Парадоксы энергетики
В прошлом номере мы публиковали отчет с круглого стола на тему «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в Иркутской области». Напомним, по информации министра жилищной политики и энергетики области Анатолия Никитина, ЖКХ Иркутской области включает 13 крупных подстанций и станций большой тепло энергетики и порядка 900 котельных. Наиболее острая проблема отрасли – рост потребления электроэнергии.
Это удивительно и парадоксально, ведь мы живем у каскада ГЭС, почему нам не хватает электроэнергии?
Свое видение данной проблемы и путей ее решения сегодня излагает к.т.н., старший научный сотрудник РАН, главный специалист по электроэнергетическим системам ФГБУН Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, заслуженный энергетик Иркутской области, член штаба по газификации при губернаторе Иркутской области Владимир Головщиков.
– Дефицит электроэнергии на юге Иркутской области при колоссальной генерации энергии в регионе, которая составляет порядка 14 ГВт, «берет нас за горло». ГЭСы загружены полностью, при этом они зависят от водности режима. Если последние полтора года вода хорошая, то три года назад водохранилища были почти пустые. Задача тепловых станций в первую очередь – выработка тепла, но они также вырабатывают электроэнергию. Однако эффективная выработка электроэнергии зависит от выработки тепловой энергии на ТЭЦ. В зоне ТЭЦ имеющейся мощности на производство порядка 30% электроэнергии хватает. На севере нашей области есть мощность, но она из-за отсутствия пропускной способности линий электропередачи оказалась запертой. Часть этой энергетической мощности после сооружения одной цепи на 500 кВ в Усть-Куте направили на развитие Восточного полигона. Но что делать с югом? Либо строить станцию, но это долго, либо строить еще одну цепь на 500 кВ, все эти проблемы необходимо решать совместно с собственником En+ и СО ЕЭС РФ. Сейчас готовится послание губернатора Законодательному Собранию Иркутской области. Наш институт также готовит предложения по энергетике к этому посланию, которые предполагается реализовать в обозримом будущем. Летом прошлого года вышел федеральный закон 174-ФЗ, по которому полномочия по развитию сетевого хозяйства отданы на федеральный уровень. Однако централизация касается объектов электрических сетей 110 кВ и выше, но большое число предприятий к таким высоковольтным сетям не подключено. Эксплуатацию и развитие сетей 35 кВ и ниже отдали на откуп субъектам Федерации.
Иркутская область всегда была самодостаточной по электроэнергии, однако на выездном совещании при участии заместителя министра энергетики РФ Павла Сниккарса, которое проходило в феврале текущего года, участники совещания наблюдали, что переток электроэнергии в объеме 150 МВт шел из Бурятии в сторону Иркутска. Еще два года назад такое невозможно было представить. Образованный дефицит энергии на юге области по планам СО КЭС РФ планируется покрывать за счет расширения генерирующих мощностей Бурятии и Забайкальского края.
На различных совещаниях представители федеральных структур, выражая свое мнение, считают, что у нас не может быть проблем с генерацией энергии. Но для решения необходимы средства. В то же время возьмем, например, наболевшую проблему с теплоснабжением города Иркутска. Если ее не решить, то нам уже необходимо сворачивать все жилищное строительство, предельные мощности по Ново-Иркутской ТЭЦ выбраны. Проложим тепловой луч по улице Баррикад, и больше мощности нет. Остро необходимо строить новую станцию в правобережной части города. Наиболее эффективной может быть газовая генерация, уголь требует перевозки в больших объемах, это невозможно из-за отсутствия железной дороги. Приход трубопроводного природного газа в южные районы области пока маловероятен. Остается реанимировать электробойлерные. Опять же возникает проблема, где взять электроэнергию, на юге ее нет. Круг замкнулся.
На середину прошлого года у нас заявок на технологическое подключение на 700 МВт, это больше, чем мощность Иркутской ГЭС. На очереди еще заявки на 80 МВт. По законодательству энергетики обязаны их принимать у социально значимых групп населения, и сроки их исполнения ограничены. Решения есть, но они различны по срокам и затратам, в том числе и самые экзотические. Можно провести еще одну ЛЭП 500 Кв из Братска, но для этого нужны несколько десятков млрд рублей. Тема обеспечения газом по-прежнему не закрыта, но тормозится. Газ Ковыкты работает на экспорт. Нам однозначно по экономике, по социальным условиям, по экологии нужен газопровод в сторону Саянска, чтобы развивать газохимическое производство. На Ковыкте, на мой взгляд, нужно увеличить добычу (возможности для этого имеются). Однако остается констатировать, что газ Ковыкты ориентирован на Китай по газопроводу «Сила Сибири». Газификация области в широком понимании не просматривается.
Многие под газификацией понимают применение газа в быту для населения. Между тем использование газа должно быть комплексным, включая газохимию с получением добавленной стоимости и выходом на розничный рынок продукции, получение удобрений, энергетику – крупную и малую и т.п. В этом случае газ будет доступен и для населения.
Одним из решений, которое предлагают представители лесного комплекса Иркутской области, может быть использование пеллет и щепы. Они могут быть использованы на ТЭЦ и в котельных. Но теплотворность угля и пеллет несоизмеримы. Кроме того, хаотичное индивидуальное строительство на базе деревянного домостроения без развития инфраструктуры водоснабжения, водоотведения, канализации не позволяют решать проблему комплексно и приведут к другим проблемам.
Что касается покрытия дефицита, мое предложение – с помощью технического переоснащения поднять пропускную способность ЛЭП хотя бы на 5%, что реально возможно. На это требуются определенные затраты. Строительство угольных станций маловероятно. Еще вариант – пересмотреть экономическую эффективность по заявленной мощности, которая была указана в договоре энергоснабжения с потребителями. Взимать оплату только за потребляемую мощность, а нереализованную заявленную мощность забирать с баланса организаций или оплачивать ее за более высокую плату. Таких потребителей в области достаточно много.
Анатолий Никитин дополнил, что этот вопрос сейчас решается на федеральном уровне.
– Мы были инициаторами применения платы за неиспользуемые резервируемые мощности.
Минэнерго РФ нас поддержало.
Владимир Головщиков также рассказал о своем отрицательном заключении по вопросу выравнивания тарифов, считая, что говорить об этом можно только после выравнивания социально-экономического положения регионов, например, Московского и Иркутского. Он также отметил , что сегодня меняются тенденции в электроснабжении низовой коммунальной энергетики. Нужно кардинально изменять отношение к ней, при этом она должна быть в приоритете, так как основные потребители здесь. Мировые тенденции говорят о последовательном уходе от централизованного энергоснабжения к малым энергоисточникам и электросетевому комплексу напряжением от 35 кВ и ниже.