Что снится космонавтам
Сергей Кудь-Сверчков о работе на МКС и выходе в открытый космос
Сколько зарабатывают космонавты, есть ли на МКС стиральная машина, доводилось ли видеть в космосе инопланетян. На эти и многие другие вопросы ответил космонавт, Герой России Сергей Кудь-Сверчков. В школе № 19 он встретился со школьниками и их родителями. Мероприятие посетил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. Он спросил у Сергея Кудь-Сверчкова о том, кто был его наставником, а также пригласил космонавта нынешним летом в качестве почетного гостя принять участие в молодежном образовательном форуме «Байкал».
СУПЕРГЕРОЙСКАЯ
ПРОФЕССИЯ
Можно сказать, что мечта всей жизни Сергея Кудь-Сверчкова сбылась 14 октября 2020 года, когда в составе экипажа стартовал с космодрома Байконур на космическом корабле «Союз МС-17» на МКС. А спустя месяц семь часов провел в открытом космосе. Несмотря на то что космическая тема присутствовала в его жизни почти с самого рождения: он родился на Байконуре, а потом с семьей переехал в город Королев, в детстве быть космонавтом он не хотел. Мечтал спасать людей – быть пожарным, спасателем, милиционером или пограничником.
«В старших классах я заинтересовался физикой и математикой, думал стать инженером и подал документы в МГТУ им. Баумана на факультет ракетно-космической техники, – рассказал Сергей Кудь-Сверчков. – Практику проходил в конструкторском бюро РКК «Энергии», где и познакомился с космонавтами и понял, что эта профессия, с одной стороны, связана с инженерной деятельностью,с другой стороны, она супергеройская, сложная. Именно поэтому я и решил ей заняться. Но с первого раза в отряд меня не взяли, через год я пришел второй раз… Зачислен был только с четвертого раза. После прохождения комиссий начались тренировки, занятия были сложными и очень насыщенными. В это время у меня как раз родилась старшая дочка, и первый год ее жизни буквально прошел мимо меня. Уходил в шесть утра, когда семья еще спала, возвращался в 22.00, когда все уже спали. От зачисления в отряд до полета прошло десять лет».
Перед полетом все космонавты в течение нескольких недель находятся в карантине, чтобы не занести болезни на станцию. Стартует корабль по расписанию – секунда в секунду. Ракету на площадку вывозят на специальном поезде, ее высота составляет 51 метр, что соответствует 17-этажному зданию. Вес ракеты с топливом – порядка 300 тонн. «На старте ракета, как гигантская катапульта, разгоняет нас до 8 км в секунду, или до 28 тыс. км в час и выводит на орбиту высотой 200–240 км, – рассказал космонавт. – Почти такая же орбита была и у Юрия Гагарина. Только он сделал один виток вокруг Земли и приземлился в Саратовской области. Мы же еще немного подразогнались и сделали два витка и догнали МКС, которая двигается с такой большой скоростью, что делает оборот вокруг Земли за 1,5 часа, а за сутки – 16 таких оборотов».
От старта до стыковки корабля «Союз МС-17» с Международной космической станцией проходит три часа. «Это самая быстрая стыковка в истории полетов к МКС, – говорит Сергей Кудь-Сверчков. – Станция постоянно обитаема, после нашего прилета в течение полутора недель идет «пересменка», после которой экипаж, который работал до нас, улетает. Месяц мы прожили втроем, а потом к нам на космическом корабле Dragon с мыса Канаверал прилетели три американца и японец. Таким экипажем мы работали пять месяцев».
НАМ ВСЕГДА ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ
ЗЕМЛЯ
Дни на станции похожи один на другой: космонавты просыпаются, умываются, завтракают. Причем они не готовят, а просто разогревают пищу или разбавляют ее горячей или холодной водой. Тарелок и кружек нет. Свежие овощи и фрукты – большая редкость, потому что доставляют их только на грузовом корабле раз в несколько месяцев, а холодильника для их хранения нет.
После – обязательный доклад на Землю и двухчасовые занятия спортом на тренажерах, к которым обязательно нужно пристегиваться, чтобы не улететь. Занятия необходимы, чтобы в условиях невесомости поддерживать напряжение мышц. Большая часть дня посвящена работе: на станции проводятся различные исследования и эксперименты. Например, с высоты в 400 км можно наблюдать Землю, космос, атмосферу. Есть телескоп, который делает 400 тыс. снимков в секунду. «Мы занимается телемедициной: проводим диагностику наших организмов, а доктора на Земле получают эту информацию и удаленно проводят анализ наших параметров», – рассказал космонавт-испытатель.
Сергею повезло – в рамках его миссии был запланирован выход в открытый космос. Готовиться к этому ответственному мероприятию начинают еще на Земле. «Потом на станции мы в течение двух недель готовим скафандры и сам алгоритм выхода, – рассказал космонавт. – Скафандр «Орлан», предназначенный для этих целей, весит 115 кг. Сзади у него расположена дверь, в которую космонавты в буквальном смысле входят. Это – автономный космический корабль, где есть все необходимое: баллон с кислородом, система радиосвязи и освещения. Нет только двигателя.
