Родная кровь
Иркутские хирурги впервые провели операцию по родственной трансплантации печени
Операцию по пересадке части печени от родственника родственнику впервые выполнили иркутские хирурги. Эта новость разошлась по всем новостным лентам страны. Как готовилась и проходила уникальная операция, узнали корреспонденты газеты «Областная».
«У МЕНЯ ДАЖЕ ГЛАЗ
НЕ ДЕРНУЛСЯ»
Обычная палата в отделении портальной гипертензии Иркутской областной клинической больницы. С тихим звуком работает настольный телевизор, негромко переговариваются пациентки Алена и Марина (имена изменены). Это сестры, приехавшие из маленького города Приангарья. И если не знать их истории, ни за что не догадаешься о перенесенных страданиях одной и жертвенности другой. Молодые женщины совсем недавно стали участницами уникальной операции по родственной пересадке части печени.
Горе свалилось на семью три года назад. Старшей, 44-летней Алене, врачи поставили страшный диагноз – гепатит С и цирроз.
– Болезнь сначала никак себя не проявляла, я жила обычной жизнью. А потом меня скрутило. Обратилась в больницу, и как гром среди ясного неба прозвучал. Сначала я лечилась как-то. О трансплантации мы не думали тогда. А когда меня прихватило во второй раз, направились в областную клиническую больницу, – вспоминает Алена.
Здесь женщина, страдавшая от внутренних кровотечений, узнала о возможности трансплантации. Год назад ее поставили в лист ожидания.
Марина младше сестры на 10 лет. К тому времени успешная москвичка, она, узнав о диагнозе старшей сестры, примчалась в Иркутскую область.
– Вопрос у нас с Аленой решился за считанные минуты. Не было у меня сомнений. Это моя старшая сестра водилась со мной в детстве, родная кровь. Как можно было поступить по-другому? Единственное, чего я боялась, что могу не подойти как донор. Но все сложилось прекрасно. Я шла на это спокойно, без колебаний и страхов. Когда привезли в операционную, у меня даже глаз не дернулся. Потому что верила нашим врачам, это самая лучшая команда, – рассказывает Марина.
Перед операцией донору пришлось пройти долгие и сложные медицинские обследования. Все параметры для пересадки части печени благополучно совпали.
ПЯТЬ ЧАСОВ
В ОПЕРАЦИОННОЙ
– Пересадка фрагмента печени сложнее, чем пересадка целого органа. Операция требует серьезных микрохирургических навыков, высокоточного оборудования, длительной подготовки. Однако у родственной трансплантации печени есть преимущество: пациент не находится в листе ожидания, операция выполняется в плановом режиме, − подчеркнул главный внештатный трансплантолог минздрава Иркутской области Александр Новожилов.
Подготовка врачей и обеих пациенток к операции была беспрецедентной.
– Изъятие части органа у донора длилось около четырех часов. На операцию у реципиента потребовалось больше времени – пять часов. Хирургические вмешательства у женщин шли параллельно. Особые переживания связаны со здоровьем донора. Здесь все должно быть гарантированно, и это морально большая ответственность, – рассказал хирург отделения портальной гипертензии Иркутской областной клинической больницы Сергей Григорьев, принимавший участие в уникальном медицинском вмешательстве.
В операционных работали шесть хирургов, три анестезиолога-реаниматолога и шесть средних медицинских работников. Поддержать специалистов ИОКБ в проведении первой подобной операции прибыли специалисты из главного трансплантологического центра России – НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова (Москва). Заведующий отделением трансплантации печени Артем Манахов и хирург Михаил Болдарев сопровождали иркутских коллег на всех этапах проведения операции, начиная с изъятия фрагмента печени.
К такой трансплантации в Иркутской областной клинической больнице готовились несколько лет. С начала года пересадка печени стала в регионе шестой, с 2018 года (за время действия программы) провели 57 трансплантаций. Родственная же пересадка была выполнена впервые. Это бесценный и уникальный опыт для иркутских специалистов, которые планируют развивать данное направление. Как показывает практика, в родственной трансплантологии нуждаются и дети с поврежденной печенью. Как сообщили в региональном минздраве, к родственной трансплантации доли печени в Иркутской областной клинической больнице готовились несколько лет. С 2018 года иркутские трансплантологи провели 57 трансплантаций. Родственная же пересадка была выполнена впервые. Это бесценный и уникальный опыт для иркутских специалистов, которые планируют развивать это направление. Как показывает практика, в родственной трансплантации нуждаются и дети с тяжелыми поражениями печени. По рекомендации главного внештатного трансплантолога России, директора НМИЦ ТИО имени академика В.И. Шумакова Сергея Готье, родственные трансплантации печени в Иркутской области планируют проводить пять-семь раз в год. Соотношение трупных и родственных пересадок должно быть один к трем.
Впервые в России родственную трансплантацию печени Сергей Готье выполнил в 1997 году, в том числе родственную трансплантацию правой доли печени по собственной методике.
ВСЕ ПРОТЕКАЕТ
В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ
Сестры после донорской операции держатся мужественно. И переживают за папу, который одновременно с ними в кардиологическом отделении ИОКБ проходит лечение сердца.
– Чувствую себя удовлетворительно. Я же совсем недавно из реанимации. Там время течет совершенно по-другому. Но все позади, и я бесконечно благодарна бригаде врачей за этот шанс, за их заботу и профессионализм, – говорит Алена. На вопрос, вернется ли она в Москву, Марина отрицательно качает головой. – Хочется быть поближе к своим корням. Родители у нас уже в возрасте, нужен уход за ними. И сестре надо помогать.
В палату к реципиенту и донору нас сопровождает врач-невролог отделения портальной гипертензии Аида Манукян.
– Моя компетенция была в том, чтобы обследовать донора по программе по клинически рекомендациям и выявить противопоказания к донорству. Но в нашем случае противопоказаний не было. Донор и реципиент в настоящий момент находятся в удовлетворительном состоянии, все протекает в штатном режиме.
При подготовке учитывались группа крови, антропометрические данные, анатомия печени и другие показатели. Аида Манукян пояснила, что донору изъятие части печени последствий для здоровья не принесет, и в дальнейшем никаких препаратов ей принимать не нужно. Орган способен регенерировать и восстанавливать свою функцию после удаления его части.
Примерно через неделю Марину уже выпишут из клиники. Алене же придется немного задержаться и побыть под присмотром врачей. Женщине назначена имунносупрессивная терапия, и она сможет вернуться к полноценной жизни. Жертвенность сестры и профессионализм иркутских врачей сотворили поистине чудо.