Любовь к профессии электросетевого строителя
Валерий Викторович Бадин пришел в Мехколонну №88 строительного треста «Севзапэлектросетьстрой» в 1984 году в возрасте 20 лет, после окончания срочной службы в армии, и последующие 40 лет своей трудовой деятельности посвятил профессии электросетевого строителя.
Про таких, как Валерий Викторович Бадин, говорят, что они в своей профессии до мозга костей. Сорок лет он занимается электросетевым строительством – строит линии электропередачи и электрические подстанции. В выбранной им профессии для него уже не осталось секретов, он может организовать производственный процесс на любом из его этапов – от рытья котлованов и установки фундаментов до сборки и установки опор до монтажа провода и грозозащитного троса. С 1992 года Валерий Викторович имеет высший шестой разряд электромонтера-линейщика, более 30 лет работает бригадиром. В сентябре 2020 года Валерий Викторович был награжден Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса страны и многолетний добросовестный труд.
В июне 2023 года Валерию Викторовичу исполнилось 60 лет.
– Родился я в городе Рассказово Тамбовской области в 1963 году. Это небольшой провинциальный город на берегу реки Лесной Тамбов, в котором проживает примерно 40 тысяч жителей, – начинает рассказ Валерий Викторович. – Детство самое обычное, как и у большинства мальчишек в те времена: с утра до вечера с друзьями пропадали во дворе – тут и хоккей-футбол, и лыжи-коньки-велосипеды, и другие уличные игры. Каких-то серьезных спортивных увлечений у меня не было, разве что недолгие занятия в секции классической борьбы.
В школе учился, скажем так, средне – не отличник, но и двоечником никогда не был. После получения аттестата о среднем образовании поступил в местное профессионально-техническое училище ГПТУ-11 на специальность слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике с тем расчетом, чтобы в дальнейшем устроиться на работу на местный Завод низковольтной аппаратуры, где работала моя мама.
Осенью 1981 года меня призвали в армию. Попал в ракетные войска стратегического назначения: полгода служил в учебной части в городе Остров Псковской области, потом в секретной военной части, находящейся в тех же краях.
В электромонтеры-линейщики по призванию
– После демобилизации приехал домой, отдохнул сколько было положено. Решил не выходить на работу на местный Завод низковольтной аппаратуры, было не интересно. Осенью 1984 года рванул за романтикой в город Северодвинск Архангельской области на секретное предприятие, которое подводные лодки строило. Но там проработал только несколько дней; уволился после того, как нас, группу молодых специалистов, отправили на какое-то вредное производство. Здоровье, как говорится, дороже любой зарплаты. Да и понял, что сидеть в замкнутом пространстве – это не моё. Меня всегда тянуло на бескрайние просторы, в тайгу, на свежий воздух.
В декабре 1984 года ноги сами привели меня в архангельскую Мехколонну №88 треста «Севзапэлектросетьстрой». Взяли сразу электромонтером-линейщиком 3 разряда – у меня же специальное образование было, училище за плечами. Ну и всё – с тех самых пор я в электросетевом строительстве. Времена в стране и на работе разные были, хорошие и не очень. Менялись формы собственности и названия предприятий, где работал, одни компании закрывались, другие открывались, а я как работал, так и работаю электросетевым строителем. Это, считаю, моё призвание.
«А мы монтажники-высотники…»
– Первым моим объектом стал переход строящейся линии электропередачи через Северную Двину в Архангельске, – вспоминает Валерий Викторович. – Опоры по 110 метров в высоту! Представляете?! Такими высокими их делают, чтобы провода не мешали судоходству. После них обычные опоры линий электропередачи карликами кажутся. И я, по сути ещё мальчишка, собственными руками их собирал вместе с товарищами по бригаде. До сих пор эти гиганты стоят, вижу их каждый раз, как домой в Архангельск приезжаю.
