Исправляя ошибки природы

Благотворительная акция для детей с врожденными патологиями прошла в Иркутске

Команда ведущих российских хирургов из Москвы, Новосибирска и Ярославля планировала прооперировать 40 детей, а провела более 50 операций. Только на осмотр в воскресенье, 4 июня, приехали более 80 ребят с родителями – из Иркутска и Иркутской области, Бурятии, Красноярского края, Тывы и Якутии.

Дело в том, врожденная расщелина губы и неба у каждого ребенка проявляется по-разному. Одному достаточно одной операции, чтобы «исправить» ошибку природы, другому придется пройти несколько этапов оперативного лечения и долгую реабилитацию с логопедом и ортодонтом, чтобы нормально жить, говорить и есть.

– Это очень серьезные и тяжелые операции высочайшего уровня сложности. Доктора, которые их делают, в профессии не год и даже не десять, – рассказывает Игорь Войцеховский, врач анестезиолог-реаниматолог, медицинский директор благотворительного фонда «Операция Улыбка». – У нас практически нет простых случаев. Эта врожденная патология – она своеобразная. С одной стороны, с ней можно жить, но с другой – с ней нельзя жить хорошо: дети не могут говорить, есть и пить нормально, пища выходит носом. Эти дети не социализируются и не ходят в садики и школу. Наша задача – социализировать ребенка хотя бы к школе, сделать операцию на губе – полностью закрыть дефект, на небе – чтобы была нормальная речь плюс занятия с логопедом, с ортодонтом. Мы работаем и со вторичными деформациями – носами, рубцами, с речью. Бывают случаи, когда ребенок переносит до 10 оперативных вмешательств и даже больше.

 

 

Маленький Лева из Жигалово уже стал одним из любимых пациентов звездной команды хирургов. Впервые мальчика привезли в Иркутск на «Операцию Улыбка», когда ему было пять месяцев. В семье Исаковых он долгожданный сын – у мальчика три старших сестры, поэтому мама его сразу представляла солидно – Лев Николаевич. В 2021 году Льву Николаевичу «сделали» нос, губу и десну, в 2022-м – прооперировали небо. В этом году Лева приехал с мамой на консультацию: они были готовы остаться, но врачи отправили мальчика домой позаниматься с логопедом и немного подрасти до следующего этапа.

– Вы видите, какой он непоседа, да? – с гордостью наблюдая за бегающим сыном, спрашивает мама Светлана.

Волшебные руки хирургов во время операции делают все, что от них зависит, но это не 100% успеха, а чуть меньше половины. Сама операция приводит в норму речевой аппарат, но не улучшает речь автоматически. Чтобы ребенок заговорил, нужна связка «упорство родителей» – «любовь к ребенку» – «консультации ортодонтов, лор-врачей, занятия с логопедом». Основное звено – родители, причем как посредники между специалистами и ребенком, и если они выполняют все предписания и рекомендации, то последствия врожденного порока могут уйти полностью и даже снимется инвалидность.

Чтобы водить сына на занятия к логопеду, Вера Васильевна, мама шестилетнего Коли, уже запланировала на лето переехать в Иркутск:

– Сыну семь лет будет в июле, ему в школу в этом году, надо подготовиться как следует, – говорит женщина. – Мы из поселка Аршан, а у нас логопеда нет. Поживем тут немного.

Вера Васильевна рассказывает, что привозит Колю на операцию не первый раз: сначала сделали губу, в этот раз – небо. Мальчик и раньше пытался разговаривать, но звуки в нос уходили, а сейчас после операции речь сразу стала лучше и понятнее даже для незнакомых людей. Колю мама называет «хоночкой», или «отхончиком» – он младший из пятерых детей, старшей дочери уже 22 года.

– Я уже бабушка, – улыбается Вера Васильевна. – Вот у дочери мы и поживем в Иркутске. А дома с детьми папа останется.

– Я увидела ВКонтакте, что будет «Операция Улыбка», приехали на консультацию с ребенком, нас доктор осмотрела, записала, рассказала, какие анализы сдать нужно, – делится соседка по палате Ирина. – Нам УЗИ не показало расщелину, но сын родился недоношенный, с маленьким весом, плюс мы перенесли ковид, поэтому первое время после родов он лежал в Ивано-Матренинской. Сейчас нам сделали операцию, еда больше не выходит через нос. Врачи сказали, может, и одной операцией обойдемся, но еще посмотрят перед выпиской.

 

 

– А нам в этом году небо сделали, – рассказывает Димит Шоймполова. – Мы из Бурятии приехали. В прошлом году ему губу красиво зашили, когда ему годик был. Заята – настоящий мужичок, все мужественно переносит. Все удивляются – какой спокойный ребенок.

