27.04.2023 16:18
Рубрики
Общество
27.04.2023 16:18

По дорогам страны за рулем автокрана

erid: 4CQwVszH9pSaLJKffbw

За семь лет работы в компании Ленэлектромонтаж машинист автомобильного крана 7 разряда Василий Владимирович Спирин побывал на строительных объектах практически во всех федеральных округах Российской Федерации.

Получив аттестат об образовании, Василий Владимирович, по его собственному признанию, мог пойти и по культурной, и по спортивной стезе – способности были, но он в итоге выучился на машиниста тепловоза, а позже нашёл свое призвание… в кабине автокрана. Работает машинистом автомобильного крана с 1991 года (с перерывами). Трудился в самых разных местах. При этом за полвека жизни практически не выезжал за пределы родной Волгоградской области (исключение: два года в рядах Советской Армии). А вот с приходом в компанию Ленэлектромонтаж (ООО «ЛЭМ») весной 2016 года он за последующие семь лет существенно расширил собственную географию. Кроме Южного федерального округа (Крым, Краснодарский край и Ростовская область) он уже побывал и в Дальневосточном (Забайкальский край), и в Сибирском (Республика Хакассия, Красноярский край и Иркутская область), и в Уральском (Челябинская область), и в Северо-Западном (Республика Карелия), и в Центральном (Москва и Воронежская область). Причем, большую часть пути между строительными объектами он проделал за рулем своего автокрана. В мае нынешнего года Василию Владимировичу исполнится 60 лет.

Да, жизнь – сложная штука, — философски замечает Василий. — Никогда не знаешь, куда тебя кривая вывезет. Так-то я деревенский. Родился в хуторе Булгурино в Еланском районе Волгоградской области. Отец в то время работал управляющим овощной плантацией. Он местный бузулукский (по названию здешней реки). А мама у меня – донская казачка, уроженка села Ильевка, которое находится на берегу Карповского водохранилища недалеко от города Калач-на-Дону. Трудилась поваром, продавцом. Естественно, хозяйство своё держали. Не скажу, что очень большое, как у всех – коровы, телята, козы, овцы, куры, гуси. В общем, обычная сельская семья. Детство тоже обычное, советское, как тогда говорили, беззаботное. В школе учился не особо успешно, в основном на троечки, но были другие таланты. Очень любил спорт. Занимался всеми видами, которые в то время были доступны в нашей округе: и футбол, и волейбол, и хоккей, и настольный теннис, и бегал, и прыгал, летом в речке купались. Входил в состав школьной сборной, выигрывали там что-то на уровне района. Была и другая страсть – это музыка. Мой брат, дай Бог ему здоровья, который, так получилось, гораздо старше меня (на 14 лет), просто виртуозно играл на гармошке, его постоянно приглашали на свадьбы и на другие торжества. Он и стал моим первым учителем в этом деле. Потом я ещё и на баяне подучился, посещая музыкальную секцию в нашем клубе, а в старших классах, когда мы ездили помогать совхозу помидоры убирать, и аккорды на гитаре начал перебирать.

В общем, когда школу закончил, то мне от совхоза давали направление в культпросветучилище, чтобы я потом вернулся дипломированным специалистом и возглавил местный Дом культуры. Кто знает, может, если воспользовался бы тогда предоставленной возможностью, то и жизнь совсем по-другому сложилась. Однако выбрал другой путь. Почему? Наверное побоялся, что не поступлю. Там экзамены нужно было сдавать: сочинение писать, историю устно… А я, как уже говорил, по основным предметам в школе особо не блистал.

Помощник машиниста

Продолжать своё образование Василий в 1980 году поехал в Волгоград. Особых мыслей, говорит, куда поступать, не было. И тут школьный товарищ предложил: «А давай в железнодорожный, на помощника машиниста!» Ну он согласился. Подали заявления в Профессиональное училище №18, их приняли.

Так я и стал технарём. Творчество, правда, тоже какое-то время не отпускало. В училище мы с единомышленниками создали ВИА «Маховик». Я играл на ритм-гитаре и пел. В репертуаре в основном популярные песни того времени. Ну вот как эта, к примеру: «Мы себе давали слово, не сходить с пути прямого…» Помните? «Машина времени». Эх, хорошие были времена! И учились, и уму-разуму набирались, и отдыхали культурно!

