Опять двойка?
Низкие оценки в школе – причины и следствие
«Учиться не хочет, только в телефоне сидит», «Мучаемся с домашним заданием до ночи, а толку ноль» – с такими проблемами родители выстраиваются в очередь к психологам. Если раньше успех в карьере был равен упорному труду со школьной скамьи, то теперь перед глазами у подростков масса обратных примеров.
Что делать родителям, когда жалобы учителей сыплются ежедневно? Мы узнали у психолога Ольги Гаузиной, специалиста Центра психолого-правовой поддержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которая бесплатно оказывает помощь благодаря конкурсу «Губернское собрание общественности Иркутской области».
Школьная программа усложняется с каждым годом, баллы для поступления – настоящая головная боль современных родителей. Порой даже кажется, что оценки больше нужны им, чем самим детям. На самом деле это не так, утверждает психолог Ольга Гаузина:
– Каждый ребенок хочет быть успешным. В учебе, спорте, популярным среди сверстников. И безразличие к учебе всего лишь броня, которой он защищается. Для нас стало неожиданностью, что за психологическими консультациями к нам в Центр стали обращаться дети. Чаще это их инициатива, но «трудных» подростков, как правило, приводят родители.
Чтобы решить любую проблему, надо сначала разобраться в причинах, их может быть сразу несколько. В Центр психолого-правовой поддержки обратилась Екатерина из Шелехова с приемным сыном Егором 15 лет (имена изменены – авт.). Учителя жалуются на его успеваемость в опеку, это и стало поводом. Каковы же причины низкой успеваемости?
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ –
НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ
Так вышло, что Екатерина взяла под опеку своего племянника, родного человека, и чувствует перед ним полную ответственность, да вот только не знает, как поступить, чем ему помочь. В семье воспитывается ее родной сын – практически ровесник Егора, звезда школы и спорта (по рассказам самого подростка, таким он видит брата). Родному сыну, как считает Егор, внимания уделяется гораздо больше, но самое главное, он всегда может рассчитывать на понимание.
– Единственное, где ребенок в данной ситуации может взять внимание – это учиться на двойки. Таким образом он выводит родителей на честные, настоящие эмоции. Другое общение в семье с ним происходит достаточно формально, парень говорит, что его будто не видят и не слышат. Он боится лишний раз что-то спросить, рассказать, поделиться переживаниями, чтобы не наткнуться на стену безразличия.
Даже если такой крайности в ваших отношениях с ребенком нет, и вам кажется, что внимания достаточно, не стоит исключать эту проблему совсем.
Решение проблемы. Больше общайтесь с ребенком наедине, без присутствия других детей. Проводите время вместе, хотя бы пару часов в неделю. Разговаривайте на разные темы, интересуйтесь важным для него, не только успеваемостью. Делитесь своими переживаниями, ваш жизненный опыт может быть полезнее любых отметок.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ –
НИЗКАЯ САМООЦЕНКА
– Об этом стоит позаботиться еще до школы. У первоклассников самооценка должна быть не просто завышенная, а очень завышенная, потому что в школе она занижается абсолютно у всех. Дети начинают сравнивать себя с остальными, да еще учителя ставят оценки, а могут и унижающие высказывания себе позволять. И, конечно, стоит избегать токсичности внутри семьи.
Старший брат Егора – высокий, широкоплечий, спортивный, а сам Егор – щуплый, невысокий, робкий, проигрывает на фоне своего брата, родители его всегда ставят в пример. Откуда тут взяться здоровой самооценке? Ситуацию усугубляют насмешки, намеки на провалы или даже открытые оскорбления.
Решение проблемы. Отмечайте успехи ребенка. Только обязательно искренне, вашу фальшь сразу раскусят. Написал красиво одну буковку из всей прописи? Скажите об этом, похвалите, подбодрите. Плавает быстрее всех в классе? Поздравьте с успехами. Вера в себя – это то, что толкает нас вверх, дает силы. Ведь если ты смог написать красиво одну букву, то и остальные сможешь. Нельзя фиксироваться на недостатках и ошибках, они как раз тянут на дно, в замкнутый круг.
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА –
СИСТЕМНАЯ
Отношения внутри семьи напрямую влияют на успеваемость. Дети чувствуют напряжение в общении родителей между собой, родители также не всегда выбирают эффективные методы для решения разных проблем. Метод «кнута и пряника» мы уже упомянули выше, пряники работают, а что с кнутами?
– Наказание – метод неоднозначный, главное при его использовании не потерять контакта с ребенком. Он должен чувствовать, что ошибку можно исправить, наказания не должны становиться нормой. Отобрать телефон, лишить карманных денег – привычное для Егора дело. Самое ужасное, что его отстранили от того, в чем он действительно может быть успешен – от плавания. Запретили ехать в другой город на соревнования, к которым Егор готовился весь год, показывал хорошие результаты.
Систематические наказания делают людей черствыми и агрессивными, провоцируют на вранье. Кроме того, снимают ответственность с самого ребенка, он не видит естественных последствий своих действий, полагаясь всегда только на жесткий контроль сверху.
Решение проблемы. Самоконтроль и работа над климатом внутри семьи, дом должен быть крепостью, а родители – наставниками, на помощь которых всегда можно рассчитывать.
Существуют и такие причины, как физическая неспособность воспринимать школьный материал, переходный возраст. Первое решается снижением нагрузки, второе – терпением родителей. Все мы родом из детства, мы уже пережили эти моменты, вспомните себя и помогите своему ребенку. Скорее всего, он в будущем найдет, что рассказать психологу, но это уже совсем другая история. Мы открываем детям этот мир, объясняем правила. Даже если кажется, что ребенок уже вырос, сам должен все понимать, подумайте, как часто вам, взрослым людям, хочется спросить совета у своих родителей, узнать их мнение и просто быть рядом.