Троица на родине святителя Иннокентия
Пятидесятница, Сошествие Святого Духа – все это названия Дня Святой Троицы, праздника, отмечаемого православным миром на 50-й день после Пасхи. В этом году областную Троицу праздновали в Анге Качугского района – на родине святителя Иннокентия (Вениаминова).
Бездождевой день
Несмотря на ливень, провожавший делегацию из Иркутска, над Свято-Иннокентьевским храмом светило солнце.
Вот уж правда святое место, а ведь был обещан ливень.
– У нас на Троицу никогда сильного дождя не бывает! – говорят качугцы.
Стадион возле Культурно-просветительского центра им. святителя Иннокентия – одно из главных мест празднования. Главнее только берег реки Анги, где завершится Троичный ход и народ попрощается с березой. А пока молодая белоствольная красавица ждет, когда на ее ветви повяжут разноцветные ленты.
Трибуны постепенно заполняются зрителями – на протяжении всего праздника сцена пустовать не будет: около 500 артистов приехали отпраздновать День Святой Троицы. Попутно встретить дорогих гостей готовятся подворья поселений: на столах выпечка, сладости, самовары и кувшины с квасом, – день в итоге выдался жарким.
Идут последние приготовления: казаки проверяют, хорошо ли заточены шашки; Петрушка застенчиво выглядывает из-за ширмы в ожидании самых маленьких гостей праздника; ждут своего часа луки, а проходящая молодежь уже скапливается, ожидая, когда разрешат пострелять. В центре стадиона высится небольшая охапка тонких березовых веток – для девушек приготовлен мастер-класс по плетению венков.
– Добрая традиция – праздновать святой праздник Троицы всем вместе, – отметила директор Иркутского областного дома народного творчества Людмила Герда. – В этом году мы празднуем его в Анге, в этом святом месте. У нас большое количество участников: 53 мастера из 14 муниципальных образований и 64 творческих коллектива. Самая отдаленная территория, принимающая участие, – Казачинско-Ленский район.
Возрождение народной
культуры
Перед тем как попасть на основную площадку, гости минуют палатки мастеров народных промыслов. Здесь береста, кожа, самоцветы, расписные пряники. Наше внимание привлекла палатка, украшенная цветистыми рушниками – черно-красная вышивка, желто-зеленая, крестиком и гладью, а посередине стола, заставленного безликими куклами-берегинями, – букетик высушенного льна.
– Наш центр ставит перед собой задачи возрождения, сохранения и популяризации народной культуры. Поэтому занимаемся вышивкой, гончарным делом, народными куклами-оберегами. Сами выращиваем лен, доводим до нитки, а потом ткем, – рассказала руководитель Центра славянской культуры поселка Атагай Нижнеудинского района Любовь Ванцай. – Славянская культура состоит не только из песен. Атагай – он больше переселенческий. Белорусы, украинцы, поляки, литовцы, немцы у нас жили. Произошла «сибиризация» этих культур. Когда привозили вышивку, то шла она по всем домам. Все то, что бытовало на нашей территории из привнесенного, мы по возможности возродили.
В следующем году Центр отметит 20-летие, а начиналось все с проекта «Без прошлого нет будущего» по областной программе «Культура села». За реконструкцию узоров вышивки отвечает народный мастер Иркутской области Лариса Верхотурова.
– Вышивкой я занимаюсь с детства, что называется, руки чесались. Но никто, кроме моей бабушки, не мог меня научить, – вспоминает Лариса Верхотурова. – Она научила меня вышивать крестиком. А потом мне захотелось вышивать гладью, и я уже методом тыка научилась. Мне не нравятся современные мотивы, я обращаюсь к старине. У нас же Центр славянской культуры, и нам приносят фрагментики этнографии, бывает, уже цветов не видно, но с миру по нитке. Восстанавливаем, снимаем рисунок и вышиваем.
На шее у наших собеседниц по маленькой куколке-берегине размером с мизинец.
– Эту куколку-оберег мне подарила народный мастер Иркутской области Нина Николаевна Иванова. Я храню ее как зеницу ока. Обереги делаются для людей с добрыми пожеланиями, – объяснила Любовь Ванцай.
