В Иркутской области выделено 10 млн рублей на реализацию творческих проектов в 2023 году
Круглый стол на тему: «Меры поддержки для представителей креативного сектора экономики» состоялся 27 апреля 2023 года в пресс-центре газеты «Областная».
– Креативные индустрии сегодня под особым вниманием, это тот сектор экономики, который объединяет культуру, творчество, технологии, – отметила министр культуры Иркутской области Олеся Полунина. – В региональном министерстве культуры есть две субсидии, которыми пользуются представители креативных индустрий. На текущий год прием заявок завершен. Сейчас мы приступаем к определению получателей субсидий на реализацию творческих проектов в 2023 году. В мае мы узнаем победителей. Общий бюджет субсидии составляет 10 млн. рублей. Финансирование будет осуществлено после определения получателей субсидии, проекты реализуются до конца года. Субсидия, направлена на поддержку творческих профессиональных союзов, НКО, а также есть возможность подавать заявки на субсидию физлицам и юрлицам. Кроме этого, мы осуществляем методическую и информационную поддержку заявок на федеральные конкурсы. Уже третий год работает Президентский Фонд культурных инициатив. Иркутская область находится в десятке лидеров по количеству участников и привлеченных средств. Среди них много представителей креативных индустрий. Сегодня мы обращаем внимание и на Институт развития интернета, это в том числе конкурсный отбор национального контента. Также мы планируем на Байкальский международный кинофестиваль «Человек и Природа» имени В.Г. Распутина пригласить эксперта из Института развития интернета. И видим в этом потенциал для развития и киноиндустрии. Есть гранты Российского фонда культуры, министерства культуры РФ. Вся информация о них размещена на портале Культура38, который создан в прошлом году и призван стать единым пространством для всех представителей культуры и креативных индустрий. Приглашаем всех к сотрудничеству в разделе «Блог», где можно писать о мероприятиях, событиях, людях. Министерство культуры всегда открыто к диалогу.
– Центр «Мой бизнес» является единой площадкой по развитию предпринимательства в Иркутской области, – рассказала директор Фонда поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес» Диляра Окладникова. – Мы поддерживаем все направления на любом этапе развития бизнеса, начиная от людей с идеями, до предприятий, которым нужны новые рынки. Предприниматели и самозанятые граждане получают поддержку от государства по Национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По нашим наблюдениям, сегодня основная проблема предпринимателей – маркетинг и сбыт. Она перекликается с креативностью, дизайн-мышлением. Направление креативных индустрий, как и туризм сосредотачивают в себе множество направлений, которые можно интегрировать в производственные направления. Порядка 60% мер поддержки, которые есть в Центре «Мой бизнес» связаны именно с маркетингом, встраиванием компаний в кластерные цепочки. Площадка Центра «Мой бизнес» направлена на то, чтобы помочь каждому субъекту предпринимательства во взаимодействии как с государством и мерами поддержки, так и с аналогичными субъектами. Нам нужны арт-объекты, арт-базары для производителей сувенирной продукции. Наша задача – создавать кластерные проекты, где можно это соединить. Центр «Мой бизнес» может быть полезен по направлениям маркетинга, цифровизации, кадрового обеспечения, которое мы закрываем сейчас во взаимодействии со студенческими отрядами. Проблема финансирования предпринимательства решается при помощи Фонда развития промышленности и Фонда микрокредитования Иркутской области с льготными процентными ставками. Центр «Мой бизнес» может стать гарантом, если у предприятия нет залогового обеспечения. Есть субсидия для социальных предпринимателей, которая выдается, например, при условии трудоустройства людей с ограниченными возможностями. Есть меры поддержки, связанные с выставками и ярмарками, в том числе и за пределами региона и страны.
– Толчком к развитию креативных индустрий в России стало принятие Стратегии развития креативных индустрий, на ее основе был разработан подробный план, – отметил начальник управления промышленности министерства экономического развития и промышленности Иркутской области Сергей Какаулин. – Это направление носит сквозной характер, пронизывая все отрасли экономики. В Иркутской области по мерам поддержки разработан Навигатор (размещен на сайте министерства экономического развития и промышленности Иркутской области). Направления креативных индустрий в плане Иркутской области распределены по структурным подразделениям в исполнительных органах власти. Каждое отраслевое ведомство ведет эти направления. Мы готовы рассматривать предложения представителей креативных индустрий, улучшать и дополнять существующие меры поддержки.
