Евгений Зеленов: Мы обязаны хранить память о Героях Отечества

Иркутская область примет участие в международной молодежной экспедиции «Память сильнее времени», запланированной на август 2024 года и приуроченной к 85-летию разгрома японских агрессоров советскими и монгольскими войсками в районе реки Халхин-Гол в Монголии.

Корреспондент газеты «Областная» встретился с заслуженным военным летчиком, участником организации ветеранов «Боевое братство», полковником в отставке Евгением Зеленовым. С Героем России говорили о том, почему сегодня важна тема патриотического воспитания молодежи.

 

ЛЕГЕНДЫ АВИАЦИИ

Во время встречи Евгений Алексеевич мало говорил о себе, все больше о боевых товарищах. А когда начинал рассказывать о самолетах, его руки профессионально чертили в воздухе траектории полета и посадки.

 

– Евгений Алексеевич, как в вашей
жизни появились армия и небо?

– В роду моем военных не было, я не собирался быть военным. Но летать очень хотел. На земле мало места. Знаете, мне кажется, если человек хочет что-то понять, для этого есть две стихии – небо и море. Море было от меня далеко, а небо – рядом. Я жил там, где были авиационный завод, аэропорт, эти самолеты каждый день перед моими глазами. Еще много читал, нравились книги, связанные с летчиками, – «Два капитана» Вениамина Каверина, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. С легендой нашей авиации Алексеем Маресьевым мне посчастливилось лично встретиться и пообщаться. На выбор профессии оказали влияние и поиски выпускников нашей школы, кто погиб во время Великой Отечественной войны. Вместе с одноклассниками я был увлечен этим делом.

 

– Наверное, интересные были
судьбы?

– Уроженец Самарской области Василий Яшин повторил подвиг Николая Гастелло. На самолете Ил-2, их называли «летающий танк», он защищал небо над Харьковом. Его самолет был подбит, и он направил горящую машину на колонну вражеской техники.

Этот бой наблюдали с земли местные мальчишки. Через полгода немцев выбили из тех краев, ребята нашли воронку и начали копать. Извлекли фрагмент самолета и орден, по его номеру удалось установить имя героя. Мы тогда окунулись в эту историю, списались с очевидцами. У нас был великолепный руководитель нашей группы, профессор, историк Николай Павлович Макурин. Мы побывали на месте последнего боя Василия Яшина. Возложили там цветы, взяли землю, а нам передали орден Красной Звезды героя.

В школе создали музей Боевой славы, с 7-го по 10-й классы занимались поисковой работой. Мы делали тематические стенды, рисовали планшеты о героях. В один из планшетов, посвященных летчику Василию Яшину, я поместил стихи: «Так погибает гражданин и воин, своею смертью смерть неся врагу». Тогда я понял, что хочу в небо не просто за тем, чтобы полетать, а чтобы сделать там какую-то хорошую и важную работу.

 

ОРДЕН ЗА ВОЗДУШНОЕ
ХУЛИГАНСТВО

Работы в небе хватило с лихвой. В 1973 году Евгений Зеленов окончил Балашовское высшее военное авиационное училище. Проходил службу в Военно-транспортной авиации ВВС СССР. В 25 лет – уже командир корабля и летчик первого класса.

С 1978 года – командир отряда в 37-м военно-транспортном авиационном полку 6-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии. В 1979 году проходил службу в Индокитае, выполнял ответственные задания по оказанию интернациональной помощи народам Камбоджи и Вьетнама.

– Свой первый боевой орден я получил за воздушное хулиганство, – вспоминает Евгений Алексеевич. – Это был уже Афганистан, мы базировались в Кабуле. На самолете Ан-12 я выполнял полет из Кабула в Джелалабад, вез запчасти к танкам и самолетам. На окраине аэропорта шли бои, поэтому решил заходить на посадку способом, которому меня научили еще в Камбодже. Чтобы не попасть в зону поражения, нужно лететь на большой высоте и камнем падать вниз. Я принял решение резко снизиться и совершить «короткий» заход на взлетно-посадочную полосу. Когда стал заходить на посадку, начальник штаба армии приказал прекратить выполнять маневр, уйти на второй круг. Но я все же сел. Тогда меня отстранили от полетов.

А потом на взлете расстреляли наш Ан-26. И тогда командир полка меня вызвал, попросил рассказать про мой опыт посадки. Мы со штурманом нарисовали схему заходов. Свой первый контрольный полет я давал заместителю командира полка. Потом по моему опыту стали обучать другие экипажи, а меня наградили орденом Красной Звезды.

 

КАБУЛ, ЧЕРНОБЫЛЬ

В конце июля 1992 года командиру военно-транспортного авиационного полка, полковнику Зеленову поставили задачу – эвакуировать из Кабула российское посольство. Обстановка в Афганистане была тяжелой, моджахеды обстреливали столицу, все наземные пути оказались заблокированными.

