Александр Карнышев: «Чтобы сохранить себя, общайтесь с природой»
Известный российский психолог, доктор психологических наук, профессор ИГУ, автор более 450 научных работ и бывший заместитель председателя Народного Хурала Республики Бурятия Александр Карнышев выпустил книгу, посвященную байкалотерапии. О том, как Священное море влияет на нашу психику, чем японцы похожи на коренных жителей прибайкальских поселков, на что следует обращать внимание, избирая депутатов, и о многом другом мы поговорили с Александром Дмитриевичем накануне его 75-летия. Непосредственно в день рождения, 17 апреля, он находился в Санкт-Петербурге на научно-практической конференции «Парыгинские чтения», где выступал с докладом о психологическом здоровье человека.
Ложь самому себе вредит психике
– Предлагаю для начала поговорить о психологическом здоровье. Мы пережили пандемию коронавируса, и сейчас сложное время. Люди находятся под прессом новостей. Как справляться с постоянным стрессом, вызовами извне?
– В определенные времена мы чувствуем себя, извините за выражение, «нараскоряку» в своих позициях, убеждениях, взглядах, и это самое плохое, что может быть. Раздвоенность чувств ни к чему хорошему не ведет, она плоха, прежде всего, когда касается тебя лично. Ты раздвоен по отношению к самому себе. У японского поэта Исикава Такубоку есть хорошие слова: «Другим ты можешь сказать, что это происки и наговоры. Но что ты скажешь, если спросит сердце?» Или помните в «Служебном романе» такие строки: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Лгать можно другим, но только не себе, это приводит к минусам в психологическом здоровье человека.
А что сделал ковид? Он нас изолировал от общества и во многом друг от друга. Психологи давно заметили, что человек может пережить в обществе разные неурядицы, разлады и так далее. А когда он остается один, ему гораздо сложнее. Здесь и наступают моменты, когда подходит депрессия, возникает враждебность к миру, не грусть-тоска, а впечатление, что ты как личность теряешься где-то.
Чтобы сохранить себя, свое здоровье, на мой взгляд, важно главное условие – общение с природой. У меня несколько книг посвящены этим проблемам. В апреле вышла новая книга «Байкалотерапия: ресурсы природы для психологического здоровья». Основной посыл таков – с древности люди почувствовали, что вода и природа Байкала оказывают оздоравливающее влияние.
Байкал стимулировал шаманизм
– Как это происходит?
– Когда встречаешься с синевой Байкала, видишь, как вдалеке голубая вода сливается с голубым небом, тобой овладевают очень возвышенные чувства, которые соединяют тебя с природой. Ты ощущаешь себя по-настоящему слитым с гармонией окружающего мира. Ты успокаиваешься. Видимо, древние люди это остро чувствовали. Ведь в нашем регионе была развита религия тэнгэри – Вечного Синего Неба. Байкал – отдушина, которая помогает нам переживать многие психологические трудности.
У якутов есть сказание о витязе Эр Соготохе времен Чингисхана. Он приходил к Байкалу раненый, и тот его излечивал в физическом и духовном плане. Когда в 2007 году я писал первую книгу «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий», то в сибирских сказаниях наткнулся на эту историю и понял, что мы очень плохо знаем Байкал. Мы отбрасываем историю его влияния на людей.
Эти вещи особенно интересно узнавать от людей древних и от иностранцев. У них свой специфический взгляд. Я считаю, что жители прибайкальских поселений по менталитету похожи на японцев. Кроме созерцания природы, тут играет роль еще серьезный фактор – эти народы общинные. Сейчас, конечно, все меняется, Япония урбанизируется.
В 1975 году я был командиром студенческого отряда на острове Шикотан, на обработке сайры. Тогда впервые мы по радиоприемнику стали слушать японские песни. Меня поразило, что они такие же тягучие, общинные, как наши «Славное море» или «Бродяга к Байкалу подходит».
Доктор медицинских наук Масару Эмото, который приезжал на Байкал и проводил оригинальнейшие эксперименты с водой озера, почувствовал связь байкальского аборигена с японцем. А еще обратил внимание, что рельеф Байкала, его расположение сходны с конфигурацией японских островов. До интервью с ним я никогда об этом не задумывался.
