Пересекая линию облаков
Известный российский киноактер Алексей Барабаш стал настоящим украшением культурного проекта «Северный десант» и завоевал сердца женской аудитории. До участия в проекте Алексей 25 лет не летал на самолетах и 20 лет не выходил на сцену. Почему Москва – это город-труд, что делает его счастливым, почему важно хотя бы раз заглянуть за линию облаков, читайте в эксклюзивном интервью, которое Алексей Барабаш дал газете «Областная».
Универсальный актер
В фильмографии нашего собеседника – более сотни ролей. Он – настоящий универсальный актер, которому по плечу любой персонаж. Может быть инфантильным цесаревичем в «Бедном, бедном Павле»; загадочным сотрудником КБГ СССР Кругловым из «Таинственной страсти»; бывшим оперным певцом Никифоровым, ставшим хладнокровным разведчиком, в «Сталинграде». «Алексей – из тех актеров, которым веришь на 100%», – пишет портал «Кино-театр. ру».
– Алексей, прочитала, что вы в определенный момент решили уйти из театра и переключиться на кино. Это правда?
– Так сложилось. В 2000 году, когда в стране была разруха, в коридорах «Ленфильма» бегали крысы, а снимали только «Улицы разбитых фонарей», мне предложили роль в проекте «Бедный, бедный Павел» с Виктором Сухоруковым и Олегом Янковским. Меня утвердили на роль Александра I, в это время в театре я репетировал Вожеватова в «Бесприданнице». Фактически спектакль готовился к выпуску.
Я подошел к режиссеру, все ему объяснил. Он сказал: «Старик, у тебя свои планы, у меня – свои. Так что выбирай!» Получается, меня поставили перед дилеммой. Я долго не думал. Понимал, что для актера кино – это его будущее, путевка в жизнь. А театр такой возможности не дает. Меня затянуло, я ушел из театра, начал много сниматься. А потом возникла боязнь сцены вместе с аэрофобией. В итоге я 25 лет не летал и 20 лет не выходил на сцену.
Муха в банке сгущенки
– И сейчас ты летаешь на вертолете, на «кукурузнике» и снимаешь все это на телефон? – спросила актриса Ольга Хохлова, которая также присутствовала на интервью.
– Да, и радуюсь этому. Я обратился к специалисту, пилоту с 10 тысячами часов налета, который выучился в Израиле на психолога и теперь работает с фобиями. Лечился ровно три дня. В первый день мы восемь часов разговаривали. Во второй день поехали на симулятор, который имитирует кабину пилота самолета. На третий день – полет из Москвы в Питер и обратно. Потом он мне открыл секрет: 80% людей не приходят на третий день. Я оказался в числе тех 20%, кто пришел. Так страх в умелых руках превратился в удовольствие.
На меня оказала большое влияние одна его фраза. Он сказал, что самолет в воздухе – это муха в банке сгущенки: давление сверху и снизу, сдвинуть вверх или вниз, отклонить от курса очень сложно. Еще он мне рассказал о том, что на земле может быть любая погода – дождь, снег, град, но, когда взлетаешь вверх и пересекаешь линию облаков, там всегда солнце. Я люблю летать в дождь и пересекать линию облаков. Всегда беру место у иллюминатора и смотрю в него.
Следующей задачей было побороть страх сцены. И я стал двигаться в этом направлении. Когда вновь начал репетировать, вспомнил эти забытые ощущения и получил от них ни с чем не сравнимое удовольствие. Могу сказать, что я – человек сцены.
Мне импонирует вайб советских времен
– Вы еще и замечательно поете, что вам больше нравится?
– Не могу выбрать что-то одно. На концертах «Северного десанта» я пел песни из репертуара Валерия Ободзинского (в сериале «Эти глаза напротив», посвященном творчеству известного исполнителя, Алексей Барабаш сыграл главную роль и спел практически все вокальные партии, – Авт.). Мне нравится музыка, тексты, которые тогда писали, вайб (чувство атмосферы – Авт.) советских времен. Приятно, что сейчас мы возвращаемся к истокам – к мелодике.
– В вашей фильмографии много исторических, костюмированных фильмов. Есть время, в котором вам хотелось бы жить?
– Да, так вышло, что мне довелось сниматься в большом количестве таких фильмов. И начал я, собственно говоря, с исторического проекта. Одно время была мода на них. Помню, играл в одном большом проекте адвоката, живущего в XIX веке. 12-серийный фильм снимали еще на кинопленку. Учить текст было очень сложно, там была, например, такая фраза: «Быть незаконнорожденным сыном почившего государя – немандатное беззаконие и произвол». И весь сценарий был написан в таком ключе. Но жить мне хотелось бы в наше время. Оно сложное, но очень интересное.
Город-труд, город-работа
– Вы родились в Ленинграде, а работаете в основном в Москве. Насколько для вас был сильным контраст между двумя столицами?
– Мой родной город был и всегда остается для меня Ленинградом, я никогда не называю его Санкт-Петербургом. Это город, вместе с которым я дышал, вместе с которым рос. Знаю, как пройти по крышам от улицы Пестеля до Желябова, до Большой Конюшенной. Я знаю там буквально все. Но в какой-то момент понял, что все кинопроекты аккумулируются в Москве, и мне нужно быть в столице. Считаю, что не прогадал.
Москву я воспринимаю исключительно как город-труд, город-работу. Как только заканчивается очередной проект, стараюсь сразу уехать, хоть и создал себе там комфортные условия. Живу в невероятно красивом месте, на Котельнической набережной, рядом есть спортзал, уютный ресторан, набережная, где люблю гулять.
– Есть проекты, от которых вы отказываетесь? По какой причине можете это сделать?
– Наше время не богато на хорошие проекты, хороших сценаристов и режиссеров не так много, как хотелось бы. Я считаю, что нужно брать любой материал, который предлагают, и в нем находить для себя что-то полезное и интересное. Даже придумывать какие-то вещи, наполнять роль чем-то своим. Отказываюсь я от роли, если она маленькая, а у персонажа много текста.
Я стал получать удовольствие от жизни
В «Северный десант» Алексей Барабаш попал случайно: заменил актера, который не смог поехать по состоянию здоровья.
– Алексей, чего бы вам хотелось, о чем мечтаете?
– О многом. Если говорить о профессии, хотелось бы и дальше выходить на сцену с хорошим материалом, чтобы рядом были добрые и красивые люди. Чтобы зрители были мною очарованы, а я в ответ дарил им свои тепло и любовь. Если жизнь идет правильно, если мысли, дела и поступки правильные, то и все остальное будет складываться. И проекты приходят, какие надо, и люди тебя окружают важные, нужные.
Я стал получать удовольствие от жизни. Раньше, например, непонравившийся костюм для роли мог испортить мне настроение. А сейчас, если костюм мне не очень нравится, спрашиваю художника, почему она его сделала именно таким. И у нее есть целая история: дом, в котором мы снимаем, раскрашен такими красками, что именно этот костюм будет смотреться наиболее эффектно. Он будет гармоничен в этом пространстве. Я понимаю, что с людьми нужно разговаривать. Раньше я был в себе, а сейчас открыт, именно так живу и счастлив.