Будущее казачества - за молодежью!
Енисейские казаки отличаются своим неравнодушием ко всему происходящему, а защиту Родины считают персональным долгом. Они чтут традиции и учат этому молодежь, а еще всерьез заботятся об охране природы и животного мира. Об этом в интервью порталу «Российское казачество» рассказал атаман Енисейского войскового казачьего общества Павел Артамонов. Он также поведал о том, как целый взвод мобилизованных в рамках СВО попросился в казачество и почему казаками становятся по воле души.
Каков сегодня образ современного казака?
Это неравнодушный человек, которому не все равно, как решаются вопросы общественного порядка (хулиганство и так далее) в его населенном пункте. Казаки своим примером и вкладом «подчеркивают» эти вопросы и предотвращают все негативные моменты. Им не нравится, когда нарушаются нормы экологической безопасности: это и спонтанные свалки, и загрязнение местности, и хищение древесины.
И, соответственно, так казаки воспитывают своих детей и детей, может быть, даже не казаков, но тех, кто по согласию родителей пришел в казачьи кадетские формирования. Они им рассказывают с примерами о традициях казачества и говорят, как им нужно следовать. Я думаю, что казак – это прежде всего неравнодушный человек, любящий свою Родину и готовый стать на ее защиту.
Об участии Енисейского войскового казачьего общества в СВО
Наше войсковое казачье общество или представители общества также участвуют в специальной военной операции. И это не только представители казачьих отрядов. Есть и мобилизованные у нас, а также те, которые ушли на службу по контракту и продолжают служить Родине.
Другой важный аспект – это гуманитарная помощь мирному населению. К примеру, Красноярск является побратимом города Свердловска Луганской Народной Республики. И, соответственно, как с органами власти, так и самостоятельно мы туда отправляем грузы и стараемся в первую очередь не забывать наших казаков, которые находятся там на боевых порядках.
Горжусь нашим отрядом «Сибирь», где в том числе воюют и казаки нашего войска. Горжусь командиром этого отряда с позывным Кан, который является тоже нашим казаком. Они проявили героизм, стойкость и не дали противнику прорваться. И кроме того, что не дали противнику прорваться, еще его отодвинули и заняли их позиции.
В каких направлениях работают енисейские казаки?
Наши казаки служат по той линейке, которая прописана Федеральным законом №154 «О государственной службе российского казачества»: начиная от воинского учета, патриотического воспитания и подготовки молодежи к армии, заканчивая охраной общественного порядка и мероприятий ГОЧС, охрана лесов, экологические вопросы и природопользование.
Порядка 1000 казаков задействованы. А если брать все моменты патриотического воспитания, то это более 2000 человек.
Раньше особенно у нас, в Сибири (наверное, чем дальше от запада и это было присуще и другим казачьим формированиям, казачьим обществам), мы занимались в основном культурой. И власть нас поддерживала в этих занятиях, где-то финансировала.
Сегодня мы пришли к тому, чтобы перенять опыт, к примеру, Кубанского, Всевеликого войска Донского и Терского, где и ранее уделяли большое внимание боевой подготовке, полевым выходам – это прежде всего подготовка или умение владеть военной специальностью. И наш всероссийский атаман Николай Александрович Долуда начал жестко требовать, чтобы все войсковые общества занимались боевой подготовкой казаков для защиты Отечества. Тогда мы даже и не думали, что начнутся такие события на Украине и наш президент Владимир Владимирович Путин примет это решение. Хотя казаки все поддержали его решение. Естественно, мы в том году и на этот год уже запланировали такие мероприятия, где большинство казаков проходит через военно-полевые сборы. Мы стараемся подготовить их к службе вот в таких ситуациях.
Поэтому прежде всего к чему мы должны идти – это готовность казака в любое время стать на защиту своей Родины. Соответственно, мы должны усиливать одну из основных составляющих патриотического воспитания – работу с молодежью, с казачьими классами, корпусом, для того чтобы за нами стояла молодежь. И чем больше ее будет – это будет будущее казачества. Иначе нам без этого никак.
Как вы вовлекаете молодежь в казачье общество?
