Портрет «среднего» избирателя, или Кто пойдет на выборы?
В пресс-центре газеты «Областная» прошло заседание «Экспертного клуба» газеты «Областная». Марк Ананченков, руководитель Иркутского регионального представительства МООО «Российское общество политологов», Иван Комельков, председатель Молодежного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области, Роман Труфанов, депутат Молодежного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области, Владислав Шиндяев, региональный эксперт ассоциации «Независимый общественный мониторинг», и Сергей Шмидт, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ оценили электоральную активность в Иркутской области, составили портреты «среднего» избирателя и «среднего» кандидата, а также поразмышляли над тем, какой будет избирательная кампания, какие темы будут обсуждаться, какие каналы распространения информации будут востребованы.
Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ, главный редактор газеты «Областная»:
– Как вы оцениваете ситуацию в регионе накануне избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области?
Сергей ШМИДТ:
– Наш политический ландшафт «слипся», «слился», словом, стал чрезвычайно однообразен. Выборы сейчас проходят в ситуации, обус ловленной переходом России к «контактной геополитике», поэтому будет очень интересно посмотреть, как основные политические силы, и я не «Единую Россию» имею в виду, будут «отпозиционироваться» от партии действующей власти, поскольку спорить по основному вопросу – «украинской баталии» – сейчас среди легальных политических сил не принято.
В 2018 году участники избирательной кампании могли высказываться по-разному не только по поводу итогов чемпионата мира по футболу, но и относительно пенсионной реформы (в середине 2018 года российское правительство одобрило постепенное повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет и для мужчин до 65 лет – прим. ред.). Теперь я вообще не представляю, какая может быть дискуссия по главному вопросу внутренней и внешней политики современной России. Какие ходы будут находить коммунисты, справедливороссы, «Новые люди» и ЛДПР, чтобы хоть как-то отличиться от «Единой России»?
Если мы сравним в Иркутской области выборы в Законодательное Собрание 2018 года с выборами в Госдуму в 2021 году, то сравнение будет не в пользу последних. Да, 2018 год можно признать исключительным, и это не только чемпионат мира по футболу, и не только то, что Путин «распечатал» четвертый срок, а и пенсионная реформа, и фактор губернатора-коммуниста. Но в 2021-м тоже были ожидания конфликтности и, в силу этого, интересности выборов. Спросите своих друзей и знакомых, что им запомнилось? Танцы Виктора Кондрашова (экс-мэр Иркутска, депутат Законодательного Собрания Иркутской области Виктор Кондрашов исполнил танец «Уно» группы Little Big на фоне Байкала – прим. ред.) и косичка школьника в 47-м лицее (политик Сергей Тен поддержал руководство лицея, которое не допустило до занятий подростка из-за неуставной прически – прим. ред.). И ничего больше.
Впрочем, в иркутской региональной политике всегда имели определенный вес абсолютно «шекспировские страсти» вроде тщеславия и амбиций. Люди могут не жалеть денег на то, чтобы реализовывать такие свои устремления в региональной политике. Так что вспышка той или иной конфликтности возможна. Материальные интересы бизнесменов, «шекспировские страсти», тщеславие и амбиции – вот с этим я связываю основные ожидания по поводу того, что выборы будут интересными.
Владислав ШИНДЯЕВ:
– Любые выборы для любого кандидата – это реализация инстинкта доминирования. Здесь всегда в приоритете амбиции. Почему так изменяется, как вы сказали, «ландшафт»? Потому что у нас менялась политически страна. Десять лет назад, в выборах 2013 года в Законодательное Собрание участвовало более 20 политических объединений, в выборах принимали участие колоссальное количество кандидатов – полторы тысячи! И эти люди, каждый по-своему, влияли на повестку. В 2018 году кандидатов было уже около тысячи, а сейчас их будет еще меньше. Но не исключено, что сами выборы будут жестче.
Любая предвыборная кампания – это затратная вещь. Для большинства кандидатов-одно мандатников выборы обходятся в среднем в 5–7 млн рублей. И это только официальные данные, по которым они отчитываются, реальные цифры на порядок выше. Экономическая ситуация в стране изменилась, поэтому мы понимаем, что сейчас люди пойдут на выборы более осмысленно.
Кто пойдет на выборы? Напомню, что одномандатники – это только половина, а вторая половина идет по партийным спискам. Среди них есть те, кто идет просто заявить о себе, это политические администраторы, для которых выборы – инструмент политической карьеры. Присутствуют и представители предпринимательских структур, часто они выступают в роли политических инвесторов.
Есть пласт политических функционеров, которые являются эффективными политиками, но они не несут каких-то идей и проектов. В партийных списках преимущественно больше сильных политических функционеров с опытом.