В 1986 году случилась моя первая дальняя командировка – уехал в Мурманск, где наша мехколонна строила линию электропередачи напряжением 330 кВ Кольская АЭС – Никель. Затем долгое время работали в Лодейном поле в Ленинградской области. Ну а дальше пошло-поехало, сейчас уже и не упомнишь всех городов, поселков и деревень, где строила электрические подстанции и воздушные линии электропередачи наша Мехколонна №88.
Сказать, что с профессией электросетевого строителя я совпал на 100 процентов – ничего не сказать. Мне здесь нравилось буквально всё – готов был сутками пропадать на объектах и учиться, учиться, учиться. Поставил перед собой цель – уметь делать всё, что должен уметь электромонтер-линейщик. У нас ведь как – чем больше навыков и умений будет в твоем арсенале, тем быстрее тебе присвоят очередной разряд, а это не только престижно, но и в материальном плане выгодно. Высшего шестого разряда электромонтера-линейщика я достиг за 8 лет работы в 1992 году, а чуть ранее в 1991 году меня назначили бригадиром.
По молодости много монтажом провода занимался. Первый раз это было при сооружении линии электропередачи напряжением 110 кВ где-то в Архангельской области. В советское время у нас всю молодежь через верха проверяли – считалось, что это работа для молодых. Боялся ли? Ну, скажем так, опасался. По большому счету, любой нормальный человек должен с опаской к работе на большой высоте относиться. А если ты ничего не боишься, то тебе лучше на опоры не лезть – безбашенным там делать нечего.
Лет до 40 моим основным видом деятельности оставался монтаж провода. Затем на землю спустился, дал дорогу молодым. Хотя при случае вполне мог снова на верхотуру залезть. У нас же в то время бригады были комплексные, в которых все монтажники были универсалами. Какая работа на данный момент в приоритете, ту и выполняешь. Нужно с фундаментами ускориться – туда направляют, сборка опор отстает – на неё переходишь, то же с монтажом провода. Главное было сдать объект в установленные договором сроки. В нынешнее время подход немного изменился: у каждой бригады своя узкая специализация и часто, например, электромонтеры-линейщики, годами устанавливая фундаменты, совершенно не знают, как монтировать провод.
В Сибирь, на вахту!
География объектов, к возведению которых приложил свою руку Валерий Викторович, очень обширна – от северо-западных границ нашей огромной страны до восточных. Дома, в гараже, он в своё время повесил большую карту Российской Федерации, на которой отмечены места, где ему удалось побывать за время своей работы – список регионов получается внушительный.
– Сначала на северо-западе страны много строили, потом в центральных и южных регионах, теперь вот всё больше в Сибири, – рассказывает Валерий Викторович. – Впрочем, осваивать сибирские просторы я начал ещё в 1997 году, когда трест «Севзапэлектросетьстрой» получил большой заказ от ОАО «Ростелеком» на прокладку участка трансконтинентальной волоконно-оптической линии связи «Восток-Запад». Кабель тянули по новой технологии «под тяжением» по уже существующим опорам линий электропередачи 500 кВ. За три года тогда, работая четырьмя бригадами, мы проложили более трех с половиной тысяч километров волоконно-оптического кабеля (ВОК) – от Бирюсинска (Иркутская обл.) до Белогорска (Амурская обл.). Наша бригада начала свой отрезок от Черемхово, далее через Иркутск, Шелехов и на Байкальск. На всё про всё тогда ушло три года. Причем, при сильных морозах с ВОК работать не разрешали, а потому трудились мы с ранней весны до поздней осени, а зимой, получается, уходили в отпуск.
Работали в тесном сотрудничестве с местными мехколоннами, в нашем случае из Иркутска и Ангарска. Временами на объекте было одновременно задействовано до 60 человек при том, что непосредственно монтажом кабеля занимались только 10 человек из моей бригады. Оптико-волоконная тема в то время была очень востребована. По сути, мы обеспечивали жителей сибирских и дальневосточных регионов хорошей телефонной связью и Интернетом. Потом мы еще неоднократно призывались на монтаж волоконно-оптических линий связи в самых разных регионах страны, но то были уже не столь глобальные проекты.