Потом была практика на железнодорожной станции имени Максима Горького в Волгограде. Совершенно непередаваемые ощущения, когда ты впервые оказываешься в кабине настоящего тепловоза. Помню, на стажировке, летишь при свете прожекторов, впереди только две рельсы видно, а позади целый состав из вагонов, пять тысяч тонн груза. Огоньки вокруг мелькают желтые, красные, зеленые, синие, белые… Первое время я всё боялся, что стрелочники стрелки железнодорожные не туда переведут (тогда это делали вручную) и мы куда-нибудь не туда поедем.

Два года в танке

После стажировки ездил помощником машиниста, — продолжает рассказ Василий. — Но не долго. Подошёл срок идти в армию, ну мы с другом и отправились в военкомат. Причём, после железнодорожного у нас бронь была, но мы ж сознательные. Было это осенью 1982 года. Военком очень удивился. «Мы тут бегаем, уклонистов ловим, а вы вот с бронью сами пришли», – говорит. «Так нам уже по 19, чего тянуть-то», – отвечаем. Спросил, где хотим служить. «В морской пехоте!» Это нам один наш дружок подсказал, да ещё и номер части дал.

Но морпехами в итоге нам стать не довелось. На призывном пункте попали в команду, вместе с которой уехали в Черниговскую область Украинской ССР в образцово-показательную учебную часть «Остер» (Десна). До Киева нас по железной дороге довезли, потом на пароходе по реке до поселка городского типа Десна.

Как нам говорили, когда-то это воинское подразделение было одним из любимых у маршала СССР Андрея Гречко, в бытность которого министром обороны страны часть и была образована. Позже туда частенько наведывались и другие высокопоставленные лица. Во время моего там пребывания приезжал Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Украины Владимир Щербицкий. Готовились, помню, очень тщательно: вдоль дороги на танковый полигон, который он собирался посетить, зеленый дерн укладывали. Драили стены в казармах, скоблили полы. Показуха в части была на высшем уровне: и листики из крашенной бумаги перед приездом начальства на ветки деревьев подвешивали, чтобы позеленее казались, и асфальт с мылом мыли, и бордюры чуть ли не каждый день белили.

Мне, наверное, повезло – попал в танковые войска, обучался на механика-водителя. Так что больше с техникой возился. Водить танк мне очень нравилось.

Через полгода нас отправили в войска. Следующие полтора года я служил в танковой дивизии под Кривым Рогом Днепропетровской области Украинской ССР. Многокилометровые марши, ночные учения, стрельбы, караулы… Служба, как служба. Наверное, я был прилежным солдатом и неплохим механиком-водителем, и поэтому даже отпуск заслужил, ездил на 10 суток домой. Кстати, у нас в семье получается целая династия танкистов. Дед мой, мамин отец, во время Великой Отечественной войны в танковых войсках служил, был ранен, домой без ноги вернулся. Брат старший Володя тоже на срочной танкистом был в Германии. И вот я… В 1984 году демобилизовался. Вернулся на прежнюю работу – на железнодорожную станцию имени Максима Горького. Водил поезда.

На берегу Дона

— А потом решил я как-то съездить на родину матери в город Калач-на-Дону, где у нас много родственников тогда проживало. Рыбалка там знатная, а я это дело с детства люблю. Познакомился там с девушкой, как-то все закрутилось и в итоге мы поженились. Переехал с берегов Волги на берега Дона. Устроился на местный судостроительно-судоремонтный завод машинистом тепловоза, который по территории завода бегал. Металл возил, мазут… Там же в 1986 году я впервые попробовал себя в роли крановщика. На железнодорожном кране, который бегает по рельсам и может за собой вагоны тягать. Просто попросили подменить человека. Ну я согласился. Показали что да как, и сразу получаться стало. Понравилось… Причем и мне, и начальству. В итоге закончил курсы, получил нужные документы и начал работать по новой специальности. Работы было невпроворот. Груз самый разный, но чаще всего приходилось с подвешенной магнитной шайбой работать на разборе старых барж на металлолом. Иной раз по 8-9 часов крутился, но работа мне нравилась. Тяжко было только летом, в жару, когда всю смену приходилось тягать раскаленное солнцем железо, почти как в мартеновском цеху.