Во-первых, можно сказать личным примером, какой-то казачьей удалью. Самые младшие занимаются фланкировкой шашкой, рубкой, идут на это. Другую молодежь, которая только присматривается, берем на свои какие-то полевые выходы, предлагаем им поучаствовать в фестивалях по казачьей тематике. Но я хочу сказать, что и родители видят, когда казачата, которые ходят в казачьи формирования (клубы или классы), у них возникает меньше вопросов, чем они заняты среди дня. То есть, грубо говоря, мы их отрываем от улицы. И даже такой момент – во время пандемии я был в одной из школ, и директор мне говорит: «Вот у нас пропусков учеников по болезни меньше всего в казачьих классах. Их практически нет». То есть где-то ребенок мог сачкануть и не пойти на занятия, сославшись на какое-то недомогание, а вот эти ребята этим не пользовались.
О работе казаков-наставников
У нас всего один кадетский корпус казачий, который чисто казачий. Есть еще кадетский корпус, который казачью компоненту исполняет. Вот прежде всего там есть, наверное, и казачий дух, и все остальные моменты, которые можно увидеть. Много есть казачьих кадетских классов. Соответственно, за каждым классом закреплен казак-наставник. Так же, как и в кадетском корпусе, за каждой учебной группой есть казак-наставник. И у нас аграрный университет Красноярска в соответствии с решением Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества вошел в ассоциацию казачьих вузов. Соответственно, и там есть казаки-наставники. И это люди уже с определенным жизненным опытом. Часть из них – военные. Кто-то участвовал или является участником боевых действий. Естественно, их примеры, особенно когда они преподают историю казачества и связывают ее с настоящим, с современностью, – очень важны как для студентов, так и учеников даже младших классов.
Где растят молодые кадры?
Некоторые ребята поступают по квоте. Допустим, в Московский государственный университет технологий и управления имени Кирилла Григорьевича Разумовского. И получивший московское образование, мы уже понимаем, что этот казак может быть руководителем казачьего общества, потому что он все традиции и заповеди казачьи знает и может руководить казачьим обществом.
Кстати, ассоциация, опираясь на мнение Николая Александровича Долуды, как раз создана для того, чтобы восполнять такой кадровый резерв. И, соответственно, казак, окончив университет, как у нас аграрный, едет в населенный пункт работать неважно по какой специальности, он там сразу интеллигенция, с одной стороны, то есть входит в какие-то руководящие органы и руководит каким-то казачьим обществом.
Оттуда кадры и муниципалитет черпает. Они приходят туда сначала специалистами и дорастают до глав муниципальных образований. Мы эту картинку казакам тоже показываем, что здесь есть определенный «лифт». Но кроме того, что они где-то учатся, казаки участвуют в наших мероприятиях. И мы говорим ребятам: если вы будете более активными, у вас появятся определенные перспективы в дальнейшем.
Можно ли стать казаком по воле души?
У нас этот вопрос решается таким образом: как записано в наших уставах и руководящих документах (в том же федеральном законе №154) о том, что казаки – это не только потомки тех людей, но и те, которые согласны с этими правилами, традициями, заповедями. Они будут их выполнять, следовать им и, соответственно, также их семья и дети будут к этому идти. Поэтому никому дорога в казачье общество (и взрослым, и детям) не закрыта. И действительно сегодня в казачьих отрядах вместе с казаками идут и те, которые раньше присматривались, а теперь пришли к нам.
Есть один момент: если просто гражданин, то он должен иметь военную подготовку, военную учетную специальность, то казакам же, состоящим на учете в казачьих обществах, есть определенная поблажка. Поблажка защищать Родину. Например, те казаки, которые попали по мобилизации. К примеру, есть у нас атаман городского казачьего общества Красноярска, он был в добровольцах, мы как раз готовили отряд, но объявили мобилизацию, и нам поступила команда от Всероссийского казачьего общества, что в первую очередь выполнить задачу государства, а потом уже добровольческие отряды казачьи (их никто не снимает), но сначала выполнить эту задачу. Вот этот атаман пришел, его призвали, отправили на место подготовки. Так взвод, где он был, попросился в казачество: они все там написали заявления. Мы их буквально неделю назад рассматривали на круге городского общества, и все казаки поддержали. Они уже давно отучились, и сейчас и воюют, кстати, в составе подразделения ДНР – тех военных формирований, которые уже стали представителями Вооруженных сил России.