Со временем, читая многих зарубежных исследователей, я пришел к мысли, что Байкал стимулировал местный шаманизм, в основе которого преклонение перед природой. И люди разных религий и верований, даже атеисты, стараются следовать байкальским обычаям – «капать» (бурханить), не плевать в воду и пр.
Потребителей на Байкале становится все больше
– В своих исследованиях вы общаетесь с местным населением на Байкале? Меняется ли психология жителей его побережья? Ведь те же владельцы турбаз могут рассказывать туристам красивые легенды о чистоте и святости озера, а потом сливать отходы в него.
– Я делаю социально-психологические исследования отношения к Байкалу. Это основа основ моих взглядов как социального психолога. Я сам родился и вырос на Байкале, жил в деревне Оймур на берегу залива Провал, в Байкало-Кударе там же, в Дубинино. Мой отец, инвалид Великой Отечественной войны, прожил почти 88 лет на берегу Байкала и до последних дней ходил на озеро, долбил лунки и рыбачил. Природа поддерживала его силы. Изменения, о которых вы говорите, я тоже вижу. Прагматизм людей, которые живут на байкальских берегах, – вещь двоякого плана.
Байкал всю жизнь кормил наших предков. И зачастую им было не до красот. Они боролись за свое существование. Вторая сторона, которая была особенно заметна в 1990-х и после, когда экономическая ситуация заставляла коренных жителей поступать соответствующим образом. Закрывались колхозы, совхозы, предприятия, люди были вынуждены кормиться только тем, что дает природа. Это время очень серьезно и негативно повлияло на нас, на нашу психологию, оно вернуло нас к менталитету выживания.
Есть три взгляда на отношения человека с природой. «Человек над ней», «человек в гармонии с ней» и «человек под ее влиянием». Когда-то люди жили в гармонии, не брали для себя лишнего. Сейчас потребителей на Байкале стало значительное количество. Во много раз больше, чем может дать Байкал по своим ресурсам.
Восточные народы издавна считали, что человек – под природой. С ней надо считаться, уважать ее, любить и где-то бояться. В 1992 году я встречался с ректором Монгольского университета. Он сказал: «Вы, Саша, люди западного типа, привыкли довлеть над природой. Она для вас мастерская, из которой вы, что хотите, то и делаете. А для нас природа – мать».
Меня поразили эти слова. В 1994 году, когда я был заместителем председателя Народного Хурала Бурятии, мы пригласили депутатов Госдумы в Улан-Удэ для обсуждения закона о Байкале. Я до этого опросил 762 человека из прибайкальских районов. В то время установку «человек над природой» показали 26% респондентов. Больше оказалось ответов «человек в гармонии с природой». Впоследствии ответ «человек над природой» давали не больше 5–7%. Я понял, что перестала быть актуальной фраза «Человек – царь природы».
– Но можно говорить одно, а делать другое.
– Это прагматика. Мы возвращаемся к двойственности. А ведь само слово «байкалотерапия» я услышал от жителей Кабанского района в 1980-х.
Главный совет – учитесь больше общаться с природой, вести с ней диалоги. Но это не в полном, общем смысле природа. А, например, конкретное дерево. Можно подходить к нему, почувствовать его воздействие на самого себя. Самое лечебное – лиственница. В ней очень много полезных свойств, море витаминов, смола, сера. Я замечал у многих моих земляков хорошие зубы – они серу жуют. Сейчас делают чудесное лекарство дигидрокверцетин (таксифолин Байкальский) именно из лиственницы.
Ищите в политиках искры доброты и гуманизма
– Давайте перейдем еще к одной интересной теме – политике. Вы участвовали в выборах, работали в избирательных кампаниях. Что заставило уйти из этой сферы?
