«Дети – дети детей»

Часто спектакли по произведениям классиков на иркутской сцене похожи на изложение уже знакомого по школьной программе произведения в лицах, так что остается только восхищаться гениальностью писателя и мастерством сценографа. Драма «Дети» по роману Ивана Тургенева в постановке режиссера из Набережных Челнов Андрея Шляпина – совсем другая история.

Автор спектакля по роману «Отцы и дети» в полной мере пользуется всеми театральными средствами, создавая многоуровневые метафоры, которые обнаруживают новые смыслы в этом знакомом произведении. Премьера состоялась 24 марта на большой сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова.

Сразу привлекает внимание название спектакля. Принято считать, что именно в противопоставлении «Отцы и дети» заключен смысл произведения Тургенева, где сталкиваются два поколения – старое и новое. Убрав «отцов», режиссер Андрей Шляпин как бы сместил смысловой центр романа. Такой ход автоматически заставляет зрителей задуматься – так ли непримиримо это противостояние или есть некий момент взросления человека, когда родители априори кажутся безнадежными стариками, а все, что ими создано, отвергается без разбора.

 

 

– Мы рассматриваем это произведение как подростковую драму, потому что там есть все ее признаки – два молодых человека, еще не определившихся и не ведущих самостоятельную жизнь, и те определяющие события, которые с ними происходят в начале пути, – отметил режиссер. – Мы решили назвать спектакль «Дети», потому что все мы дети и ими остаемся до конца жизни. А еще я надеялся, что зрители, не обнаружив в названии слова «отец», начнут искать его в спектакле и, возможно, найдут.

В итоге на первый план в постановке выходит не столкновение отцов и детей, а исследование любви во всех ее проявлениях, ведь именно это чувство двигает человечество вперед и помогает детям рождаться.

– Одна из важнейших составляющих этого романа – это любовь между мужчиной и женщиной, – считает Андрей Шляпин. – В жизни молодых людей возникает любовь, и мы смотрим, как она воздействовала на каждого из них. Одного она окрылила, а другого растоптала. Хотя изначально Базаров приехал в дом Одинцовой, чтобы закрутить романчик, но не смог отринуть свои чувства.

Роль Базарова в постановке исполнил Николай Стрельченко. Артисту удалось создать на сцене не просто шаблонный образ некого отрицателя всего, а прежде всего сыграть умного, честного и, несмотря на свои радикальные убеждения, тонко чувствующего юношу.

– Работая над ролью, я изучил, кто такие нигилисты, – рассказал Николай Стрельченко. – И узнал, что это люди, которые все делали вопреки. Например, грубость и резкость в их голосе была для того, чтобы к их речам прислушивались. Можно сказать, что эта некая субкультура того времени. Вместе с тем уверен, что Базаров – хороший человек, потому что он очень честный, и это подкупает. Несмотря на то, что он отрицает три базовые вещи: любовь, социум, религию, он искренне верит в свою концепцию и старается сделать мир лучше. Кстати, на мой взгляд, и сегодня идеи нигилизма живут в разных течениях.

Друга Базарова – Аркадия Кирсанова – сыграл молодой артист Артем Фальковский. Его история любви с Катей Одинцовой, роль которой исполнила Екатерина Константинова, разворачивалась от некой безысходности. Ведь вначале он, как и Базаров, заинтересовался Анной Одинцовой (Анна Дружинина, Инна Королева), которая оказалась неспособной на глубокие чувства. Образ Кати в спектакле пластически сравнивается с борзой собакой, как бы намекая на ее положение в доме сестры. При этом мы понимаем, что эта девушка высоких страстей. Когда она играет на фортепиано, всех буквально сдувает со сцены сильным ветром.

 

 

Постановка наполнена метафорами, которые помогают нам раскрыть характеры героев и их взаимоотношения. Например, Кирсанов-старший (Артем Довгополый) играет на своей молодой любовнице Фенечке (Алена Бочкарева, Ольга Гарагуля), как на виолончели. Голая спина девушки и поднятая вверх коса – гриф в темноте сцены смотрятся очень эффектно.

– Мы брали каждую сцену и разговаривали с артистами про что она, пытались найти образ, через который это можно проявить, – пояснил Андрей Шляпин. – Например, восьмистраничный разговор Базарова и Одинцовой мы перевели в перекидывание яблок. А виолончель – это метафора отношений Фенечки и Николая Петровича, поскольку в их любви много препятствий. Мы вообще вначале сомневались, есть ли там любовь, но решили пойти оптимистичным путем. Но в их отношениях много страхов. За весь роман Кирсанов-старший один раз целует ей руку, при этом у них есть ребенок. Только благодаря Павлу Петровичу (Ред. – Сергей Кашуцкий) они могут признаться в своих чувствах.

Ребенок Фенечки и Николая Петровича возникает в спектакле в виде куклы. Режиссер делает акцент на этот образ и после смерти Базарова, как бы говоря о том, что, несмотря на трагический финал, жизнь все равно продолжается.

 

 

Особенно хочется отметить игру артистов, которые исполнили роли родителей Базарова – Николая Дубакова и Наталии Королевой, и их сценических двойников – слуг Тимофеича и Анфисы – Андрея Винокурова и Елены Мазуренко. Они вложили в свои образы столько нежности, безусловной родительской любви и тоски, что в финале невозможно сдержать слез.

Постановка поражает интересной сценографией, которую создал художник Александр Плинт. Здесь предметы, декорации и даже грунт под ногами героев становится неотъемлемой частью повествования. Все действие спектакля происходит на вращающемся круге, где выстроен подиум в виде креста, заполненный гравием. На протяжении всей постановки Базаров и Кирсанов наполняют им чемоданы, а потом ссыпают обратно, что, скорее всего, можно расценить как метафору Сизифова труда. Однако в финале в чемодане Базарова мы видим зеленую траву как символ надежды. Но наверняка каждый зритель вложит в этот образ что-то свое. Тем и хорош спектакль, во время которого можно размышлять, плакать, смеяться и сопереживать героям.