И сам пример атамана, и то, что он сказал им: «Мы должны выполнить заповедь “Сам погибай, но товарища выручай”. Что такого не может быть, чтобы кого-то мы оставили на поле боя и так далее». Это импонирует и не казакам, которые даже в боевых действиях еще не знают они живые останутся или нет… Но они уже изъявили желание быть в казачьем обществе и сегодня воевать уже от казачества.
Так и дети смотрят на казаков в жизни и потом родители этих детей отдают их на воспитание. Есть детский сад, который выпускает группу старшую. Она была казачьей, то есть это был один класс. В прошлом году получилось так, что на основе этой группы создали три первых казачьих класса. Потому что родители требовали: мой ребенок должен учиться в казачьем классе, хотя он и не ходил в казачью группу в детском садике. И директор школы пошла по этому пути. Поэтому я думаю, что только на таких примерах служения Отчизне, правильного поведения в обществе и воспитания мы, наверное, тоже достигнем определенных целей.
Как казаки берегут природу Сибири?
Здесь в большей части мы занимаемся охраной лесов. Часть казаков занимается на основе соглашения, которое заключено между войсковым обществом и министерством леса. При министерстве еще создано предприятие лесоохраны. Другая часть казаков стала общественными инспекторами. Их выучили, выдали удостоверения, и они пользуются немножко большим объемом прав.
В том числе в лесоохране есть наши представители казачьего общества, им выделен транспорт и так далее. Они отвечают за спайку государственных инспекторов лесоохраны и тех казаков, которые занимаются вот этой деятельностью. И я скажу, сейчас, может, боюсь неправильно сказать по цифрам, но на много миллионов, естественно, ежегодно вот эти случаи хищения леса обнаруживаются и доходят до суда.
И лесоохрана, наверное, стоит на втором месте после охраны общественного порядка. Потому что охрана общественного порядка – это каждый населенный пункт, определенное патрулирование и прочее. Лесоохрана еще связана с тем, что нужен транспорт, потому что необходимо довольно-таки далеко и глубоко заезжать в лесные массивы, увидеть это нарушение, а потом еще и попытаться выяснить, кто это сделал, или прихватили на месте вот этих нарушителей.
Контроль за фауной лесов
Допустим в Республике Хакасия казаки занимаются заготовкой кормов для диких животных, потому что снега у нас много, глубокий, и когда уже зверь не может ничего добыть сам, естественно, эти корма вывозятся в определенные места. Это нужно для поддержания нормального состояния животного. В Красноярском крае мы заключили такое соглашение с министерством экологии. И сегодня по тем вопросам казаки проводят патрулирование и составляют протоколы. В рамках полномочий минэкологии казаков привлекают для рейдов: это то, что касается незаконной ловли рыбы, тогда, когда идет нерест особенно, или вне времени охотничьего сезона, который также необходимо контролировать, чтобы не было этих незаконных случаев.
Как вы стали атаманом и в чем ваша главная миссия?
Атаманом я стал классически, как у нас предписано в уставах, наших правилах. Старики войсковые выдвинули, совет атаманов рассмотрел мою кандидатуру. На выборах было три кандидата на должность войскового атамана. Я набрал более 2/3 голосов. Таким образом победил.
До этого я был районным атаманом, у меня были нормальные показатели. Сам военный, и, соответственно, это как-то тоже сложилось в пользу того, что я стал атаманом.
Атаман – это, конечно, не свадебный генерал, это большая ответственность. И в той клятве, которую я давал всем казакам, я говорил, что они дети мои, а я их отец. Этому и приходится следовать.
Главная цель атамана казачьего общества – это прежде всего развитие в соответствии с теми законами, которые определяют жизнь, быт и службу российского казачества. Сегодня вот новые вызовы – напрямую защищать нашу Родину и, соответственно, отвечать за этих людей, отвечать за семьи. К сожалению, в этом новом вызове есть и трагические моменты. Самое главное, чтобы люди, которые были покалечены или погибли, чтобы их семьи не остались, как говорится, без внимания.