Нейросети идут на выборы
В Иркутской области политтехнологи испытывают новые приемы работы с избирателями: на муниципальных выборах в агитационно-пропагандистских материалах впервые использованы изображения кандидата, сгенерированные нейросетью. Что стоит за этим приемом, это прорыв в избирательных технологиях или просто стремление угнаться за модой?
Екатерина АНИСИМОВА, политтехнолог:
– Рисунки нейросети Midjourney в печатной агитации на выборах с населением 24 тысячи человек в Иркутской области появились совершенно неслучайно. Во-первых, там образовался кандидат с нулевым рейтингом, который никогда не проживал на этой территории, и терять ему было нечего. Во-вторых, кандидат имел зашкаливающий уровень недружелюбности у фото и видеоаппаратуры, такого фотонегеничного человека нужно еще поискать. В-третьих, лично я ненавижу на выборах работать с фотографиями, потому что любой объект на них может оказаться объектом авторских прав. А нейросеть – это мир фантазии, в котором никогда не окажется реально существующий объект, у которого есть собственник. Ну и наконец, у нас не было ни времени, ни финансовых ресурсов на полноценную фотосессию. Зато был человек, которому купили лицензию Midjourney, и ему было все равно, с чьим лицом учиться работать: Анджелины Джоли или кандидата на местных выборах.
Вячеслав ШИНДЯЕВ, политконсультант:
– Тренд применения нейросетей интересен. И является шикарнейшим основанием для снятия кандидата с выборов. Приведу подробный разбор этого вопроса от своего хорошего друга и коллеги политюриста Дмитрия Конина. Он предостерегает, что в нейроэнтузиазме не стоит забывать: нарушение законодательства об интеллектуальной собственности при агитации влечет «снос» с выборов. Дело в том, что OpenAI запрещает использование своих моделей в целях политической агитации, создание персонализированных или ориентированных на определенные демографические группы материалов, а также диалоговые или интерактивные системы. При использовании Midjourney сразу стоит всерьез задуматься о совместимости платности сервиса с российским избирательным законодательством. Тем же хитрецам, кто захочет использовать нейросеть бесплатно, рекомендую изучить положения Международной лицензии Creative Commons Noncommercial 4.0 Attribution. Несколько иначе обстоит дело с отечественной гордостью – нейросетью Kandinsky 2.1. Правообладателем контента и программного обеспечения, размещенных на сайте, является АНО «Институт Искусственного Интеллекта» (AIRI), а права на созданные пользователем объекты предоставляются пользователю на условиях неисключительной лицензии. Это если в самых общих чертах о юридической стороне использования нейросетей.
Дмитрий ЕЛОВСКИЙ, гендиректор коммуникационного агентства Actor:
– Конечно, в первую очередь тут возникает вопрос авторских прав. Ну, например, сделаны какие-то изображения с использованием нейросетей, они опубликованы кандидатом в агитационном материале, оплаченном из его избирательного фонда. А кто в этой ситуации является обладателем авторских прав? Тот, кто сформулировал задачу нейросети, или сама нейросеть? С человеком проще, можно подписать договор о передаче авторских прав и все. С сетями сложнее, потому что Midjourney, лидер пока что в этой сфере, не представляет пользователям авторские права на сгенерированные изображения.
Екатерина АНИСИМОВА, политтехнолог:
– Заходя в этот процесс, мы осознавали все юридические риски. И даже намеренно дергали за усы юристов самого сильного кандидата на э той кампании. Если бы они проявили агрессию и пошли судиться, в суде бы их ждало разочарование, потому что ранее очень сильный юрист почистил и подстраховал все вопросы, где это только было возможно.
Но, к сожалению, те, для кого в моей газете появилась Midjourney, не обратили на рисунки никакого внимания. С другой стороны, они просмотрели даже «коня» в своей собственной газете, так что вопросы по авторским правам возникли уже к ним.
В правовом поле отсутствует само понятие авторства машинного интеллекта. Кроме того, изображения нейросетей видоизменяет дизайнер: нейросеть в своих рисунках пишет на тарабарском языке и без вмешательства в картинку дизайнера доработать ее невозможно. Так что правовая основа для наличия в агитационном материале картинок, нарисованных искусственным интеллектом, лицензионный договор с физлицом, которое может предоставить доказательства работы с изображениями в лицензионном программном обеспечении своего компьютера. Полагаю, что в «сентябрьской» кампании так будет построена работа со всеми видами агитационных печатных материалов.
Соглашусь с тем, что Kandinsky 2.1 – самая интегрированная в российское правовое поле нейросеть, там можно получить неисключительные авторские права, в то время как Stable Diffusion и DALL·E2 – продукты чисто творческие и находятся в правовом вакууме. Но давайте будем реалистами: в Кандински невозможно работать с изображениями лица реального человека, и с логикой у нее вопросы. Уровень изображений, который у Midjourney есть уже сейчас, Кандински достигнет в периоде от «еще не скоро» до «никогда». Могу предположить, что технологически мы будем иметь в избирательном цикле 2023 года изображения Midjourney, оформленные под лицензионные договоры со Сбербанком, как будто бы они нарисованы в Кандински, или видоизмененные дизайнерами изображения Midjourney по лицензионным договорам с физлицами. И доказать, что это не творчество человека, будет довольно сложно.
Дмитрий ЕЛОВСКИЙ, гендиректор коммуникационного агентства Actor:
– Нейросети, генерирующие изображения, сегодня в избирательной кампании собираются использовать и «Единая Россия», и КПРФ. Причем у КПРФ ставка на нейросети делается на федеральном уровне, у них это зашито как элемент избирательной кампании. Поэтому сейчас КПРФ очень серьезно прорабатывает практические вопросы, а именно – как суды и госорганы будут оценивать это в контексте избирательных кампаний, не будет ли это нарушением. Эта тема в Госдуме даже будет обсуждаться на круглом столе, запланированном на конец мая.
Почему это востребовано? Партиям важно показать свою «молодость», что они могут соответствовать модным трендам. И если это будет сделано красиво, умно и интересно, то какое-то время будет вызывать интерес у аудитории. А потом, конечно, сойдет на нет, потому что подобные вещи не содержат под собой какого-то глубокого содержания.