Сон как тяжкое преступление
Четыре года детская больница работала по законам военного времени
Сотрудники архива Ивано-Матренинской детской клинической больницы бережно хранят книги приказов по медучреждению за 1941–1945 годы. Одни из них напечатаны на печатной машинке, другие написаны от руки – чернилами или карандашом. Это отдельная полка, на которой хранится история военного времени: железная дисциплина, круглосуточная бдительность и стопроцентная самоотдача.
Великая Отечественная война и послевоенное время для ГИМДКБ, как и для всего советского народа, были тяжелыми. Больница работала по законам военного времени. Так, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1941 года прекращались отпуска для всех работников. По приказу главного врача больницы № 132 от 03.07.1941 года для сотрудников ГИМДКБ были введены пропуска с фотографией, посетители могли пройти на территорию только при наличии паспорта и только по одному человеку. Всех подозрительных лиц, замеченных на территории больницы ночью, необходимо было задерживать до выяснения личности.
Строгие требования предъявлялись к трудовой дисциплине сотрудников. Например, сон на посту рассматривался как «тягостное преступление», а за опоздание на работу без уважительной причины врача или медсестру могли отдать под суд. Детская больница должна была быть готовой к любым ситуациям, поэтому дежурный персонал не имел права «ни на одну секунду» отойти от телефона «как в приемном покое, так и в главном корпусе». Несколько раз в год проводились учения по работе в условиях ПВО, завхозы должны были обеспечить группу самозащиты противогазами, дегазационными приборами, носилками, топорами, синими лампочками. Постоянно проводились курсы операционных сестер.
И все же главной задачей Ивано-Матренинской больницы оставалась забота о здоровье детей. В июне 1941 года, например, врача Котову А.И. отправили в командировку в Усолье, чтобы проконсультировать коллег по детским инфекциям. На практику продолжали приходить студенты, и заведующим отделениями предписывалось оказывать им «всякое содействие». По приказу главврача все сотрудники больницы должны «включиться в сан. поход по городу Иркутску», для чего явиться в лабораторию для получения участка.
Врачи и медицинские сестры были обязаны посещать курсы трактористок, а за пропуски занятий их могли привлечь к административной ответственности. По приказу главврача сотрудников больницы все время куда-то командировали – на заготовку дров, на сбор грибов и ягод для больницы, на сенокос, на перепись посевных площадей и т.д.
В больнице постоянно проводились социалистические соревнования, а победителям, «давшим хорошие и отличные образцы работы», объявляли благодарности с занесением списка фамилий в приказ. Как правило, такие приказы появлялись в канун праздников: к 25-й годовщине победоносной Красной Армии, к «международному коммунистическому дню 8-е Марта», к 1 Мая – «празднику весны и счастья советского народа».