Как уберечь улицы Иркутска от безвкусицы

Как оформление улиц влияет на восприятие города у его жителей? Кто мог бы взять на себя ответственность за красивый и эстетичный облик областного центра? Об этом говорим с известным художником, историком культуры, доцентом Яной Лисициной. Поводом к разговору стали ее посты в социальных сетях об изображении летчика Чкалова на павильоне остановки общественного транспорта в Иркутске. Панно было сделано в 2021 году в рамках молодежного проекта «Голос улиц».

 

ДЕФОРМАЦИЯ ОБРАЗА
ЛЕГЕНДАРНОГО ЛЕТЧИКА

Яна, в социальных сетях вы опубликовали несколько эмоциональных постов про оформление остановки общественного транспорта на улице Чкалова.

 

? Что в этой работе не так?

– Не знаю, сколько уже это изображение там существует, но для меня было шоком на улице в центре города увидеть деформированный портрет Героя Советского Союза, легендарного летчика Валерия Чкалова. Перекошенное лицо, «глаза в кучу», надпись «Чкалова» по-русски и латинскими буквами – Сhkalova.

 

 

Дело не в том, что человек нарисовал как мог Чкалова на остановке общественного транспорта. Вспомним: «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет». Основная проблема – как вообще подобное могло появиться в городском общественном пространстве? Возникнуть, существовать, быть представленным горожанам? Это не частная история – «как хочу, так и рисую», а социальная, потому что главный герой этой истории – именно общественное пространство, причем повышенной проходимости, которое транслирует свои смыслы и подходы. Большое количество людей смотрят на деформированный образ летчика. Этот симулякр (копия того, чего на самом деле не существует – ред.) «украшения города» постепенно внедряется на уровне подсознания: «Если это на виду, значит это хорошо и разрешено». А ведь наше мировосприятие зависит от окружающей среды, она оказывает влияние на формирование ценностей, вкуса, характера человека.

 

? Если говорить в целом об Иркутске, что вы думаете о его художественном оформлении?

– Иркутск все-таки достоин качественных профессиональных изображений. У нас не захолустье какое-нибудь, где один маляр на всю деревню, он же плотник и сторож. В нашем городе три мощнейших творческих профессиональных союза России: художников, архитекторов, дизайнеров, а также великолепные учебные заведения. Это значит – профессионалы в городе есть, и понимание организации городского пространства тоже есть. Но что-то не клеится – на улицах появляются изображения низкого исполнительского уровня и становятся частью городской среды. Речь не про вандальные граффити, а вполне легитимные изображения.

Как-то постепенно размылись границы, и закрепилось понимание, что кто взял кисточку, тот и художник. Стать профессионалом нельзя, только посмотрев ролики в интернете или посетив курсы по рисованию. Путь художника долгий: сначала художественная школа, потом художественное училище и желательно вуз.

 

ВЗГЛЯД ПРОФЕССИОНАЛОВ

? Трудно ли учиться на художника?

– Во время учебы целыми днями стоишь у мольберта и рисуешь, без жалости и поддавков – ты должен пройти академическую школу рисунка и живописи, изучить анатомию человека, постичь законы композиции и цветоведения, уметь видеть, понимать, чувствовать. Глаз должен быть культурным (и такое понятие есть). При этом у художников есть специализация: кто-то занимается живописью или монументалкой, или графикой, как я.

После учебы – еще более слож- ная профессиональная жизнь, в которой есть выставки, жесткий отбор выставкомов, то есть выставочных комитетов по отбору произведений изобразительного искусства. Для чего это нужно? Только художники могут увидеть и отобрать лучшее из лучшего. Это профессиональный подход, а не вкусовщина по принципу «нравится – не нравится».

Есть версия, что в Древней Греции именно круг художников, а не народ, не политики, не власть выбирал лучшую скульптуру из лучших. Остальное, пусть немного ниже по качеству, но все же не столь высокое, уничтожалось. Может, именно поэтому до нас из античности дошли только шедевры. То же самое относится к архитекторам, дизайнерам. Профессионалы видят иначе, чем обыватель.

 

? Как следует поступить, чтобы, с одной стороны, давать дорогу молодым, предоставлять людям возможность выражать себя, с другой – не превратить городские улицы в иллюстрации безвкусицы?

