова, Наталья Евдокимова, Ася Кравченко, Наталья Карпова, Ксения Горбунова, Анна Анисимова, Майя Лазаренская и многие другие. Можно открыть шорт-лист премий Корнея Чуковского и Эдуарда Успенского, жюри которых я возглавляю с 2020 года, и это будет гарантированно хорошая детская литература.
– А вы к чему больше тяготеете – к стихам или к прозе?
– К стихам, конечно. Я бы и писал их всю жизнь, но не все задумки и идеи можно реализовать в стихах. Кроме того, как сейчас, так и раньше, поэзия хуже продается, поэтому многие наши поэты перешли на прозу – стихами не проживешь. Я даже свою серию «Веселые учебники» придумал, чтобы было куда стихи девать. В 90-х годах вообще господствовало такое мнение, что художественная литература ребенку не сильно нужна, главное, дать ему знания: тогда активно развивался научпоп. Потом появилось новое поколение мам, которым было мало стихов Барто, Чуковского и Маршака, и тогда активно стали печатать новых поэтов. Сейчас стихами, видимо, снова пересытились. Но, кстати, появилось новое направление, продиктованное конъюнктурой рынка – стихи и проза для мам. Это произведения на детскую тему, но не для, а про детей. Ведь книги в детской обложке с красивыми картинками гораздо лучше продаются, чем взрослая литература.
– Сложно ли писать для детей, ведь вы начинали с текстов для своей музыкальной группы?
– Мне захотелось писать для ребят, наверное, потому, что таким образом можно продлить детство. Но, скорее всего, это некое генетическое свойство – умение разговаривать и с людьми вообще, и с детьми в частности – умение говорить просто. Ты сам должен быть внятен и понятен. Думаю, на этом стоит любая литература. А детская – особенно. Ведь если взрослым еще можно задурить голову всякими «измами» и изысками, то ребенка не получится долго обманывать.
– Вы писали свои книги для кого-то конкретного?
– Нет, просто от резвости ума и сердца. Но, вообще, в вопросе «для кого пишешь?» есть разные подходы. Например, Чуковский и Киплинг действительно писали для своих детей.
– А правда, что у собачки Сони был реальный прототип?
– Да, Соня – это реальная собака, которая жила у нас в семье. Но она не единственный реальный герой, в книге также появляется поэт Тим Собакин, с которым мы познакомились на семинаре у Эдуарда Успенского в 1985 году и дружим до сих пор. В новых книгах о Соне он тоже есть, в одной из них ему посвящается целый дневник. Там упоминается и дворник Седов – прекрасный детский писатель, который много лет работал дворником.
– Будет ли продолжение серии книг про умную собачку Соню?
– Всего вышло пять книг. Сначала были «Умная собачка Соня» и «Знаменитая собачка Соня». Потом две книги в стихах: «Азбука собачки Сони» и «Дневник собачки Сони». А осенью прошлого года вышла пятая книга «Соня на даче». Последняя. Думаю, любому писателю нужно уметь вовремя остановиться.
– Вы много написали за 40 лет творческой деятельности, что вам особенно дорого?
– Есть вещи, которые мне нравятся, но они не всегда бывают достаточно востребованы. Например, мне жаль, что книга «Что было в сумке у кенгуру?» выходила только двумя изданиями. Я считаю, что это очень достойное произведение хотя бы потому, что в нем я практически написал фольклор за австралийцев. Но с другой стороны, не все, что писателем создано, обязательно востребовано.
– А ваши работы в кино?
– Мне не очень интересна работа в кино, на мой взгляд, сейчас нет нормальных фильмов. Если говорить об анимации, то из 25 мультфильмов по моим произведениям достойных можно пересчитать по пальцам одной руки.
– Над чем вы сейчас работаете?
– Мы сейчас в соавторстве с моим другом, питерским писателем Михаилом Мокиенко пишем книгу «Как бабы Яги мир спасали». У нас уже выходили совместные книги, одна из них – «Спасти Деда Мороза!» Та, над которой мы сейчас работаем, получается очень злободневной. Там Лихо Одноглазое ходит по рынку с табличкой: «Меняю пол». А бабки Ежки не понимают, говорят: «У нас в избушке пол хороший, зачем его менять?» А Лихо им показывает на молодца и говорит, что это бывшая царевна Несмеяна, которая стала царевичем Хохотуном. Мы специально затрагиваем эти темы. Первоначальное название книги было: «Спасти радугу!», потому что у нас сейчас прекрасное природное явление смешали с символом ЛГБТ, что, на наш взгляд, вообще недопустимо! Нужно защитить радугу от дураков всех мастей, потому что у нас, как всегда, перегибают палку. Но необходимо сохранять здравый смысл, несмотря ни на что!