Балет о любовном треугольнике

Спектакль про жертвенную любовь и легкомыслие, обернувшееся трагедией, поставила на малой сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского балетмейстер Людмила Цветкова. В основу ее авторской инсценировки лег известный рассказ Антона Чехова «Попрыгунья». Музыку к спектаклю написал петербургский композитор Владимир Баскин.

– Произведение привлекло меня тем, что в небольшом рассказе заключено очень много смыслов, а герои переживают бурю чувств и эмоций, – отметила Людмила Цветкова. – Кроме того, необычен и образ главной героини. Часто в центре литературного произведения женщина, которая жертвует собой, или роковая девушка. Но Ольга другая – легкомысленная и немного наивная. Она идеализирует людей искусства и за внешним блеском упускает настоящую любовь.

Интересно, что история, написанная Чеховым, основана на реальных событиях. Прототипы персонажей рассказа – друзья писателя, художник Исаак Левитан и хозяйка известного салона, где собирались люди искусства, Софья Кувшинникова. Она была замужем за полицейским врачом, который терпел ее свободный образ жизни. Современники свидетельствуют о том, что не узнать реальных людей в героях рассказа было сложно, поэтому публикация «Попрыгуньи» стала причиной ссоры писателя с друзьями.

 

 

– Несмотря на то что Чехов написал этот рассказ в 1891 году, смыслы, которые раскрываются в нем, актуальны и в наши дни, – считает Людмила Цветкова. – Ведь девушки сейчас также часто гонятся за внешними проявлениями успеха и руководствуются корыстью и престижем в выборе спутника жизни, забывая о том, что настоящая любовь проверяется испытаниями.

Сценография балета и костюмы созданы петербургским художником Татьяной Королевой в черно-белых тонах. На сцене минимум декораций: мольберт, кресло, зонт, две веревочные лестницы. При этом видео на экране, которое создал Олег Сергеев, также добавляет дополнительные смыслы сюжету.

– Эмоции в постановке создавались с помощью света, который окрашивал в другие оттенки белоснежную одежду героев, – рассказала Людмила Цветкова. – Особую роль в спектакле играют силуэты – как своеобразный символ эпохи. Герои вырезают их из бумаги, а потом они также возникают на экране. Это не только силуэты людей, но и предметов: люстры, комода и других символов домашнего уюта, которые буквально рассыпаются на мелкие кусочки.

Вначале на сцене появляется автор. Он вырезает из черной бумаги силуэт мужчины и как будто предсказывает Ольге (Екатерина Погибельская) суженого Дымова. Обоих мужчин играет солист балета Юрий Щерботкин. Героиня вначале влюбляется в мужественного доктора, но со временем его место занимают художник Рябовский (Семен Алферов) и поэт (Василий Саенко). Ольга порхает среди мужчин, как бабочка или как попрыгунья-стрекоза из известной басни. Екатерине Погибельской удалось создать очень интересный образ героини.

 

 

– Вначале она была невинна, по-настоящему влюблена, и Дымов ей казался необыкновенным, – пояснила Людмила Цветкова. – Но со временем все менялось, и она становилась другой, увлекалась разными мужчинами, потребительски относилась к мужу, который все терпел из-за любви к ней. Кстати, это первая главная партия Екатерины Погибельской. Она очень интересная, самобытная и искренняя, а также визуально легкая и подвижная в этой роли. Как раз то, что нам нужно было в этой истории.

Финал спектакля трагичен – Дымов у Чехова погибает, заражаясь от пациента дифтеритом. В спектакле же кажется, что причиной его смерти стала сердечная рана, которую нанесла ему супруга. В конце она будто бы понимает, что лишилась чего-то важного, но эпиграф к спектаклю – слова Льва Толстого – говорит нам об обратном: «Есть юмор сначала, и потом эта серьезность, и как же чувствуется, что после его смерти она будет опять точно такая же…».

– Самое страшное, что с героиней даже после такой трагедии внутренне ничего не произошло, ведь она только себя пожалела в этой истории и не поняла, что потеряла близкого и беззаветно преданного ей человека, – отметила Людмила Цветкова.

В спектакле очень интересная современная хореография, красивый свет и пробуждающая эмоции музыка. Все это вместе усиливает впечатление от этой трагической, но трогательной истории.