На судоремонтном я проработал пять лет, а в 1989 году переманили меня на авторемонтный завод, где выполняли капитальный ремонт грузовиков ЗИЛ-130. Обещали квартиру, а у меня к тому моменту уже сын и дочь подрастали. Увы, жилплощадь я так и не получил – строили-строили, а затем вся эта кутерьма начала 90-х, рыночные отношения и т.д.

Первое время на новом месте работал составителем поездов и иногда машинистом, а как-то раз у них водитель автокрана в отпуск ушёл, а заменить оказалось некем. Мне говорят: «Вася, ну ты же работал на кране. Давай!» Ну пошёл, куда деваться-то! Там был 16-тонник, здесь с такой же грузоподъемностью только на базе КрАЗа (шасси производства Кременчугского автомобильного завода). Съездил в Волгоград, пересдал на квалификацию – вот так в 1991 году я и стал автокрановщиком.

На авторемонтном заводе тоже лет на пять задержался. Потом четыре года рыболовством занимался в одной компании. В реке Дон много хорошей рыбы: чехонь, лещ, рыбец, сом, сазан, карп и т.д.

 

Сельские хлопоты

Далее в жизни Василия Спирина наступил длительный сельскохозяйственный период. Сначала на родине матери в селе Ильевка, что недалеко от города Калач-на-Дону, устроился в колхоз «Россия», в тракторную бригаду машинистом поливальных установок «Фрегат», «Волжанка» и «Днепр». Зимой там же работал оператором газовой котельной и слесарем по гидравлике, там за свои умения получил от коллег прозвище «Хирург топливной аппаратуры». А в 2000 году Василий поехал в родные края (Еланский район Волгоградской области) на встречу выпускников – 20 лет с момента окончания школы. И там ребята, узнав о его специальностях, позвали на работу. «Приезжай, – говорят. – Рабочих рук не хватает. У нас вон автокран в колхозе простаивает».

—  В Калаче-на-Дону меня уже ничего особо не держало – с супругой мы к тому моменту расстались, – продолжает Василий. — Решил вернуться в родное село. Первое время работал на току машинистом наземных машин: зернометы, зернопогрузчики. Потом на автокран грузоподьемностью в 6,3 тонны пересел. Весной и осенью, на посевной и уборочной, на грузовых автомобилях трудился, даже комбайн доводилось водить. Кстати, на комбайн я еще в детстве, после окончания 7 класса, первый раз сел, мужики разрешили. Тогда мне казалось, что космическим кораблем управляю: всё гремит, крутится.

Жить и работать в деревне мне нравилось. Может до сих пор бы и трудился на земле. Но в 2009 году наше сельхозпредприятие купили люди из столицы – и землю, и технику, и всё остальное. Меня, как и многих других работников, уволили, автокран, на котором я проработал без малого 9 лет, списали. Всё! Снова прощай, деревня!

Знакомые позвали в Волгоград в частную организацию — на кран-манипулятор. Пришлось в очередной раз переучиваться. Объект у нас был в Камышине – стеклотарный завод. Ремонтировали старые цеха, строили новые. Монтировали сэндвич-панели. Я сначала на кране-манипуляторе работал, позже организация приобрела для меня автокран-пятитонник. Вот так прошли следующие четыре моих трудовых года.

Далее друзья переманили в другую организацию на автокран «Ивановец» грузоподъемностью 5 тонн на базе «Урала». Работали в Калмыкии в посёлке Яшкуль (между Астраханью и Элистой), обслуживали нефтяные станки-качалки, занимались капитальным ремонтом скважин. Трудились в вахтовом режиме 10 на 3.

