«Двенадцать стульев» под Вертинского и Утесова
Драматическую комедию с элементами мюзикла «Двенадцать стульев» поставил на сцене Иркутского драмтеатра московский режиссер Андрей Любимов. Автору спектакля удалось добавить в любимое многими поколениями произведение глубины и новых смыслов. И что не в самих бриллиантах главный интерес героев.
– В романе есть внутренний драматизм, но он написан в жанре фельетона, в таком осмеивающем тоне, и для меня вызовом здесь было очеловечить комические образы, – пояснил Андрей Любимов. – Моя художественная и этическая задача как режиссера вообще возвышать статус человека. Искать в персонаже не его низкие мотивы, а высокие. Кстати, многие воплощения романа на сцене и экране принижают образ Ипполита Матвеевича. А ведь он – предводитель дворянства, а это выборная и почетная должность. Мы стараемся здесь нащупать судьбу человека, ведь он до революции жил с гордо поднятой головой, а его поставили на колени. И бриллианты ему нужны, не потому что он жадный, а потому что для него это попытка вернуться к своему прошлому возвышенному состоянию.
Благодаря удачному выбору артистов образы Кисы Воробьянинова (Сергей Кашуцкий) и Остапа Бендера (Константин Агеев, Артем Фальковский) у тех, кто посетит спектакль, наверняка будут ассоциироваться с новыми лицами. Ипполит Матвеевич в спектакле – человек интеллигентный и трогательный, при этом обладающий особым шармом. Оба великих комбинатора обаятельны, пластичны и поражают зрителей искрометными шутками и акробатическими трюками.
– Остапа Бендера играют молодые артисты, и это закономерно, – отметил Андрей Любимов. – Литературному персонажу 27 лет, а это тот возраст, когда люди еще не утрачивают способности радоваться всему, что происходит. Нужно отметить, что наш герой ищет бриллианты не только ради наживы. Точна в этом смысле фраза в версии Марка Захарова и Юлия Кима: «Вы оцените красоту игры». Он получает удовольствие от самого процесса, поэтому ему не так важен результат.
Хороши в постановке и другие любимые персонажи. Переписка отца Федора (Сергей Дубянский, Алексей Орлов (II)) и его жены Екатерины (Ярослава Александрова) – это отдельные комические новеллы в постановке. «Знойную женщину, мечту поэта» мадам Грицацуеву сыграла Зоя Соловьева. Элочку-людоедку исполнила Алена Бочкарева. Молодая актриса Анна Дружинина воплотила образ Елены Станиславовны – возлюбленной Ипполита Матвеевича в молодости. Иван Гущин исполнил роль механика Полесова. Евгений Солонинкин сыграл инженера Брунса. Некоторые артисты исполнили сразу по два ярких образа. Александр Дулов – завхоза Альхена и поэта Ляписа Трубецкова. Андрей Винокуров – дворника Тихона и монтера Мечникова, «человека, измученного «Нарзаном». Наталья Родина – мадам Петухову и сторожиху в клубе. Также большинство артистов были заняты в массовках в танцевальных сценах.
В спектакле много хореографических номеров, которые поставил Александр Лопаев. Интересно и музыкальное оформление постановки, над которым работали артист Алексей Орлов (I), композитор Константин Артаномов и музыкант Евгений Афанасьев.
– Сначала мы думали поставить мюзикл Геннадия Гладкова, но потом решили создать произведение со своей музыкальной партитурой, – рассказал Андрей Любимов. – В ней два плана – то, что связано с уходящей салонной культурой, в том числе и песни Вертинского. Второй слой – низовая музыкальная культура, это мы сегодня могли бы назвать шансоном, и песни Утесова. Так мы хотели еще больше противопоставить два мира – Кисы Воробьянинова и Остапа Бендера.
Артисты прекрасно поют, их музыкальные номера становятся отдельным украшением спектакля. Среди наиболее искрометных номеров – дуэт Бендера и Воробянинова «В бананово-лимонном Сингапуре», хоровое исполнение старушками из приюта песни «У кошки четыре ноги», «Маленькая балерина» в интерпретации мадам Петуховой.
История о поиске фамильных бриллиантов разворачивается в весьма условном пространстве, которое придумал художник-постановщик и автор костюмов Сергей Федоричев. В глубине сцены во всю ее высоту возведена металлическая конструкция, на которую время от времени взбираются артисты. Различные локации создаются в спектакле с помощью колонн на колесиках и различных вывесок. В постановке используются анимация и прием «театр теней».
В целом спектакль «Двенадцать стульев» Андрея Любимова сморится на одном дыхании и заставляет заново влюбляться в знакомых с детства героев.