– Аэропорт был разбит, диспетчерская служба отсутствовала. В составе трех самолетов мы прибыли в Кабул под моим командованием, нам дали два часа на погрузку, но верить моджахедам было нельзя. И точно, начался мощный ракетно-артиллерийский обстрел. Когда мой транспортник набирал высоту, второй самолет готовился к взлету, а в третий попала ракета. Я дал приказ командиру второго экипажа вернуться и забрать людей. Это было непростое, опасное для жизни людей решение. Я очень долго потом переживал, но на войне по-другому не бывает, – вспоминает Евгений Алексеевич.

Мастерство пилотов выручило – самолеты благополучно приземлились на своем аэродроме. Удалось вывезти и персонал еще четырех посольств. За эту операцию полковнику Зеленову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

 

– В вашей биографии в 1986 году был еще и Чернобыль…

– Я, тогда заместитель командира полка, возглавил отряд самолетов, направленных для ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Нашей задачей было завозить людей. И материалы, которые с вертолета забрасывали в разрушенный реактор, чтобы его заглушить. Конечно, там была зараженная зона, с высоким уровнем радиации. Ребята, которые выполняли эту задачу, они герои, спасшие мир и Европу от радиационного заражения. Мы узнавали потом, что людей, с которыми мы работали, уже нет в живых.

Через несколько лет за те чернобыльские полеты летчика наградят орденом Мужества.

– В 1999 году я стал депутатом Госдумы, тогда шли разговоры об отмене льгот для ликвидаторов-чернобыльцев. Я стоял насмерть за то, чтобы сохранить эти льготы. Спрашивал оппонентов: «Вы там были? Знаете, что это такое?», – отметил Евгений Алексеевич.

 

– Когда вы крайний раз держали штурвал самолета?

– Это было накануне выборов в Государственную думу.

 

– Вам небо снится?

– Да, снится, хоть и не часто. Но, знаете (долго молчит. – Ред.), надо ясно себе представлять, что профессия летчика – особая, и работать в ней без конца нельзя. Я понимал, что когда-то из профессии мне придется уйти, и это случилось.

 

САМОЕ ГЛАВНОЕ –
ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА

– Сегодня вы занимаетесь военно-патриотической работой с молодежью. Почему это важно для вас?

– Неприятно смотреть на современную бездуховность. Хочу, чтобы понятие Родина не было пустым звуком для молодых поколений. Когда я слышу среди молодых разговоры о том, что нужно жить в другой стране, не в России, понимаю, что это страшные разговоры. Если дальше так пойдет, у нас страны не будет. И для чего тогда старшее поколение трудилось, строило страну? Самое главное – воспитать человека, а потом уже дать знания. Поэтому занимаюсь патриотическими проектами по мере сил и возможности. Много времени отдал работе с поисковыми отрядами Новгородчины.

 

– Вы стали инициатором присвоения школе № 3 города Дедовска в Подмосковье имени дважды Героя Советского Союза, генерала армии Афанасия Белобородова.

– С этим героем меня познакомил известный иркутский политик, общественный деятель, депутат Госдумы трех созывов Юрий Тен. Это человек-легенда, истинный патриот Иркутской области.

Чтобы сохранить память о Белобородове, одного желания оказалось мало. Выяснилось, что присвоить имя генерала школе мешают бюрократические препоны, потому что Афанасий Павлантьевич не был прописан в Дедовске.

Зато в конце ноября 1941 года подступы к этому городу обороняла именно его 9-я гвардейская дивизия, ее героическими усилиями наступление фашистов на Москву было остановлено. Он теперь в этом городе, где и завещал похоронить себя вместе с погибшими бойцами, имеет вечную прописку. Отрадно, что губернатор Игорь Кобзев поручил подготовить в адрес губернатора Московской области Андрея Воробьева письмо о рассмотрении этого вопроса. Мы обязаны хранить память о героях, которые защищали свое Отечество. Потеря исторической памяти приводит к тому, что сегодня мы видим на Украине.

 

– Расскажите о проекте «Память сильнее времени».

– VI Международная молодежная экспедиция «Память сильнее времени» намечена на август 2024 года и приурочена к 85-летию разгрома японских агрессоров советскими и монгольскими войсками в районе реки Халхин-Гол на территории Монголии.

Подготовкой занимается Иркутский региональный общественный фонд поддержки участников боевых действий «Ветеран» совместно со Всероссийской организацией ветеранов «Боевое братство». Одним из главных событий экспедиции станет организация сквера Победителей в районе боев у реки Халхин-Гол.

Этот проект очень важен для нашей молодежи. У сегодняшних школьников и студентов должны быть перед глазами примеры легендарных земляков. Это поможет им не только знать историю своей страны, но и быть патриотами Родины.