Димит вспоминает – когда родился сын, двухсторонняя расщелина у него стала полной неожиданностью. Она поплакала и начала искать информацию, где можно прооперировать ребенка.

– Вот тогда свекровь и нашла про «Операцию Улыбка», я сразу позвонила, узнала, и вот мы сюда приехали, – говорит женщина. – Сын «мама» и «папа» уже четко говорит. Сейчас надо логопеда искать, речь ставить. Когда еще подрастет, приедем снова – альвеолярный отросток сыну сделают.

Будет заниматься с дочкой и Надежда из Ангарска. Пекарь по профессии, она готова переквалифицироваться и изучать специальные видеоуроки по логопедии, чтобы поставить речь своей Василине.

– Лучше потерпеть, но зато потом получить результат, – уверена Надежда. – Василине сейчас два года, разговаривает совсем мало. Но логопед обнадежила, что она может догнать сверстников, если заниматься регулярно. Так что я готова.

 

 

История у Надежды и Василины такая же, как у многих других семей – на УЗИ расщелину не увидели, и диагноз ребенка стал шоком.

Я расстроилась, но сразу сказала: дочка моя, бросать не буду. Родные поддержали. И врачи здесь тоже поддерживают. Мне сказали, что должны уложиться в одну операцию. Очень понравилось теплое отношение и врачей, и медсестер – как они осматривают, разговаривают, после операции приходили все время и спрашивали, как дочка себя чувствует – они сами увидели, что она плохо отходила от наркоза.

Маленький Тимофей приехал на благотворительную акцию из села Тургеневка Баяндаевского района. Тима – долгожданный сын в семье, где растут две старших сестры.

– Когда я сделала УЗИ, и оно показало, что будет мальчик, я чуть на кушетке не подпрыгнула от радости, – рассказывает мама Екатерина. – И когда опять же на УЗИ увидели патологию, я уже не испугалась и сразу сказала, что буду рожать – сын же! Муж меня поддержал, сказал, что вместе мы справимся с любыми трудностями.

Тимофей как будто проверял родителей на прочность: родился раньше срока, с маленьким весом, и «доращивали» парня в Ивано-Матренинской детской клинической больнице. В этом году шестимесячному Тиме зашили губу, в следующем начнут делать небо – у мальчика не сформировано ни твердое, ни мягкое.

По статистике, ребенок с расщелиной губы или неба рождается один на 700–900 детей, а в странах Азии почему-то чаще. Причины рождения детей с такими пороками точно неизвестны: малыши с расщелинами появляются в семьях с различным социальным статусом, в богатых и в бедных, живущих в теплых и холодных странах. Помощь детям с патологиями челюстно-лицевой области нужна по всему миру.

– В нашей акции «Операция Улыбка» все врачи работают по единым стандартам, и отбор специалистов очень строгий, – объясняет Игорь Войцеховский. – Все, кто работает в нашей команде, – доктора наук, профессора, доценты, кандидаты медицинских наук, врачи и медицинские сестры – с большим опытом.

 

 

Особенно приятно, что в команде работают и медики из Ивано-Матренинской детской больницы: вместе с пластическим хирургом, доктором медицинских наук, членом Роcсийского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов Еленой Карповой (Москва), врачом высшей категории – детским челюстно-лицевым хирургом Константином Колыбелкиным (Новосибирск), детским челюстно-лицевым хирургом Леваном Еремейшвили (Ярославль) оперирует известный челюстно-лицевой хирург отделения хирургии № 3 Ольга Белых. В команде анестезиологов вместе с Максимом Бедаревым (Горно-Алтайск), Ахсаром Дзицоевым (Владикавказ), Ольгой Чеховой (Новосибирск) – анестезиолог-реаниматолог ОАРИТ № 1 Оксана Обарчук. В палате пробуждения с коллегой Ольгой Белковой (Таганрог) дежурит Марина Латышева (Иркутск).

– Когда-то от детей, родившихся с расщелинами губы и неба, отказывались прямо в роддоме, – вспоминает Владимир Александрович Новожилов, главный врач Ивано-Матренинской детской клинической больницы. – Медицина не стоит на месте, ситуация кардинально изменилась, и в большинстве своем такие дети после операций и реабилитации практически ничем не отличаются от других ребят. И я лично, и сотрудники нашей больницы очень благодарны команде благотворительного фонда «Операция Улыбка» за то, что приезжают к нам уже девятый год и дают детям шанс жить полноценной жизнью.