По зову совести
Школьники облагораживают обелиски в заброшенных деревнях
Патриотическим воспитанием школьников можно заниматься по-разному. Как вариант, с громкого объявления о начале кампании, с лозунгами с привязкой к какой-либо дате или без всякого пафоса делать подобную работу. Учащиеся небольшого поселка Верхнемарково Усть-Кутского района, например, много лет ухаживают за памятниками погибшим землякам, которые остались в заброшенных деревнях. Школьники вырастают, уезжают из поселка, но работа не прекращается, потому что на смену приходят другие.
– Мы живем в Верхнемарково, на берегу Лены, в 25 километрах вверх по течению находится заброшенная деревня Назарово, с которой началась большая история волонтерского движения, – рассказывает директор школы Наталья Чекмачева. – Несколько домов и памятник назаровчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, – вот все, что осталось от некогда крепкой деревни. Два раза в год отряд волонтеров «Добрые сердца» во главе с идеологом и организатором движения Еленой Пакулько выезжает в Назарово и приводит в порядок территорию вокруг обелиска.
Следует пояснить, что летом до Назарово можно добраться только по воде, поэтому преподаватели заблаговременно договариваются с речниками, которые ведут контроль за бакенами, о заброске отряда добровольцев на пару дней. Этого школьному десанту вполне достаточно, чтобы покрасить обелиск, починить забор, спилить сухие ветки, убрать мусор. Зимой, понятное дело, работа по большей части ограничивается уборкой снега. В прошлом году, следуя примеру ребят, в Назарово отправился коллектив из 15 учителей.
В некогда большой деревне остался один дом, в котором и ночуют ребята, когда приезжают. Мало ли, может дождь пойти, да и в доме надежнее.
– Интересно, что команда путейского судна, которая периодически подбрасывает волонтеров до Назарово, последовала примеру школьников и тоже прибралась у памятника. Получается, дети подали пример взрослым, – говорит директор школы Наталья Александровна. – Вниз по течению, ближе к городу Киренску, стоит еще одна заброшенная деревня – Улькан. И хотя административно она относится уже не к Усть-Кутскому, а Киренскому району, мы тоже взяли шефство над памятником. Первый наш десант в Улькан состоялся в июне 2017 года. Мы с Еленой Анатольевной собрали детей и совершили пробный выезд. В отличие от Назарово, в Улькане много пустующих домов, часть закрыта на замки. Сюда, на малую родину, летом приезжают даже из Москвы, мы это точно знаем.
Помню, когда прибыли первый раз, памятник выглядел ужасно: черные стены, все заросло травой, фамилии фронтовиков почти не читались. Пришлось приложить немало усилий, чтобы памятник обрел подобающий вид. Сюда приезжаем также два раза в год. И вот там однажды наша группа встретилась с ульканцами, которые сейчас живут в Москве. Земляки были настолько потрясены проектом школьников, что решили внести свой вклад и вскоре заказали памятную доску, а потом установили ее вместе с учащимися.
Кроме Назарово и Улькана школьники ухаживают в родном селе за могилой летчиков, погибших во время Великой Отечественной войны, перегоняя самолеты по знаменитой трассе Алсиб: Аляска – Сибирь. В Верхнемарково покоится экипаж самолета А-20 в составе капитана Александра Дудина, капитана Николая Гутафеля, старшего сержанта Тулеина Исмагилова.
Трагедия случилась 7 декабря 1942 года. У самолета А-20 «Бостон», командиром которого был Александр Дудин, во время перегонки отказал двигатель. Позднее выяснилось, что причиной поломки стала течь масла. При заходе на экстренную посадку на лед Лены борт свалился на правое крыло и рухнул на замерзшее русло реки.
Самое важное и ценное в многолетней истории с памятниками – это то, что желающих поехать поработать гораздо больше, чем надо. Наверное, так на практике и выглядит преемственность поколений, эстафета памяти, истинный патриотизм.