Память, облаченная в металл
Житель Киренска без устали благоустраивает малую родину
Свою любовь к Киренску пенсионер Иннокентий Михалев выражает своеобразно. Он делает исторические памятники и бескорыстно дарит их землякам.
Мемориал Алсибу
Иннокентий Николаевич родился в якутском поселке Пеледуй, но большую часть жизни прожил в Киренске. Город свой любит. Да и как не любить его, навеки связанного с рекой и прозванного «северной Венецией».
Наш герой – мастер на все руки, плотник, столяр, печником работал, умеет обращаться с железом, знает сварное дело и многое другое. Всему пришлось научиться в жизни. Была мечта о своем доме и тихой мастеровой работе для души и сердца.
Как-то увидел он передачу по телевизору про московского предпринимателя, который за свой счет отремонтировал полуразрушенный памятник героям Великой Отечественной войны. История глубоко запала в сердце. «Да ведь и я так могу!» – подумал Иннокентий. В свое время он занимался моделизмом, дома у него скопилась коллекция моделей самолетов. Так и возникла авиационная тема. На свои средства Михалев в городском сквере благоустроил один из памятников летному экипажу, погибшему в годы войны над киренской тайгой. Привез памятный камень, отлил из металла шлемофон и установил мемориальную табличку.
Большим подарком любимому городу стал и памятник героям воздушной трассы Аляска – Сибирь, действовавшей в годы Великой Отечественной войны. По пути Красноярск – Уэлькаль, которая в 1942 году проходила через Киренск, перегонялись военная техника и оборудование от союзников.
Иннокентий Михалев и его соратники – Владимир Секиркин и Дмитрий Казаков – создали мемориал, который состоит из трех моделей самолетов, – «Бостон», «Аэрокобра» и «Киттихаук». Воздушные суда размером пять на семь метров установили на трехметровой взлетной конструкции. Три самолета «букетом» взмывают над городом.
– Чтобы точно сделать модели самолетов, пришлось долго изучать историческую литературу. И навыкам кое-каким научиться, например, лить алюминий. Земляки, горожане мне помогли, собирали средства на постройку памятника, – вспоминает мастер.
Вместе с соратниками он написал письмо в Русское географическое общество с просьбой помочь с чертежами для проекта. «Идея классная», – ответили в обществе и пожелали удачи. Чертежей не прислали, но благословили.
Пять лет работал Михалев над проектом. Уменьшенные копии самолетов сегодня стали визитной карточкой города. На открытии мемориала он до того волновался, что не мог произнести ни слова. Да и не умеет много и красиво говорить. Дела за него говорят.
Для Дмитрия Казакова тема авиации тоже близкая. Личный интерес мужчины к воздушным судам неслучаен. Дядя Дмитрия был военным летчиком, а сам он пилотирует легкомоторный самолет.
В прошлом году Дмитрий два месяца летал над Таймыром – ученые изучали численность северных оленей, а пилот им помогал. Кроме того, работал на патрулировании лесов в пожароопасный период. Дмитрий рассказывает, что раньше в Киренске садились гидросамолеты. И было бы замечательно сделать еще и модель гидросамолета в память о тех событиях.
«Святой Тихон Задонский»
Год назад на обновленной набережной города появился еще один памятник, выполненный руками Михалева – копия легендарного парохода «Святой Тихон Задонский», с которого в 1862 году началось зарождение судоходства на реке Лена.
«Святой Тихон Задонский» был построен в 1858 году в Бельгии, на заводе Джона Коккериля по заказу золотопромышленника Ивана Хаминова. Разобранное по частям судно доставили сначала по железной дороге, а затем на лошадях в Верхоленск, где собрали и спустили на воду.
Спустя 160 лет благодаря Иннокентию Михалеву потомки вновь смогли увидеть, как выглядел первый ленский пароход.
– Я долго над проектом работал, искал документацию, архивы, касающиеся первого парохода. Очень долго не мог найти нужного. Даже в Военно-морской музей в Питер обращался за помощью. Не дождался я чертежей, может быть, не нашли. Мне помогла книга историка, основателя музея речников Ленского бассейна Александра Павлова. Я не инженер, не судостроитель, но над же было историческую достоверность соблюсти.
Первый пароход в жизни был исполином – длину имел 58 метров, ширину – 5 метров. Модель, которую построил Михалев, скромнее – 7 метров в длину и шириной 62 см. Работа изготовлена из железа, мастеру пришлось освоить сварку. Установленная на постамент близ дебаркадера модель парохода «Святой Тихон Задонский» отлично украсила городское пространство.
В работе над новой городской достопримечательностью снова помогали верные товарищи Дмитрий Казаков и Владимир Секиркин, доставили материалы, необходимые для постройки судна. Железо приходилось искать даже на месте сгоревшей деревни Бубновки, скромно признался мастер.
Чтобы память жила…
Патриот Киренска, Иннокентий Николаевич помнит и бережет его историю. Замыслы по благоустройству малой родины он реализует один за другим.
К 370-летнему юбилею деревни Сидорова выполнил памятный столп с резным куполом, крестами и иконами. Эта деревянная мини-часовня стала центром притяжения для всех. Красивая получилась работа.
Планов и новых задумок у мужчины много. Для деревенского храма в Вишняковке он сделал красивый иконостас. Планирует выполнить из дерева макеты местных храмов и старинного здания школы № 5, чтобы сохранить для потомков исторический облик киренской старины.
Также есть задумка создать для города скульптуру первопроходца, собирательный образ казака-труженика и воина. И даже прототип есть у будущего памятника – сделать его решено с известного российского актера Леонида Кулагина, уроженца здешних мест.
Мастер присмотрел на берегу реки Киренги место, где планирует установить макет орлана белохвостого, местной птицы, символа Киренска. Историки говорят, что слово «киренга» происходит от названия белохвостой птицы на языке коренных жителей-эвенков и означает «гнездо орлана».
– Орлан будет выполнен в бронзе. Сделать мы его хотим в архитектурной мастерской города Улан-Удэ. На следующий год Киренский район отпразднует 95-летний юбилей. И подарок городу будет кстати, планируем успеть, – уверен Иннокентий Николаевич.
На следующий год исполнится 120 лет нашему прославленному земляку, всемирно известному хирургу Федору Углову, чье имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса – в 98 лет он еще проводил операции.
– Хотелось бы сделать бюст нашему прославленному земляку, – делится планами мастер. – Я не ради денег работаю, хочу, чтобы город стал комфортнее, красивее, чтобы память людская жила.