Иван КОМЕЛЬКОВ:
– Действительно, с 2018 года очень многое поменялось, поменялась и политическая повестка. И в принципе должна кардинально измениться повестка кандидатов в депутаты в нынешний созыв Законодательного Собрания. Наверное, сейчас очень трудно будет искать повестку всем тем партиям, которые когда-то шли на протестной истории. Смогут ли они найти нужные механизмы, потому что сегодня все сосредоточено на том, чтобы поддержать нашу страну в этих условиях, поддержать президента, поддержать тех, кто находится в зоне боевых действий.
Мы с коллегами недавно проводили форум молодых политиков. И с молодежью, представителями разных молодежных общественных организаций пытались составить идеальный образ молодого политика, какими качествами он должен обладать. Мы пришли к выводу, что он должен быть не человеком за трибуной, а человеком в поле, человеком дела, который может взять пакеты с продуктами и принести бабушке, которая находится на самоизоляции, или отправить гуманитарный груз жителям Донбасса. Это человек, который честно и открыто выражает свои мысли и делает все для того, чтобы регион и город развивались. И, конечно, он должен быть в постоянном контакте с жителями и избирателями.
Марк АНАНЧЕНКОВ:
– Сегодня внешняя политика определяет все, в том числе и внутриполитические процессы. Через весь политический ландшафт, и федеральный, и региональный, красной нитью проходит тема СВО. Безусловно, это станет ключевым фактором в ведении избирательной кампании. Когда мы фиксируем индексы общественного мнения, мы видим, что превалирует положительная оценка нашей внешней политики, одобрение действий президента Российский Федерации и государственных институтов.
Но по-прежнему, как и в предыдущие годы, мы обращаем внимание, что большая часть молодых людей остается вне политики. Есть небольшой пул молодежи, которой это интересно, но основная масса молодых избирателей по-прежнему в выборах не участвует.
Роман ТРУФАНОВ:
– Считаю, молодежь будет активно представлена среди кандидатов предстоящей избирательной кампании, это уже можно говорить с достаточной уверенностью.
Представлена она будет как среди кандидатов партии власти, так и среди оппозиционных партий. Естественно, для многих из них определяющей повесткой будет специальная военная операция – помощь бойцам, добровольчество, волонтерство.
Но среди партий оппозиционных, которые сконцентрированы прежде всего на социальной повестке, также мы ожидаем молодых кандидатов, и с учетом того, что они будут представлены достаточно широко, есть большой шанс, что в следующем созыве самый молодой депутат Законодательного Собрания будет гораздо моложе, чем в этом.
Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ:
– Мне кажется, сейчас в обществе есть запрос на новую формацию политиков. На цельную политического фигуру, на человека, который не только имеет убеждения, но и готов их отстаивать. В 90-х и отчасти в нулевых сформировался образ политика как прожженного циника, который готов исполнять определенные предвыборные ритуалы, но свои интересы всегда ставит выше интересов избирателя и государства.
Сейчас на место циников приходят цельные фигуры, люди, которые твердо стоят на патриотических позициях, или – чего уж там – научились мастерски маскировать свои интересы. Все больше политиков опираются на репутацию участника СВО, делают акцент на участии в волонтерских проектах, в сборах. Но возникает вопрос: а как политики будут работать с той частью избирателей, которая, скажем так, не заявляет публично о поддержке СВО?
Владислав ШИНДЯЕВ:
– Думаю, с этой темой работать не будут, более того, в рамках кампании будут максимально от этой темы дистанцироваться. Те политики, которые пошли туда, которые обладают положительным социальным капиталом, будут поддержаны людьми.
Есть еще одна серьезная проблема с темой СВО: она не несет за собой конкретной региональной перспективы. На местах люди хотят жить лучше, хотят больше зарабатывать, хотят развития инфраструктуры, хотят развития образования и здравоохранения и внимания к повседневным нуждам. И это та повседневная повестка, из которой строится предвыборная кампания, которую ждут от конкретных кандидатов.
Сергей ШМИДТ:
– У «Единой России» есть соблазн всю избирательную кампанию выстроить вокруг темы СВО, и социология подтверждает, что это нужно делать. Насколько мне известно, партия попробует провести через списки одного участника специальной военной операции, жену мобилизованного и человека, возглавляющего предприятие, работающего на нужды российской армии. Даже, говорят, есть высочайшая установка: наполнить законодательные органы в регионах новыми ветеранами и людьми, связанными с военной операцией. Но если увлечься этой темой (не требующей, кстати, глубокой подготовки, бери любую речь президента и цитируй), есть риск потом столкнуться с тем, что на избирательные участки придут люди, которые бы хотели видеть на выборах в Законодательное Собрание отражение именно региональной повестки.
Как можно выйти из этой ситуации? Думаю, для кампании будет очень важно участие губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. Насколько мне известно, губернатор активно ей занимается и, судя по всему, «Единая Россия» будет подаваться как команда действующего губернатора. Эта кампания опирается на хороший рейтинг Игоря Кобзева. По некоторым сведениям, рейтинг губернатора Иркутской области сравним с рейтингами топовых российских политиков, например, с рейтингом мэра Москвы Собянина. А значит, это можно конвертировать в голоса избирателей.