Между искусством и бизнесом

Как развивать креативные индустрии в Иркутской области?

«Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» была принята в России в 2021 году. Страна не случайно взяла курс на развитие этой сферы, ведь ее темпы роста значительно выше, чем промышленности или других отраслей. Причем во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. Однако развитие этой сферы в регионах происходит неодинаково эффективно. О проблемах и мерах поддержки отрасли в Иркутской области говорили 27 апреля на круглом столе в пресс-центре газеты «Областная».

Видео круглого стола доступно по ссылке

 

Дорожная карта

– Толчком к развитию этой сферы в России стало принятие Концепции развития креативных индустрий до 2030 года,– отметил начальник управления промышленности министерства экономического развития и промышленности области Сергей Какаулин. – Направление носит сквозной характер, пронизывая все отрасли экономики. Все меры, которые сегодня разрабатываются, адресованы на поддержку отраслей экономики. Направления креативных индустрий в плане Иркутской области распределены по структурным подразделениям в исполнительных органах власти. Каждое отраслевое ведомство ведет эти направления.

 

 

В Приангарье по мерам поддержки разработан специальный Навигатор, который размещен на сайте министерства. Министр культуры Олеся Полунина считает, что задача правительства региона – создать условия для развития креативных индустрий. Есть дорожная карта, разработан план, где прописаны различные направления.

– Данному сектору экономики сегодня уделяется особое внимание, – отметила глава минкульта. – Но мы готовы услышать предложения представителей нового направления, чтобы оказать поддержку. Создание условий для данного сектора можно увидеть на примере развития кинематографии – сегодня созданы Фонд поддержки регионального кино, общественные организации Союза кинематографистов России. На это выделяются средства из Президентского фонда. За год поддержано 44 региона, создано 96 фильмов, пять из которых сняты иркутскими кинематографистами. Мы создаем Школу креативных индустрий, чтобы дети могли ознакомиться с направлением и, возможно, определиться с будущей профессией.

 

 

Олеся Полунина рассказала, что представители нового направления могут воспользоваться субсидиями, которые предоставляет министерство, а также участвовать в федеральных грантах.

– Центр «Мой бизнес» является единой площадкой по развитию предпринимательства, в том числе и для представителей креативных индустрий, – рассказала директор Фонда поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес» Диляра Окладникова. – Мы поддерживаем все направления, начиная от людей с идеями, до предприятий, которым нужны новые рынки. По нашим наблюдениям, основная проблема – продвижение и сбыт. Креативная индустрия, как и туризм, сосредотачивают в себе множество направлений, которые можно интегрировать в производственные направления. Порядка 60% мер поддержки, которые есть в Центре «Мой бизнес», связаны именно с продвижением.

 

Формирование смысла

Полномочный представитель президента Союза дизайнеров России по СФО Валерий Хорохордин обратил внимание, что креативные индустрии – это сложная сфера производства, которая имеет мало общего с ремеслом и искусством.

– Это большая структура, включающая в себя дизайн, в том числе промышленный, издательское дело, цифровую сферу и так далее, – отметил он. – Но чтобы создать конечный продукт, важно во главу поставить определенные смыслы, культурные коды. В итоге каждый элемент, будь то дизайн, архитектура, реклама, досуг и развлечения – все это работает на один продукт. Грамотные решения позволят подключить к работе максимальное количество участников. Главное в том, что в период, когда сырьевая экономика отходит на второй план, на первый выступает продажа интеллектуального продукта. Объединение представителей всех микробизнесов креативного сектора для производства определенного продукта, его тиражирования позволит создать именно индустрию. Опыт зарубежных стран показывает, что создание интеллектуального продукта, в который заложены определенные смыслы, работает только так.

Он отметил, что во всех крупных компаниях мира работают российские дизайнеры. А иркутяне чаще всего востребованы в других регионах. Не только потому, что настолько талантливы, но еще и потому, что не востребованы у себя на родине. Дизайнер творческой мастерской «ЛеНо», член Союза дизайнеров России Михаил Топорищев рассказал, что ими создан сувенир по мотивам иркутского деревянного зодчества, который успешно продается. Мастерская готова создать такие сувениры для каждого города России, но для этого нужны инвестиции. Работой дуэта заинтересовался бизнесмен из Самары и предложил перенести производство туда, но дизайнеры намерены развивать бизнес и платить налоги в Иркутской области.

Необходима интеграция Дизайнер творческого дуэта «ЛеНо» Елена Орлова обратила внимание, что сейчас представители креативных индустрий региона действуют разрозненно, но для того, чтобы сфера начала эффективно работать, необходимо объединение.

– Смежная сфера между искусством и экономикой требует отдельного плана развития и создания некой структуры, – отметила она. – Министерство культуры занимается в основном развитием профессионального искусства и культуры, и это правильно. Центр «Мой бизнес» поддерживает всех представителей малого и среднего предпринимательства, что тоже вполне обоснованно. Однако креативные индустрии развиваются по остаточному принципу. В итоге все мы действуем из своих представлений, какой продукт способен продвинуть Иркутскую область, но сейчас, когда время ставит перед нами другие вызовы, мы считаем, что такой запрос должно формировать государство.

Ювелир , член Иркутского областного отделения «Союз художников и ремесленников Прибайкалья» Екатерина Скачкова рассказала, что она создала коллекцию по мотивам Шишкинских писаниц, на которую есть спрос:

– Этот сувенир продвигает нашу область, возможно, но я не знаю, нужно ли это региону?

Писатель, председатель Иркутского регионального представительства Общероссийской общественной организации «Союз российских писателей» Светлана Михеева отметила:

– Работать на стыке различных ведомств сложно, так как необходимо понять: либо мы говорим об экономике, либо о культуре. Но если мы говорим о поддержке индустрии, надо искать точки соприкосновения. Суть любых мер направлена на поддержку творческой инициативы. Но в нашем случае мы говорим о поддержке целого комплекса, который должен сработать на определенную цель. Что можно сделать для региона, мы понимаем, но непонятно, чего хочет власть. Направлений креативного сектора много, общая дорожная карта никого не устроит. Мы хотели бы вместе с вами провести работу, чтобы найти понимание.

Диляра Окладникова предложила собрать сообщество и провести стратегическую сессию в Центре «Мой бизнес» по этой теме. Площадка позволит разделить ее на несколько направлений и проработать их детально.