Береза плясовая
Бойкая дробь самым старинным и, на первый взгляд, простым исконно русским музыкальным инструментом заставляет зрителей притоптывать в такт. На сцене ансамбль ложкарей «Веселуха» из села Каразей Куйтунского района. Но вот прямо посреди выступления лопасть одной из спаренных ложек в руках руководителя ансамбля Валентины Домашенко отломилась от черенка.
Валентина Леонидовна не растерялась, подняла лопасть и вновь скрепила ее с черенком. Выступление ансамбля продолжилось как ни в чем не бывало. Все-таки на стороне Валентины Домашенко опыт – 15 лет она занимается игрой на ложках. Вместе со старшим составом в «Веселухе» играют и внучки участниц ансамбля.
– Выпустила пять поколений ложкарей: и мальчиков учила, и девочек. Этот состав шестой. Занимаемся уже третий год. Решили собрать женщин-пенсионерок: сидим дома, дети и внуки выросли. Долго мучались, но вы слышали, получается ровненько. Репертуар подбираю сама, складываю ритмический рисунок, и начинаем учить, – говорит Валентина Леонидовна.
Зеленые святки
Традиции Дня Святой Троицы тесно переплетены с языческим праздником Семик. Седьмая неделя после Пасхи в народе называлась Зелеными святками. Об этом девушкам, желающим научиться плести венки из березовых веток, рассказывает участница фолк-группы «Зарев цвет» Елена Парфентьева.
– Троица – это один из моих самых любимых праздников! У нас даже традиция в семье: крошить на Троицу окрошку, – поделилась с нами Елена. – Этот фестиваль проходил на разных площадках: в Тальцах, Бельске, но самая любимая территория – Анга, родина святителя Иннокентия. Четыре года назад возникла идея, что можно сделать интерактивные площадки: обряды завивания березки, кумления и плетения венков. В старину Троица была одним из самых долгожданных праздников у девушек, называли его Зеленые святки, или русальной неделей. Постепенно языческие обряды переплелись с христианскими. На Троицу девушки из березовых веточек плели венки, чтобы взять силу березы, чтобы в их дальнейшей жизни все было хорошо, особенно в замужестве.
В День Святой Троицы происходит обряд завивания березки. На наших глазах девушки, исполняя старинные народные песни, соединили в арку два молодых деревца с помощью лент. Елена Парфентьева подчеркивает, что обряд заплетания березки – исключительно женский, участие мужчин в нем не допускалось, это считалось дурной приметой. Следующий обряд – кумление, когда девушки плели венки из березовых веточек и трижды целовались через венок, а после дарили друг другу подарки. Как правило, это была красная лента или нательный крестик.
– После обряда девушки становились на определенный период лучшими подругами. Это мог быть год или большее время. На следующую Троицу они могли пройти обряд повторно, то есть подтвердить свою дружбу.
В старину девушки могли узнать свое будущее, пустив березовые венки по воде. Если венок прибьет к берегу – в этот год девушка замуж не выйдет, если уплывет вперед – жених приедет издалека. Венок, который первым доплывет до противоположного берега, означал, что его обладательница в этом году выйдет замуж.
– Территория Иркутской области представляет собой кластер из многонациональных культур. У нас живут русские, белорусы, переселенцы из Украины, еще дальше – голендры, этническая группа со своей неповторимой культурой, – добавляет Елена Парфентьева. – В Иркутской традиции календарных обрядов сложно выявить какие-то местные особенности, потому что Сибирь заселялась позже, у каждого народа были свои праздники. Обряды, которые мы проводим на Троицу, – это реконструкция, опирающаяся на литературу, рассказы носителей, экспедиционные записи фольклористов, которые изучали этот праздник. Мы берем среднесибирский вариант проведения Троицы, ведь задача фестиваля – формирование духовной культуры жителей Иркутской области на основе возрождения, сохранения и популяризации народных традиций, обычаев, обрядов, ремесел.
На Троицу-2023 река Анга унесла венки вперед, как и березу, пронесенную с песнями через село, а значит – все еще впереди.