– По своей природе молодежь имеет стремление что-то изменить, к счастью для нас всех. Без энергии и динамики молодых город просто скиснет. Но есть вещи, которые просто нельзя делать, если мы культурное общество. Например, за обеденным столом мы едим, а не пляшем. Или хочется во время праздничного концерта на площади Сперанского залезть на сцену и в микрофон фальшиво затянуть любимую песню. Тоже относится к рисованию в публичных местах.

Молодежь вдохновенно рисует, зачастую ничего не требуя за это, и такой порыв замечателен. Правда, есть одно «но» – рисуют как могут и как хотят, и контроля над этим нет. Удача для города, если в проекте участвуют профессионалы, и такое мы тоже видим – интересные качественные изображения. Замечательный пример – на скучном несимпатичном бетоне набережной вдруг появились объемные изображения воробьев. Это очень городская история: вездесущие птички являются частью жизненного пространства, люди любят за ним наблюдать, подкармливать. Если смотреть с Глазковского моста, то внизу вырастает большой уличный 3D-рисунок – объемная иллюзия, причем ненавязчивый для восприятия и вполне вписанный в городскую среду.

 

 

Облик городских улиц, по сути, зависит от того, кто без знаний и умений возьмет кисточку или аэрограф. Такого быть не должно. В оформлении общественного пространства нельзя допускать элемента случайности.

 

МЫ – ТО, ЧТО МЫ ВИДИМ

? Как в советское время работали над образом города?

– Раньше в Иркутске был главный художник города, именно художник, эту должность, например, занимал Виталий Смагин. Можно сколь угодно ругать оформление советских городов, своеобразную стилизацию, идеологическое наполнение, но неконтролируемой любительщины все же не было. Вернее, самодеятельные художники, вдохновенные самоучки, были, их поддерживало государство начиная с 1930-х годов, но они находились под опекой членов Союза художников, профессиональных художников. В свободное от работы время люди посещали студии, устраивали выставки, учились рисовать. Но на городскую плоскость они не выходили.

Разве наш город не заинтересован в привлекательности и качественности уличных изображений, в эффектном выражении, например, исторической отечественной тематики? Валерий Чкалов – наша история, гордость страны, он совершил первый беспосадочный полет через Северный полюс. Его изображение должно быть на улице его имени. Но не такое, как сейчас…

 

? На ваш взгляд, что сегодня необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию?

– Возможно, есть два пути решения проблемы. Во-первых, привлечение профессионалов к оформлению областного центра, но для этого нужны деньги, потому что хорошая работа оплачивается. Во-вторых, за волонтерами должен быть контроль со стороны профессионального сообщества, причем не только на уровне эскизов, а самое главное – при приеме выполненного полноразмерного изображения.

У нас хорошо работает архитектурно-художественная секция при Градостроительном совете, включающая архитекторов и художников-монументалистов. Думаю, оформление городских пространств должно идти именно через них в обязательном порядке, причем независимо от размера изображения. Даже совсем небольшая картинка является частью воспитательного ресурса для детей. Мы идем по городу и смотрим с высоты своего роста, скользим взглядом по изображениям, которые попадаются на глаза, и поневоле взаимодействуем с ними. Поэтому к таким вещам, особенно в местах повышенной проходимости, необходимо относиться очень серьезно.

Кроме того, возможно, стоит возродить должность главного художника города с конкретными контролирующими функциями. Это может быть и другая структура, важно, чтобы в основе ее деятельности было чуткое внимание к городскому оформлению. И если это случится, то хотелось бы избежать крайностей, например, «держать и не пущать». В такой работе важно придерживаться позиции многомерного профессионального подхода.

 

? Профессионалами не рождаются, ими становятся. Где молодым художникам оттачивать мастерство?

– Согласна, что у молодых ребят должно быть какое-то пространство, где они могли бы развернуться и действительно выразить себя. Это может быть бетонная стена в микрорайоне или помещения цехов неработающего завода, какая-то творческая площадка… У города много неожиданных пространств, на которые можно направить энергию молодых, причем не в ущерб общей эстетике, а именно интегрируя в нее.

 

СПРАВКА:

Яна Лисицина – кандидат исторических наук, доцент, специализация – теория и история культуры, искусства. Член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, Союза журналистов России, Ассоциации искусствоведов (АИС). В 2022 году в соавторстве с супругом, дизайнером, к.и.н., доцентом ИРНИТУ Василием Лисициным и автором, членом Союза писателей России Юрием Барановым за достижения в области культуры и искусства получила премию губернатора Иркутской области за краеведческий просветительский проект «Книга «Сказки улицы Большой».