– Выходят в открытый космос по двое и очень внимательно следят за страховкой: со станцией нас связывают два карабина. Если оторвешься от МКС, то превратишься в искусственный спутник Земли, и ничего тебе не поможет. Работать в открытом космосе можно не более восьми часов, на большее время ресурсы скафандра не рассчитаны. Нам всегда очень помогает Земля: специалисты подсказывают, когда нам, например, нужно отдохнуть. Они знают, как бьется наше сердце, как мы дышим. Следующий российский выход в открытый космос запланирован на май, будет трансляция онлайн, – рассказал Сергей Кудь-Сверчков. – На Землю космонавты возвращаются тоже на космическом корабле, но находятся они в специальной капсуле. «Если для полета к МКС нам нужно разогнаться, то для возвращения – наоборот, затормозить, – отметил испытатель.– Корабль входит в атмосферу, и она начинает его тормозить, при этом экипаж испытывает перегрузки до четырех единиц, а воздух снаружи раскаляется до 1,5–2 тыс. градусов и светится. Все остальные отсеки космического корабля, кроме капсулы, сгорают. На высоте 12 км открывается парашют, и мы снижаемся очень медленно.
– Обычно на месте нас уже ждет команда эвакуации. После того, как в течение шести месяцев мы испытывали радости невесомости, даже стоять на земле трудно потому, что все тело, и руки, и ноги кажутся очень тяжелыми. Поэтому если вы увидите фильм о том, что космонавт провел полгода в космосе, а потом высадился на Марс и побежал, то я бы не поверил такому фильму – у меня бежать не получилось, даже стоял с трудом», – рассказал Сергей Кудь-Сверчков.
А ВЫ ВИДЕЛИ ИНОПЛАНЕТЯН?
«Как ощущается невесомость?» – спросили у космонавта из зала.
«Словами это трудно передать. Я бы мог сравнить ее с состоянием нейтральной плавучести, когда висишь в толще воды. Такое ощущение могут испытать водолазы и дайверы, когда они зависли в воде и закрыли глаза», – рассказал выступающий.
– На станции есть стиральная машина?
– Нет, ее там нет. И если тебе удастся изобрести стиральную машину для МКС, будет очень здорово! Дело в том, что воды на станции очень мало, она все время очищается и используется повторно. Пока не удалось очистить воду так, чтобы ее можно было снова использовать для стирки. Поэтому каждые три дня мы меняем одежду – старую выбрасываем, а новую надеваем.
– Сколько зарабатывают космонавты?
– Несмотря на то что профессия космическая, зарплата совсем не космическая, но по земным меркам она большая. Ее достаточно для того, чтобы не думать о том, где срочно взять денег для решения каких-либо проблем. Вообще нам, космонавтам, не так много денег и надо, в основном они нужны для семьи.
– А вы видели инопланетян или вам нельзя про них рассказывать?
– Не видел. Меня родители всегда учили отвечать честно. Не видел ничего такого, чтобы напоминало не человеческий разум.
– Какие сны снятся космонавтам?
– Классный вопрос! Сны земные, но яркие. Эмоции во снах ярче потому, что на Земле каждый день много разной информации, а в космосе – работа и общение с одними и теми же людьми, окружающая среда не меняется. Поэтому нервная система «дорисовывает» эмоциональные картинки. Однажды мне приснилось, что я проспал возвращение на Землю. Я проснулся во сне и понял, что все улетели без меня. Конечно, я немного расстроился и подумал: «А что делать? Наверное, они обо мне вспомнят и что-нибудь придумают. А пока я буду продолжать работу». А по- том я проснулся по-настоящему… Наверное, вы догадываетесь, какое у меня было хорошее настроение весь день.
Иркутские встречи Сергея Кудь-Сверчкова со школьниками были организованы в рамках фестиваля «Территория будущего. Дни науки в Усть-Куте» совместно с партнерами – автономной некоммерческой организацией популяризации астрономии «Звездный десант», Иркутской нефтяной компанией и Большим иркутским планетарием (иркутская школа № 19). Все лекторы фестиваля, пролетавшие через Иркутск, выступали и перед аудиторией областного центра. Встречу в 19 школе посетил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. Он отметил, что 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника и спросил у космонавта-испытателя, кто был его наставником на разных этапах жизненного пути.
– Самыми главными моими наставниками были родители, – ответил Сергей Кудь-Сверчков. – Также на выбор будущей профессии повлияли учителя математики, биологии, иностранного языка, университетские преподаватели и коллеги по работе. Мой руководитель дал служебный отпуск на три недели, чтобы я мог пойти на первую медицинскую комиссию. Наставником я могу назвать и своего коллегу, иркутянина Анатолия Иванишина, у которого за плечами три полета в космос. Он дал мне много полезных советов и даже изложил их в письменном виде.
Также глава региона пригласил Сергея Кудь-Сверчкова в качестве почетного гостя приехать нынешним летом на молодежный образовательный форум «Байкал», куда планируется позвать представителей из Республики Беларуси, Луганской и Донецкой народных республик.