Ещё одной приметной сибирской стройкой для меня стало возведение электрической подстанции и линии электропередачи 500 кВ в Саяногорске (Республика Хакасия) в 2005 году. На знаменитой Саяно-Шушенской ГЭС мы тогда наряд-допуск получали. Видели, как работает эта громадина. Ощущения незабываемые! Самая высокая плотина в России, 242 метра в высоту! Мы тогда даже и представить не могли, что через несколько лет здесь случится жуткая авария.
Теперь вот на севере Иркутской области много строим. С лета 2018 года, когда я сюда впервые приехал вместе с моими коллегами из ООО «ЛЭМ», получается уже 30 месяцев в этих краях проработал (с двухлетним перерывом на работу в Крыму и Карелии). Ох, и понастроили же мы тут за это время! Электрическую подстанцию 500 кВ Усть-Кут буквально с нуля возвели, две линии электропередачи напряжением 500 кВ от Усть-Илимской ГЭС до Усть-Кута провели, каждая протяженностью почти по триста километров! Одну сдали в 2019-м, вторую планируем закончить в этом году. А ещё на линии электропередачи 500 кВ Нижнеангарская – Усть-Кут довелось поработать, она вообще почти на полтысячи километров растянулась. Масштабы строительства в Иркутской области просто впечатляют!
Поездки в Сибирь особого дискомфорта мне, человеку, который уже давно живет в другом северном краю – Архангельской области, не доставляют. Да и мне уже, в принципе, всё равно, где работать. Привык. Ну может, солнышка здесь побольше, чем у нас, да морозы покрепче. А в остальном: та же тайга на тысячи верст, те же озера, речки лесные, те же горы и снега. Да и люди здесь такие же простые и добрые, как и в Архангельской области.
Энергомост в Крым
– В мае 2015 года, когда меня только пригласили на работу в ООО «ЛЭМ», здесь все руководители были свои, почти родные. Под началом генерального директора ООО «ЛЭМ» Александра Михайловича я работал ещё в 80-е годы в Мехколонне №88, а с директором СПб филиала ООО «ЛЭМ» Сергеем Николаевичем Тарасевичем мы не один объект вместе построили, когда он был начальником строительного участка в Мехколонне №6.
На южных просторах страны я принял участие в реализации важного для страны проекта «Сооружение энергомоста Российская Федерация – полуостров Крым». В чистом поле мы тогда возвели электрическую подстанцию в Тамани и потом от неё протянули две линии электропередачи. Моя бригада на этих объектах занималась, в основном, установкой фундаментов. Мощная была стройка по объемам строительства и срокам реализации! Горжусь проделанной коллективом ООО «ЛЭМ» работой!
Кабельные линии под Санкт-Петербургом и Москвой
В следующий раз в Крыму Валерий Викторович оказался в 2020 году, когда его направили в Симферополь прокладывать высоковольтный кабель под городскими улицами.
– Меняли воздушные линии электропередачи на подземный кабель, – поясняет Валерий Викторович. – Дело в том, что высоковольтные воздушные линии электропередачи, как говорят ученые, оказывают негативное воздействие на здоровье человека. В кабельном же исполнении все эти вредные волны нейтрализуются благодаря мощной изоляции, так как кабель прокладывают под землей на глубине двух метров в железобетонных лотках. Другой момент – новая технология позволяет убрать с городских улиц опоры (столбы), которые, согласитесь, зачастую серьёзно портят эстетику мегаполиса.
