Школа юных атаманов

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Именно в такой связке работают 17 казачьих классов Приангарья: классный руководитель и казак-наставник. Много лет традиции и обычаи казачества прививались учащимся, начиная с пятых и шестых классов. В прошлом году в Кудинской средней школе Иркутского района впервые набрали первоклашек. С первых уроков дети усвоили главное правило: казак не вправе считать себя казаком, если не знает традиции и обычаи.

 

САМЫЕ ПЕРВЫЕ

Школа в селе Куда Иркутского района основана в 1856 году и начиналась с одного класса грамотности, а теперь здесь учатся ребята с первого по одиннадцатый класс в две смены. Есть и свой казачий класс – 16 мальчишек и восемь девчонок. А при них – казак-наставник. Школьные знания первоклассникам дает классный руководитель Елена Макарова.

– Двадцать три года я проработала в Иркутске, в школе № 6 в Первомайском, это моя родная, любимая школа, но по семейным обстоятельствам переехала в Хомутово, – рассказывает Елена Георгиевна. — Пришла в Кудинскую школу, работаю шестой год. С казачеством познакомилась еще в прошлом году. Наш прежний директор – Коврига Вероника Миколо рассказала, что есть такая идея – открыть казачий класс. Я согласилась, потому что новое всегда интересно.

 


В Кудинской школе открылся казачий класс для первоклассников – первый в Иркутской области

 

Летом для ребят постарше в школе организовали пришкольный лагерь дневного пребывания «Казачок». Изначально, как отмечает Елена Макарова, в Кудинской СОШ планировалось открыть два первых казачьих класса, но в ходе родительских собраний решили, что все-таки казачий класс будет один. Теперь на утренних построениях в школьном коридоре слышится: «Первый казачий «А» класс на поверку построен!».

– Провели с родителями подготовительную работу, рассказали, и все желающие записали детей в казачий класс. В родословных некоторых ребят были казаки, несколько пап на родительском собрании захотели подготовиться к верстанию – обряду принятия в казаки, но это процесс не быстрый.

Себя Елена Макарова называет абсолютно светским человеком, который, однако, теперь крепко связан с казачеством. Связующим звеном между школой и Иркутским войсковым казачьим обществом является казак-наставник Роман Хомкалов.

 

В КАЗАЧАТА – ЧЕРЕЗ ИГРЫ

Педагогический стаж Романа Хомкалова — восемь лет. Начинал он в Бодайбинской школе как учитель истории и обществознания, а сейчас Роман Сергеевич – заместитель директора по учебновоспитательной работе и педагог дополнительного образования по патриотическому воспитанию.

– Мой дед был кубанским казаком, но в семье, к сожалению, о казачестве не рассказывалось. Так получилось, что дедушки рано умерли, а в семье в основном девочки. В наше Иркутское казачество пришел из-за казачьего класса. Сказали, что нужен наставник с педагогическим образованием. Найти такого человека оперативно довольно-таки проблематично, и я решил вступить в казаки, – поделился с нами казак-наставник.

 


Казачий класс ведут Елена Макарова и казак-наставник Роман Хомкалов

 

У казачат каждый день насыщенный: сначала уроки – в образовательном процессе стандартная программа первого класса. А вот на перемене – строевая подготовка, после занятий – дополнительный час.

– Казачий компонент мы реализуем через воспитательную работу, дополнительное образование. Важно духовно-нравственное развитие ребенка. Работаем по внеурочной деятельности: через казачий фольклор, встречи с отцом Вячеславом и атаманом Хомутовского хуторского казачьего общества. Это не уроки, а беседы, – добавляет Елена Макарова.

Несмотря на то что казачата – первоклассники, спрос с них как со взрослых. Прошлой осенью дети прошли обряд посажения на коня. Данный обычай имеет исторические корни. В старину посажение на коня, или посвящение сына в казаки, нередко проводилось, когда мальчику исполнялся год, или когда появлялся первый зуб. В этот день отец усаживал наследника на коня, подрезал ему чуб, а потом возвращал матери со словами: «Вот тебе казак!». К прядке состриженных волос полагались вполне себе взрослые подарки – папаха, шашка, седло, пороховница и даже ружье. Столь серьезные казачьи атрибуты, как правило, приносили в дом старшие родственники младенца. Его отец в свою очередь преподносил родственникам чарку. Сегодня обряд имеет скорее символическое значение, тем не менее дисциплинирует школьников, ведь теперь они казачата.

Классный руководитель следит за успеваемостью, казак-наставник – за дисциплиной и формой. В этом Роману Хомкалову помогает атаман класса.

– Ребятишки только-только пришли в школу, вникают в образовательную систему. Атаман класса Александр Герфанов рапортует, кто присутствует, кто отсутствует. Если у него что-то не получается, подходит ко мне, советуется. Со стороны, может быть, выглядит забавно, но я понимаю, что это очень важно для него. На построении рассказываю казачатам о значимых датах, которые выпадают на этот день. Проводим небольшую строевую подготовку на 10–15 минут, а после они идут на занятия. Решили потихоньку одно-два строевых упражнения давать. От ежедневных тренировок эффект есть, – уверен казак-наставник.

 

НЕ ХУЖЕ СТАРШИХ

Несмотря на то что казачата – первоклассники, они уже многое умеют и знают. В этом убедился начальник отдела по патриотическому воспитанию, развитию казачьего образования и традиционной казачьей культуры Всероссийского казачьего общества Александр Ожеред, посетивший Кудинскую школу в рамках рабочей поездки.

– Большое впечатление произвела на меня Кудинская школа, – отметил Александр Ожеред. – Видно, что первый класс воспитывается в казачьих традициях на высоком уровне.

Педагог и казак-наставник действуют в единой связке, создавая для казачат среду, состоящую из казачьей культуры и современных стандартов образования.

– Мы друг друга поддерживаем, Роман Сергеевич всегда спросит, как ребята, все ли пришли. Они такие маленькие, но многое умеют, – с гордостью говорит об учениках Елена Макарова. – Участвуем во многих конкурсах, которые проводит Иркутское ВКО, выезжали на казачьи игры в Шелехов, принимали участие в конкурсе «Любо, казачка!» и заняли второе место с номером от своего класса. В следующем учебном году станет на один казачий класс больше.

Роман Хомкалов уверен, что казачий компонент в образовании – это огромный плюс.

– Дети относятся серьезно, ведь это начало их образовательного процесса. Ездили на казачьи игры, смотрели, как старшие ребята демонстрируют строевую подготовку. С уверенностью могу сказать, что вместе с ребятами и я окунаюсь в казачью культуру.