Инициатор круглого стола – дизайнер творческого дуэта «ЛеНо» и журналист газеты «Областная» Елена Орлова обратила внимание, что идея такого обсуждения возникла из практики.
– Как представитель направления креативных индустрий я вижу ряд проблем. Все мы сейчас действуем разрозненно, мы создаем региональный продукт, но развитие не совсем работает, поскольку, на мой взгляд, нам нужен единый план развития этой сферы. Несмотря на то, что креативные индустрии можно назвать смежной сферой, но это и отдельная сфера. Точечными мерами сферу развивать нельзя, потому что она работает по своим законам.
Полномочный представитель президента Союза дизайнеров России по СФО Валерий Хорохордин обратил внимание, что «креативные индустрии» это сложный продукт, который подразумевает в себе не только ремесленничество, творческие и художественные промыслы. Это большая структура, включающая в себя также дизайн (в том числе промышленный), издательское дело и литературу. Последние события в стране показали, что последнее направление способно создавать повестку.
– Чтобы создать конечный продукт, важно во главу поставить определенные смыслы, культурные коды. Каждый элемент креативной индустрии, будь то дизайн, архитектура, IT, реклама, маркетинг, досуг и развлечения – все работает на один продукт. Грамотные решения позволят подключить к работе максимальное количество участников креативных индустрий. Главное в том, что в период, когда сырьевая экономика отходит на второй план, на первый выступает продажа интеллектуального продукта. Во всех крупных компаниях мира работают российские ребята. Опыт зарубежных стран показывает, что создание интеллектуального продукта, в который заложены определенные смыслы, работает только так. А для этого нужны профессиональные кадры. 90% людей, работающих сегодня в сфере дизайна, не имеют профильного образования и это сказывается на трактовке, интерпретации любой задачи. Объединение представителей всех микробизнесов креативного сектора для производства определенного продукта, его тиражирования, позволит создать именно индустрию.
Предприниматель, представитель Арт-завод «Доренберг» Евгений Ефремов обратил внимание, что при создании того или иного продукта не менее важным является, кто заказчик, кто создает запрос на продукт.
Его дополнила Елена Орлова, отметив: «Все мы действуем из своих представлений, какой продукт способен продвинуть Иркутскую область. Но сейчас, когда государство берет курс на развитие креативных индустрий, мы считаем, что такой запрос должно формировать государство».
Диляра Окладникова рассказала, что сотрудники Центра «Мой бизнес» в 2022 году прозвонили 350 компаний малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством, с целью мониторинга основных проблем. Опрос показал, что проблемой №1 остаются поиск квалифицированных кадров, маркетинг и сбыт.
– Я согласна, что должен быть посыл государства, который позволит субъекту МСП правильно выстроить маркетинговую стратегию. Подготовка продукта к продаже – это визуальный мир собственника бизнеса. И здесь важна финансовая и маркетинговая грамотность. Но, к примеру, в прошлом году мы совместно с минэкономразвития проводили Акселератор по выходу на зарубежные рынки с привлечением компании «Синергия» для обучения современным трендам. И с трудом набрали производственников на обучение.
– Проблема в том, что не только в Иркутске, но и в стране нет базового фундамента маркетинга. Многое делается по наитию, – отметил Евгений Ефремов.
Олеся Полунина обратила внимание, что сегодня задача правительства региона – создать условия для развития креативных индустрий. Есть план мероприятий («дорожная карта») по развитию творческих (креативных) индустрий, где прописаны различные направления, сейчас разрабатывается концепция развития креативных индустрий в Иркутской области.
– Но слушая вас, я понимаю, что этот план требует совместной доработки. Мы готовы к взаимодействию, чтобы оказать помощь. Это очень гибкий процесс. Создание условий для креативного сектора можно увидеть на примере развития кинематографии – в этом году впервые будет объявлен конкурсный отбор на предоставление субсидий из областного бюджета организациям кинематографии в целях возмещения части затрат в связи с производством национальных фильмов на территории Иркутской области. В 2023 году на предоставление данных субсидий из областного бюджета выделено 5 млн рублей. На федеральном уровне сегодня создан Фонд поддержки регионального кино. Только за год работы поддержано 44 региона, создано 96 фильмов, пять из которых сняты иркутскими кинематографистами. Также надо менять образовательную среду. Сегодня мы создаем Школу креативных индустрий, чтобы дети могли ознакомиться с направлениями и возможно определиться с будущей профессией в сфере креативных индустрий.