 

Крым, Чита, Шахты и далее…

Кардинальные изменения в трудовой карьере Василия Спирина случились весной 2016 года. Именно тогда по совету старого приятеля, тоже крановщика, он решил устроиться в строительную компанию ООО «ЛЭМ» (Ленэлектромонтаж). Написал заявление, прошёл медицинскую комиссию, приехал по месту назначения, в станицу Ахтанизовскую Краснодарского края.

— Механик мне сразу с ходу: «На автокране работал?» – вспоминает Василий. – «Было дело, – говорю, – в колхозе трудился». В ответ: «Ну тогда иди получай автокран, сейчас в Крым поедем». Принял технику (25-тонник на базе «Урала») и через два часа мы с начальником уже ехали в заданном направлении. Вот так и началась моя работа в компании Ленэлектромонтаж, где путешествую по стране уже 7 лет.

На полуостров мы тогда отправились своим ходом, через переправу. Работали в Крыму в тот раз недолго, дней 10, наверное. Там опоры линии электропередачи собирали, металл подвозили. Работа для автокрановщика вполне привычная: сначала разгрузи, потом загрузи и снова в таком же порядке.

Оттуда приехали сразу в город Шахты (Ростовская область). А там ещё интереснее: начальник мой, Роман Смолкин, ошарашил известием, что как самый молодой среди крановщиков (это в 52 года!), а значит и самый мобильный, я отправляюсь в Читу (Забайкальский край). Сказать, что был удивлен, ничего не сказать! Какая мобильность? За более чем полвека жизни я на самолёте никогда не летал! А тут поездка за пять тысяч километров! Но деваться некуда, отказаться никак нельзя. И уже на следующий день получаю четыре авиабилета: Ростов-на-Дону – Москва, Москва – Чита и обратно. Полетел. Получается, что именно в ЛЭМ я впервые поднялся в небо и посмотрел сверху на нашу землю-матушку.

В Забайкалье провел три недели. Работа такая же, как и в Крыму: загрузи-выгрузи. Просто крановщиков не хватало, нужно было подменить. Вот таким выдалось моё «боевое крещение» в компании Ленэлектромонтаж! Затем отдохнул 20 дней, приехал снова в город Шахты и далее уже в нормальном рабочем режиме. Первые два года всё на югах: Ростовская область (Шахты, Усть-Донецкий, Волгодонск) да Краснодарский край (Анапа). Потом Нововоронеж (ВЛ 500 кВ Донская АЭС – ПС Старый Оскол №2), тоже недалеко от дома. Ну а летом 2019 года командировка в Сибирь – в Республику Хакассия. Потом Крым, Карелия… Причем, во всех случаях от объекта до объекта мы с моим «Уралом» передвигались своим ходом. И только на север Иркутской области в Новую Игирму, где я сейчас работаю, мой автокран был доставлен на трале. Это, кстати, последняя наша совместная вахта – в конце марта пересел на новый автокран на базе КамАЗа, который сам и пригнал из Челябинска. Жалко, конечно, было расставаться со старым товарищем «Уралом»: за семь лет мы с ним столько пережили! И в адскую жару на юге работали и в жуткие морозы в Сибири. А сколько мы километров намотали с ним по самым разным дорогам, даже таким, по которым, как казалось, и проехать-то невозможно. Но нужно двигаться дальше. Новая техника, хоть и с такой же грузоподъемностью (25 тонн), но, конечно, более удобная и комфортная, современная. Ну и кабина у КамАЗа гораздо просторнее, чем у «Урала».

 

«Василий, надо!..»

— Какую работу вам чаще всего приходится выполнять на строительных объектах?

Да абсолютно любую, связанную с перемещениями тяжелых грузов! Работаю везде, где требуется сила и мощь подъемного крана – и на тупиках (разгрузке-погрузке), и на пикетах (сборке и установке опор линий электропередачи), и подножники (фундаменты) монтировал, и столбы многотонные поднимал, и с монтажниками работал на машинках натяжных и тормозных, и барабаны устанавливал. Чего только не делал! Мне очень нравится моя нынешняя работа. В кабине автокрана я чувствую себя на своем месте.

