«С вами говорит сотрудник службы безопасности банка…»

Преступность идет в ногу со временем: вслед за цифровизацией общества криминальные структуры мигрируют в интернет. Только в 2022 году, по статистике Центрального банка, по операциям без согласия клиента похищено около 14 млрд рублей, причем большая часть – 13,5 млрд – у физических лиц.

Для того чтобы противостоять телефонному или онлайн-мошенничеству, правительство Москвы совместно с ГУ МВД России и другими заинтересованными ведомствами в 2022 году запустило проект «Перезвони сам». Его цель: рассказать, как противостоять телефонным мошенникам. Для тех, кто хочет научиться защищаться от телефонных атак, проект проводит обучающие вебинары. Как защитить свои деньги и нервы от мошенников, рассказали сотрудник ГУ МВД России по городу Москве Денис Москаленко и представитель блока информационной безопасности Газпромбанка Николай Пятиизбянцев.

 

Сбрось трубку и перезвони…

Миграция преступности в интернет неуклонно растет, и это связано с высоким развитием цифровых услуг жизнедеятельности общества, считает Денис Москаленко:

– Ежегодно сотрудники правоохранительных органов совместно с аналитиками крупных финансовых компаний в цифровой среде выявляют более десяти новых кибер-преступлений. Это зависит от множества различных факторов, например, внедрение новых разработок ИТ-технологий.

Типовая схема мошенничества состоит из нескольких этапов. Чтобы совершить преступление, мошенник должен получить информацию о своей жертве. Они покупают базы данных – и это уже незаконно, за распространение баз данных предусмотрена уголовная ответственность, тем не менее утечки могут и у госсервисов, и в интернет-магазинах, и базах служб доставок и так далее.

Николай Пятиизбянцев рассказывает, что мошенники по телефону могут представиться сотрудниками банка, Центрального банка, МВД, прокуратуры, ФСБ, консультантом по инвестициям:

– Если вам звонят, называют ваше имя и отчество и даже знают, в каком банке вы обслуживаетесь, где у вас счет, это еще не значит, что вам позвонил сотрудник банка. Совет прост: нужно сбросить трубку и самим позвонить в реальные организации. На сайте проекта sam.mos. ru есть справочник номеров банков и ведомств, в которые можно обратиться для проверки информации.

На стороне мошенников действуют профессиональные психологи. Есть определенные приемы, когда у человека отключается критическое мышление, человек верит всему, что ему рассказывают. Они используют уязвимые места человеческой психики: страх и жадность. Если в телефонном разговоре вас запугивают, требуют немедленно совершить какое-то действие или обещают быстрый заработок, то это мошенники. Вот примеры языка, на котором говорят мошенники:

«Если вы не предоставите данные в течение пяти минут, то ваши средства заморозят». «Вы сможете умножить свой капитал всего за несколько дней». «Или вы мне говорите пароль или не получите перевод». «Скажите код из смс прямо сейчас, чтобы вашу карту не заблокировали навсегда». «Другим людям нельзя ничего сообщать из-за уголовной ответственности о разглашении банковской тайны». «Мы переведем ваши средства на безопасный счет». Запомните, таких счетов не существует, слышите про «безопасный счет» – это точно уловка мошенников.

 

Высокий доход?
Вас разводят!

Вы слышали, что кто-то когда-то купил выгодные акции и тут же стал миллионером. А это законно? Да, это инвестирование – вложение своих или заемных средств для получения прибыли. Это целая финансовая отрасль, которая живет по своим правилам. Главное – понимание риска, что вместо прибыли инвестор может получить убыток.

Как правило, инвестором становится человек, который уже располагает значительными финансовыми средствами и думает о том, как их сохранить или приумножить. Даже если вы работаете с легальной компанией, например, крупным инвестиционным фондом, инвестировать последние рубли и уж тем более брать для этих целей кредит – плохая идея.

 

Цифры говорят

Инвестиции как способ мошенничества

В сравнении с 2021 годом рост преступлений, связанный с мошенничеством в сфере инвестиций, в 2022 году составил 31%

 

Инвестиционным компаниям по закону запрещено гарантировать, предсказывать какой-то быстрый и большой доход с инвестиций. Исключение составляют только банковские вклады под проценты – они гарантируют доход, но процент там, как правило, невелик. Если вам предлагают по телефону или в интернете очень высокую доходность от вложенных денег, это уже повод насторожиться.

Скорее всего мошенник отправит вас на сайт, похожий на сайт какой-то известной компании. Вам выделяют так называемого «финансового эксперта», заводят вам личный кабинет. Перевели деньги? Они отразились на сайте. Какое-то время вы даже будете видеть, что ваш доход быстро растет. Но при попытке забрать деньги «личный кабинет» исчезнет, а ваши деньги пропадают. На самом деле у вас их украли еще в тот момент, когда вы осуществили перевод. Другой вариант – когда вы попробуете вывести деньги, у вас начнут выманивать дополнительную сумму, например, комиссию за вывод денег и за уплату налогов. Этих денег вы тоже не увидите…

У вас уже нет денег? «Финансовый эксперт» предложит взять кредит в банке, ведь «схема надежнейшая», и буквально через неделю все вернется с процентами. Даже когда человек отдал все деньги, набрал кредитов, мошенники не останавливаются. Появляются якобы специалисты по предоставлению консалтинговых услуг, которые обещают помочь вернуть потерянные на инвестициях деньги, но для этого снова нужно внести определенную сумму. Словом, почувствовав «слабину», жулики будут доить легковерного «клиента» до конца.