– Мы вошли в политику в конце 1980-х, начале 1990-х годов. Правда, я пришел из комсомола, в котором был человеком работающим. Я не любил чиновнический бюрократический комсомол. В то время были так называемые партократы. К сожалению, эти люди не считались со многими человеческими принципами взаимодействия. Для них бюрократизм был основой основ. Плевали они на все человеческое. Они соответствующим образом относились к окружающим, т.е. иногда им было нужно придавить человека, показать ему свою власть.
Когда я прошел в Хурал, естественно, про меня они думали, что стану слабаком. Подумаешь, какой-то профессор пришел. Но уже первые годы показали, что мы – первый Народный Хурал – справлялись со своими обязанностями. Мы были все-таки самостоятельными. До 1996 года имидж за деньги мало значил в России-матушке. Такой подход продемонстрировал стране Борис Ельцин во время вторых выборов президента. Но мы были спокойны, ведь нас избрал простой на- род. Открыто выступали со своими суждениями, не боясь ничего. И это партократам не нравилось.
Когда политик проигрывает, он часто говорит: «Политика – грязное дело». Скажу откровенно, что никогда так не считал. Когда ты идешь в политику со своими нормальными, выношенными в реальной жизни помыслами и идеями, ты не будешь чувствовать ее грязной.
– Как-то была информация о результатах зарубежных психологических исследований среди представителей разных профессий. Там говорилось, что у политиков один из самых низких уровней эмпатии, среди них немало социопатов. Любопытно, что на выборах политики всегда апеллируют к самым светлым чувствам людей, хотя на самом деле являются часто прожженными циниками. Возможно ли быть политиком с чистым сердцем?
– Согласен с вашим наблюдением. Помните высказывание о том, что гибель одного человека трагедия, а миллионов – статистика. Оно глубоко отражает то, о чем вы сейчас сказали. Политики зачастую начинают мыслить абстрактными категориями. Если кто-то говорил «ничто человеческое мне не чуждо», то для многих политиков человеческое становится чуждым. Я, честно говоря, никогда не пойму Зеленского. Ради каких-то амбиций угробить столько жизней. Какой-то комплекс Наполеона. Артист, который вошел в свою роль. На Западе таких политиков становится все больше.
Сейчас много дискутируют об искусственном интеллекте. На Западе очень настойчиво продвигают БМЛ, ЛГБТ-повестку, смену пола у детей. И даже звучат мнения, что, вероятно, дело идет к замене в будущем естественного воспроизводства человечества. А сейчас еще сильнее столкнулись западная и восточная цивилизации, поскольку первая потихонечку хочет человека с его естеством отменять. А Восток намерен жить традиционно.
– Да, сейчас есть попытки поменять саму природу человека. Раньше человек от нее особо не отделялся, потом встал над ней. Когда началась индустриальная революция в 17–18 веках, выдающиеся мыслители почувствовали, что это приведет к отрыву от природы. Руссо выдвинул лозунг: «Назад к природе».
– Сейчас многие стали бояться возможностей искусственного интеллекта, ведь он будет зиждиться на принципе рациональности. Он не может быть эмоциональным. Вспомните фашистов с их лозунгом на воротах концлагеря «Бухенвальд» – «Каждому свое», они часто и не испытывали ненависти, а действовали, по их мнению, рационально, истребляя миллионы людей. У ряда европейских политиков этот лозунг в очень большой цене. И страшно, что это становится нормой. То, что там разделяют общество из-за тех же гендеров, связано с тем, что они вытаскивают самые примитивные чувства, им такой человек и нужен.
–Теперь уже относительно нашей, региональной повестки. У нас скоро будут избирать новый состав депутатского корпуса Законодательного собрания области. Как людям делать выбор?
– Главное, понять сущность человека. Надо знать биографию кандидатов. Если она хорошая и интересная, это говорит о многом. Важно, когда человек прошел ступени роста. А молодых брать авансом, но прислушиваться, о чем они говорят, какие мысли в вас вызывают. Здесь нужно подключать эмоции, это поможет разглядеть в человеке искры доброты, гуманизма – «выбирайте чувствами». В любом случае нельзя действовать вслепую. Если ты идешь голосовать, то должен поинтересоваться, что за личность выбираешь. Главное – не лозунги, а его душа, внутренние убеждения, позиции и поступки.