Сила туристических магнитов

«Удивите нас!» – с таким запросом все чаще сталкиваются туристические операторы, когда им поступают заявки на отдых в Иркутске или на Байкале. Цифры по прибывающим в наш регион гостям бьют рекорды год за годом. Какие маршруты востребованы? Что нужно для увеличения турпотока? Как сохранить уникальную природу при росте рекреационной нагрузки? Эти и другие вопросы обсуждало предпринимательское сообщество на форуме «Бизнес в условиях современности».

 

ТУРПОТОК СТРЕМИТЕЛЬНО
РАСТЕТ

Модератором секции «Туристический магнит. Точки развития туризма в Иркутской области» выступил предприниматель Анатолий Казакевич. По его словам, за три года статистика по туризму в нашем регионе идет вверх. Если в 2020 году турпоток составил 830 тыс. человек при объеме налоговых отчислений в объеме 885 млн рублей, то в 2022 году этот показатель вырос до 1,55 млн человек и почти до 1,5 млрд рублей соответственно.

– Взрывной рост интереса к отдыху на Байкале объясняется пандемией и последующими событиями в мире. На федеральном уровне готовы поддерживать интерес россиян к внутреннему туризму. Так на социально-экономическое развитие Байкальска выделено 53 млрд рублей. В ближайшем будущем появится новая точка на карте туризма, – отметил Анатолий Казакевич.

Вместе с тем модератор обратил внимание, что бизнес должен сосредоточить свое внимание на защите экологии. По его словам, неорганизованная рекреационная нагрузка может уничтожить природу, и не будет туризма. Для этого необходимо направлять людей c диких троп на специально организованные маршруты, обеспеченные инфраструктурой.

– Никто не запрещает возить человека эксклюзивно, но я сейчас говорю о создании регионального туристического продукта для массового туриста. Именно это позволит снизить нагрузку на природу, – подчеркнул Анатолий Казакевич.

Предприниматель сообщил, что сегодня востребовано пять маршрутов у туристов. Популярным местом отдыха является Иркутск. Причем если раньше показатель пребывания в городе составлял 1,3 дня, то сегодня это уже 2,5–3 дня. На втором месте по турпотоку – Ольхон и МРС с ледяными гротами зимой. При этом по-прежнему остается нерешенной проблема с организацией биотуалетов. Третья точка по посещаемости – Листвянка и соседствующий архитектурно-этнографический музей «Тальцы». На свободной площади в перспективе планируется создать круглогодичный курорт с гостиницами, аквапарком, экотропами, велодорожками и другими объектами отдыха.

– Если говорить о перспективных направлениях развития туризма, то помимо Байкальска стоит обратить внимание на Большое Голоустное, до которого проложили асфальт. Также набирает обороты тренд на развитие однодневных экскурсий. Из доступных мест для посещения это Песчанка, Листвянка с КБЖД, Танхой, этнопарк в Усть-Ордынском Бурятском округе, – пояснил модератор.

 

БАЙКАЛ И НЕ ТОЛЬКО

Отдельно на форуме говорили о развитии делового туризма. По информации эксперта в сфере туризма Елены Дуберштейн, растет спрос на так называемый MICE-туризм, когда компании организуют выездные мероприятия для сотрудников (конгрессы, семинары, съезды, конференции, выставки и т.д.), совмещенные с отдыхом.

– Бизнес заинтересован не только снять стресс у своих сотрудников, но и мотивировать их на достижение новых целей. Также компании всячески заинтересованы сохранить на местах высококвалифицированных сотрудников. Поэтому MICE-туризм – это один из действенных инструментов, который направлен на укрепление корпоративного духа команды, – пояснила Елена Дуберштейн.

По ее словам, нашему региону трудно конкурировать с другими субъектами страны не только изза отдаленности от столичных городов, но и отсутствия турпродуктов. Корпоративные группы интересуются комплексной программой с мастер-классами, театрализованными шоу, дегустациями, развлекательными конкурсами и т.д. То есть нашему региону не хватает масштабных событийных мероприятий, которые могут стать магнитом.

– Нам не хватает таких интересных фестивалей, как «Корюшка идет» в Новой Ладоге, где проживает около 7 тыс. человек, при этом туристов на данное событие приезжает свыше 20 тыс. человек. Или как в Туле фестиваль уличных театров – «Театральный дворик», который посещают 120 000 человек. А в Татарстане проводят фестиваль средневекового боя «Великий Болгар», ежегодно он собирает до 50 тыс. туристов. Можем ли мы сделать подобные мероприятия? Конечно, можем! – отметила Елена Дуберштейн.

С ней согласен и бизнесмен Даниил Марышкин, занимающийся турами для VIP-персон. Он говорит, что многие известные личности, приезжающие в Иркутск, в лучшем случае доезжают до Листвянки. Не только потому, что они ограничены во времени. Просто их знакомые и коллеги чаще всего рекомендуют для посещения именно это место. Люди видят только эти направления и хотят попасть только туда. О других местах они не знают.

– Принимающим сторонам необходимо договариваться с туроператорами, чтобы они на лояльных условиях показывали гостям другой Байкал. Это принципиально важно на сегодняшний день делать, тогда информационное поле будет меняться, – считает бизнесмен.

 

СТАВКА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ
ЭКСКУРСИИ

Изменить эту тенденцию вполне способен промышленный туризм. В 2022 году наш регион стал участником всероссийского акселератора «Открытая промышленность». Как сказал на форуме заместитель начальника отдела развития экспортной деятельности в управлении промышленности министерства экономического развития и промышленности региона Михаил Серебренников, важным звеном в развитии промышленного туризма является молодежь.

– К 2025 году необходимо вовлечь в сферу промышленного туризма 36 предприятий. Развитие этого направления – важный элемент сдерживания оттока населения из региона, в том числе молодежи. Проведенный в рамках акселератора опрос показал: 40% респондентов хотели бы посетить площадки промпредприятий. Интерес к промышленному туризму проявляют и туроператоры, они готовы включать промышленные экскурсии в общие турпродукты, – сообщил Михаил Серебренников.

Он напомнил, что в течение шести месяцев в рамках акселератора команда из Иркутской области, в которую помимо органов государственной власти вошли шесть предприятий, приобретала новый опыт. В результате обучения в общероссийский путеводитель по промышленному туризму вошла экскурсия «Полимерная долина в сердце тайги», которую проводят в Усть-Куте. В топ-15 производственных экскурсий в стране вошло предприятие из нашего региона, добывающее чароит.

В завершение дискуссии модератор Анатолий Казакевич сообщил, что правительство региона совместно с Советом Федерации РФ рассматривает варианты по модернизации энергетических объектов по основным туристическим направлениям, прорабатывается вопрос по технологии для очистных сооружений в Центральной экологической зоне Байкала. Кроме того, в настоящее время ведется создание межрегиональной общественной организации «Байкальская ассоциация активного туризма», которая будет способствовать системному продвижению туристических продуктов Прибайкалья.