Драма без пессимизма
Корриду на велосипеде, огромные апельсины, а еще южный колорит, роковую любовь и страстные танцы можно увидеть в пластическом спектакле «Кармен» по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме. Его поставила на большой сцене Иркутского областного театра им. Н.М. Загурского хореограф-постановщик Ирина Ляховская из Санкт-Петербурга, уже знакомая иркутянам по спектаклю «Бесприданница». Она создала необычную инсценировку известного произведения, лишенную привязки к месту и времени действия.
– Хотелось, чтобы наш рассказ не резонировал только на уровне этнографии, – отметила Ирина Ляховская. – Нам было важно, чтобы зрители вместе с артистами проживали понятную каждому человеку историю любви. Всю ту гамму чувств, которая врывается в жизнь, когда ты встречаешь своего человека, перестаешь быть один. При этом, когда у тебя начинаются отношения, ты одновременно вступаешь в поединок, ведь другой человек, даже самый близкий, всегда иная Вселенная.
Музыкальное оформление создал композитор, лауреат премии «Золотой софит» Анатолий Гонье из Санкт-Петербурга. В основу постановки легла знаменитая опера «Кармен» Жоржа Бизе, но композитор создал для нее оригинальные треки. Также в спектакле прозвучит музыка современных европейских композиторов.
– Оттолкнувшись от произведения Проспера Мериме, я старался воспроизвести темпераментность и дух произведения в музыкальном ключе, – отметил Анатолий Гонье. – Поскольку слов в спектакле нет, взаимодействие со зрителем происходит на уровне интуиции, было важно донести чувства и эмоции, заложенные в концепции постановки. А самое главное здесь – любовь во всех ее проявлениях, которую мы пытались передать музыкой.
И, безусловно, хореографией. В постановке можно увидеть танец в стиле контемпорари (стиль современного танца – авт.), модерн и джаз, а также увидеть сцены, где артисты импровизируют.
– Мы создали полотно в жанре танц-театра, – отметила Ирина Ляховская. – Это пластический спектакль, не балет, ведь там действие строится по конфликту образов. Мы предлагаем вниманию зрителей форму, которая развивается по закону драматического спектакля, но решенную хореографическим языком.
Декорации в постановке условны. Художник Ирина Зайцева из Санкт-Петербурга также далеко отошла от исторического костюма. Основной идеей было выразить характер героев. Например, для Кармен, партию которой станцевала прима театра Татьяна Чиркова, был выбран традиционный красный. А для сцены корриды был создан специальный велобык. В постановке артисты вообще очень часто взаимодействуют с предметами: платками, зонтиками, апельсинами. В остальном сценография постановки минималистична, используются естественные, приглушенные оттенки. Особую теплую атмосферу на сцене создает свет.
– «Драма без пессимизма» – это прекрасная цитата Астора Пьяццоллы, который так говорил про танго, – пояснила Ирина Ляховская. – В том смысле, что в этой музыке есть острота, но центр тяжести не в трагическом финале, а в страстной жизни. Так и в нашем спектакле – это история того ядерного взрыва, который называется любовь и дает начало новой жизни. Наша история не гладкая, не розовая, это что-то сложное, но красивое, живое и настоящее.
Интересен и образ самой Кармен. В оригинальном произведении – это роковая женщина, которая погубила множество мужчин. В спектакле Татьяна Чиркова (в другом составе – Дина Михеева) создала немного другой характер.
– Кармен для нас – это чудо любви, – пояснила Ирина Ляховская. – Это волевой, страстный, женственный и одновременно ребячливый образ. Не нужно забывать, что Хосе и Кармен – очень молодые люди. Отсюда особая острота чувств. Они жаждут новых впечатлений, особенно Кармен.
– Это интересный для воплощения на сцене образ, ведь либо в тебе есть черты характера, присущие Кармен, либо нет, – считает Татьяна Чиркова. – Если их нет, то нужно разбудить эту порывистость и страсть. Сделать это помогают хореография и музыка, которые в постановке на высоте. Музыка филигранна, как будто ты воплощаешь в себе целый оркестр. Хореографическая лексика яркая, в нее зашито очень много танцевальных направлений.
Интересны в постановке и образы других персонажей. Роль гордого и своенравного Хосе в разных составах исполнили Антон Белов и Дмитрий Михеев. Опасный образ Гарсиа воплотил Александр Жоров. Партию Лукаса станцевали Семен Алферов и Василий Саенко. Роль офицера исполнил Юрий Щерботкин.
В целом создателям спектакля удалось создать яркое и очень эстетичное хореографическое полотно, которым можно наслаждаться вне зависимости от того, как зрители относятся к спорному образу Кармен. Стильные костюмы, красивая музыка и интересная пластика постановки не многих оставят равнодушными.