Вообще, человек я безотказный. Соглашаюсь на любую работу, даже на ту, от которой кто-то отказался. Во всех трудных случаях начальник вызывает: «Василий, надо!» Ну надо, значит, надо – еду и делаю.

 

— Помните, где свою первую опору установили и свои впечатления при этом?

Первую опору я в Шахтах (Ростовская область) установил летом 2016 года. Там у меня всё было впервые — это ж моя первая полноценная вахта. Там мы высоковольтную линию 220 кВ тянули в Усть-Донецкий. Какого-то особого восторга не помню. А вот волнение, конечно, присутствовало. Не умел же тогда ничего. Слушал опытных товарищей: мастеров и бригадиров. Они разъясняли, подсказывали. Моя работа была – их команды выполнять: где остановиться, на сколько стрелу выдвинуть. Постепенно и сам начал соображать что к чему.

— Сейчас, наверное, сами учите молодых? Кстати, а что самое главное в работе автокрановщика?

Самое главное – это внимательность и осторожность. Нас в своё время так учили, и теперь я это не устаю повторять молодым ребятам. Нужно всегда следить за работой стропальщиков, правильно ли они цепляют груз, где сами в этот момент находятся.

— В мае вам исполняется 60 лет. Нет желания уже бросить кочевую жизнь, уехать домой и устроится на более спокойную работу?

Начну с того, что нынешняя работа мне очень нравится, а то, что приходится работать вахтами, совершенно не напрягает. В нынешнем образе жизни меня не устраивает только одно обстоятельство – оторванность от семьи. Как приеду на межвахтовый отдых, супруга (а это у меня уже третий брак) и дочурка начинают: «Может хватит?! Давай уже домой!»

В принципе я и сам иногда мечтаю о спокойной сельской жизни. Но пока перевешивает тот факт, что нужно до пенсии хотя бы доработать, а до неё, как сказали в Пенсионном фонде, мне еще пять лет трудиться. Ну и опять же семью как-то надо содержать: где я в нашем посёлке такую зарплату найду, как здесь на вахте? Так что, пока здоровье позволяет, наверно, буду ездить. Обязательные медкомиссии ведь прохожу, значит, всё не так плохо со здоровьем.

Младшая дочка вот подрастает – девять лет ей всего. С этими вахтами и не заметил как она выросла. Хочется, конечно, уделять ей больше внимания. Она у меня умница. И учится хорошо, и музыкой занимается. Играет на пианино, пробует петь. Ноты хватает просто на лету. Передалось, видимо, от нашей родни способность к музыке. Уже какие-то гран-при брала на международных конкурсах. Супруга – спортсменка, тренер по волейболу в местном ДЮСШ.

Старшая дочь (от первого брака) уже мама троих детей, внуков, стало быть, моих. Сын пока не женат, сейчас служит в зоне СВО.

— Как отдыхаете на вахте между сменами?

— А у меня всегда со мной моя гармошка. Прихожу после смены, поиграю, отдохну душой.

— За свою трудовую карьеру, судя по вашему рассказу, вы работали в самых разных организациях. Как говорится, есть с чем сравнивать. Что можете сказать о вашем нынешнем работодателе?

— Без всякого пафоса скажу, что компания Ленэлектромонтаж очень солидная. Во-первых, за распорядком рабочего дня стараются строго следить. Во-вторых, зарплату за все семь лет моей работы не задерживали ни разу. Согласитесь, в наше время это большая редкость. В-третьих, здесь всегда помогут, если техника вдруг начинает барахлить. А ремонтировать приходится постоянно – то шланги высокого давления зимой из-за мороза полопаются, то тормоза раньше срока из-за попадания песка стираются, с ходовой после поездок по тайге, болотам и косогорам проблемы частенько возникают… Работаем-то, по сути, в экстремальных условиях.

Да мне ли жаловаться, я ведь благодаря работе в ООО «ЛЭМ», можно сказать, пол-России объездил. До этого 52 года из Волгоградской области практически не выезжал никуда, на самолете ни разу не летал. А сейчас на своем автокране катаюсь как дальнобойщик по стране: в Хакассию, в Крым, в Карелию. Раньше и не мечтал о таком!