Иногда мошенники просят установить на компьютер или телефон программу, которая обучает инвестированию. Но и это уловка: часто под видом «учебника по инвестициям» пользователь устанавливает на устройство зловредную программу, через которую преступники могут удаленно подключаться к банковскому приложению и переводить средства без ведома пользователя.

Все-таки хотите стать инвестором? Запомните простые правила инвестирования: выделяйте на эти цели сумму, которую готовы потерять безболезненно. Уточняйте, какую комиссию придется заплатить брокеру, не забывайте о необходимости уплачивать налоги с дохода от инвестиций. И главное – не верьте обещаниям телефонных анонимов. Для начала обратитесь в свой банк, там вам подскажут, с чего лучше начать.

 

Если человек в курсе новых «схем», то он скорее всего не попадется. Вот самые популярные предложения, с которыми мошенники обращаются к людям в этом году:

Вас просят перевести деньги
на безопасный счет.
Сотрудник банка никогда не будет просить вас
переводить средства на безопасные/ страховые/
анонимные счета.
На вас взяли кредит, чтобы его
отменить, нужно взять новый.
Нельзя отменить взятый кредит новым.
Существует рефинансирование кредитов: чтобы
погасить старый кредит, можно взять новый с
более выгодной ставкой, но кредит не исчезает,
он остается. Мошенники же говорят, что можно
аннулировать кредит.
Звонок сотрудника
Центрального банка России.
ЦБ РФ не работает с физическими лицами, не
открывает счета, не дает кредиты, гарантии и не
знает данные клиентов коммерческих банков.
У вас запрашивают OTP-код,
CVC2/CVV2.
Такую информацию должны знать только вы.
При входящем звонке нельзя сообщать кодовое
слово, его говорите только вы, если сами звоните
в банк.
Подменить номер мошеннику
ничего не стоит, поэтому
сейчас операторы мобильной
сети должны подтверждать
номера своих клиентов в
реальном времени.
Например, Зоя пользуется оператором мобильной
связи А, ее подруга Нина – оператором Б. Когда
Нина звонит Зое, то оператор первой должен
подтвердить то, что звонит действительно Нина.
Звонок сотрудника
правоохранительных органов.
Процессуальные действия по возбужденному
уголовному делу или в рамках доследственной
проверки всегда должны оформляться на бумаге.

Преступники постоянно меняют свои приемы, если что-то перестает работать, сразу появляется что-то новое.

 

Предупрежден, значит вооружен

– Сейчас идет новый тренд: мошенники звонят и говорят, что зафиксирован с вашего счета перевод денег в пользу вооруженных сил Украины, и вас могут привлечь к уголовной ответственности за измену Родины, – рассказывает Николай Пятиизбянцев. – Люди пугаются, критическое мышление отключается. Однако иностранные карточные системы Виза и Мастеркард ушли из России, и сейчас просто сделать какой-то перевод из России в Украину проблематично. Не все банки предоставляют услугу международных переводов. Зайдите в мобильный кабинет, проверьте переводы, если их нет, то это звонят мошенники.

Отдельно нужно сказать, что сотрудники полиции не используют мессенджеры для опросов свидетелей или сбора показаний. Как рассказал Денис Москаленко, если сотруднику полиции необходимо взять какие-то пояснения по уголовному делу, он вызывает гражданина повесткой, которая приходит по почте, или приезжает сам.

Получили звонок через мессенджер, значит на связи лжеполицейский. Даже если вам сбросили фото удостоверения личности майора юстиции, не верьте, для специалиста в графическом редакторе нарисовать такое удостоверение дело пяти минут.

 

Вас обманули.
Кто виноват?

Важно понимать, что у клиента и у банка есть обязанности по отношению друг к другу. Банк может обеспечить безопасность средств клиента только в рамках своих обязательств. Например, по федеральному закону «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ банки обязаны информировать клиентов о всех операциях. Если была мошенническая операция, а банк не прислал вам о ней информацию, то виноват будет банк. Кстати, если вам звонит «сотрудник банка» и сообщает, что видит такую операцию, а вы не получали сообщение от банка, то, вероятно, это мошенник.

Что происходит, если клиент сообщил в банк о мошеннической операции или компрометации средства платежа? Вся ответственность за последующие операции лежит на банке, он не требует от клиента дополнительных действий, клиент не должен их куда-то «выводить», «сохранять средства» и так далее. Обычно банк просто блокирует карты, выпускает новые и меняет пароли.

Если банк выдал кому-то кредит на ваше имя по поддельным документам, или недобросовестным сотрудником похищены ваши средства, то это вина банка. Банк либо сам вернет деньги, либо это можно сделать через суд.

Но за то, что происходит на стороне клиента, отвечает клиент! Если человек сам сообщил аферистам код, указанный на обратной стороне карты, сам продиктовал коды из смс, сам перевел деньги и сам дал доступ к мобильному банку, то это вина клиента. Деньги в этом случае не вернутся, потому что нет вины банка.

Что же делать в такой ситуации? Обратиться в полицию и помочь им найти мошенников.