Кстати, впервые с кабелем мне довелось работать ещё в 2006 году. Мы тогда с Сергеем Николаевичем Тарасевичем в Германию на учебу ездили. Неделю в Кельне практиковались – смотрели, как местные монтажники с этим кабелем управляются. У нас тогда намечался большой проект в Санкт-Петербурге по прокладке кабельной линии 330 кВ под городскими улицами. Позже мы его успешно реализовали, и это был первый такой проект в России. Сейчас подобных кабелей в городах страны, наверное, уже не один десяток.
Моя бригада впоследствии очень много занималась прокладкой подземных кабельных линий. В Москве была серьезная работа в этом направлении, в том числе работали на строительстве Инновационного центра «Сколково». Когда мы зашли на территорию будущего наукограда, там еще ничего не было, только очень много опор линий электропередачи. Наша задача была снести всё, что высилось над землей, и провести там под землёй современную высоковольтную кабельную линию. Всё убрали и всё проложили точно в обозначенные сроки.
«Буду работать, пока здоровье позволяет …»
– Валерий Викторович, с 1991 года вы работаете бригадиром, в электросетевом строительстве знаете буквально всё от А до Я, неужели никогда не возникала мысль уйти «в начальники», стать инженером?
– По молодости не видел в этом смысла. Зачем учиться на инженера? Чтобы потом получать 200-300 рублей в месяц (такой тогда был оклад инженера)? Рабочие на северах зарабатывали до тысячи рублей в месяц, ещё тех, советских. Потом, когда ситуация с оплатой труда изменилась в пользу инженерно-технических работников, мне уже было поздно думать об учёбе. В общем, так я и остался в своём седле. И нисколько об этом не жалею.
– Говорят, вы заядлый рыбак. Удаётся ли выбираться на рыбалку здесь в Сибири в свободное от работы время?
– А как же?! Местные ребята, которые у нас работают, практически все рыбаки, да охотники. С ними и выбираемся иногда в Игирму на водохранилище или на реку Куту. Сёмгу или форель, как у нас в Архангельской области, здесь, конечно, не поймаешь, в основном окуньками промышляем. Но в любом случае, душу отводим, ведь рыбалка – это же лучший отдых!
– Как семья относится к тому, что вы много времени проводите вдали от дома, на вахте?
– Супруга моя, как жена офицера, стойко переносит все тяготы и лишения (смеется). Она знала за кого замуж выходила – когда познакомились, я уже ездил по вахтам. Она сама из Архангельска. Работала в аэропорту инженером технадзора, сейчас на пенсии. Относится к моему образу жизни с пониманием. Живём вместе уже более 30 лет в любви и согласии.
В 1991 году получили от Мехколонны №88 двухкомнатную квартиру в Архангельске. Воспитали двух дочек. Сейчас уже с внуками нянчимся. Я, получается, долгое время в окружении девчонок находился, а здесь дочь двух пацанов подарила. Это такое счастье с ними возиться!
– Кстати, о пенсии. Не устали ещё от такого разъездного образа жизни? Не хочется уже чего-то более спокойного?
– Вот сейчас вы мне, можно сказать, на больную мозоль наступили! Самое страшное для меня – это уйти на так называемый заслуженный отдых. Не представляю, как это завтра не надо ехать на работу, не нужно в аэропорт или на вокзал. Посадить меня куда-то в офис на 8-часовой рабочий день – это как лесного зверя, привыкшего к свободе, в клетке запереть.
Я уже несколько лет на пенсии по северной льготной сетке. Понимаю, что когда-нибудь час Х наступит, и нужно будет уходить с вахтовой работы, но даже думать об этом не хочу. Буду работать, пока здоровье позволяет.
Знаете, даже в самые трудные для нашей страны времена электросетевое строительство продолжалось. В большей или меньшей степени мы продолжали строить линии электропередачи и электрические подстанции, тянули кабельные линии и волоконно-оптические линии связи, в общем без работы практически не сидели. И ни разу за всю свою трудовую жизнь у меня и мыслей не было, чтобы уйти в другую отрасль. Я люблю профессию электросетевого строителя!