Валерий Хорохордин отметил, что важно стимулировать спрос на услуги профессионалов в нашем регионе. ТОПовые специалисты из Иркутской области чаще работают на другие регионы и страны.
Дизайнер творческого дуэта «ЛеНо», член Союза дизайнеров России Михаил Топорищев рассказал, что ими создан туристический сувенир для города Иркутска, который успешно продается на маркетплейсах. Дуэт готов создать такие сувениры для каждого города, но для этого нужны инвестиции. Работой дуэта заинтересовался бизнесмен из Самары и предложил перенести производство туда. У дуэта «ЛеНо» есть желание трудиться на благо родного региона, но в Иркутской области отклика нет.
– Мы хотим работать здесь, продвигать наши смыслы здесь, но меры поддержки недостаточны, и мы чувствуем себя как в вакууме. Мы не просим денег, мы просим условия для развития, запрос, который может быть задан, – добавила Елена Орлова.
Ювелир, член Иркутского областного отделения «Союз художников и ремесленников Прибайкалья» Екатерина Скачкова рассказала, что она создала коллекцию по мотивам Шишкинских писаниц, но столкнулась с проблемой сбыта. Она также считает, что необходимо объединение, дорожная карта, которая бы помогла облегчить этот процесс. Диляра Окладникова отметила, что Центр «Мой бизнес» собирает такие инициативы и встраивает их в турбизнес.
Об успешном встраивании в сферу креативных индустрий рассказали заместитель директора по основной деятельности ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества» Николай Казанцев и представитель организатора Народной Ярмарки «Алтынка» Татьяна Рассыпаева.
Писатель, председатель Иркутского регионального представительства Общероссийской общественной организации «Союз российских писателей» Светлана Михеева отметила:
– Работать на стыке различных пониманий – и, соответственно, различных ведомств, в принципе очень сложно. Необходимо понять, где нам взаимодействовать, ведь пока что мы говорим либо об экономике, либо о культуре, о поддержке искусства. Но если, все-таки, речь идет о поддержке индустрии как таковой, то надо искать точки соприкосновения между тем и этим. Сегодня суть любых мер в регионе, касающихся искусства и культуры направлена на поддержку творческой инициативы как таковой. Но в нашем случае мы говорим о поддержке целого комплекса, который должен сработать на определенную цель, имея ввиду тиражируемый продукт, например, книгу. Книгу ведь нужно не только написать, но еще издать, распространить, рассказать о ней – и в итоге хорошая книга может стать достижением региона, а ее автор, условно – лицом региона. Что мы можем сделать для региона мы в общих чертах понимаем, но не очень понимаем, как представляют себе конечный продукт и общий результат те ведомства, с которыми мы сотрудничаем. Нужно иметь ввиду, что направлений креативного сектора много, и общая дорожная карта никого не устроит – у каждого направления свои, часто весьма специфические, проблемы. Мы хотели бы вместе с вами провести работу, чтобы найти не только какое-то общее понимание, но и разобраться с нуждами для каждого направления. К примеру, совместно с издательством «ВостСибКнига» мы задумали создать сибирскую книжную премию имени иркутского литературоведа Василия Трушкина. То есть это проект, который работает на всю индустрию – это книги, СМИ, дизайн и т.д. Но мы, понимая, что премия нужна нам, творческим людям, пока не знаем, нужна ли она региону, как некий продукт, выполняющий массу задач и репутационных, и практических – и будем искать точки соприкосновения. Думаю, представители самых разных креативных индустрий сегодня очень хотят найти отклик, и мы готовы создать свою дорожную карту и совместить ее с общей.
На это предложение Диляра Окладникова предложила собрать сообщество и провести стратегическую сессию в Центре «Мой бизнес». Площадка позволит разделить ее на несколько направлений и проработать их детально.