Учившим летать металл

Памятник знаменитым авиаконструкторам открыли в Иркутске

Пятиметровая архитектурно-художественная композиция, изображающая взлетающий вертолет, посвящена легендарным авиаконструкторам, иркутянам Михаилу Милю и Николаю Камову.

 

Родина именитых инженеров

До сих пор Иркутск «не замечал» именитых земляков. Лишь на жилом доме по улице Карла Либкнехта к 100-летию Михаила Леонтьевича открыли скромную мемориальную доску в октябре 2009 года. Тогда на торжественной церемонии присутствовали дочери Миля Елена Михайловна и Надежда Михайловна. Последняя, кстати, работает в музее Московского вертолетного завода имени Миля, центральной экспозицией которого является рабочий кабинет Михаила Леонтьевича.

Жизненные пути Михаила Миля и Николая Камова неоднократно пересекались.  В  Иркутске  с разницей в семь лет они посещали занятия коммерческого училища,  руководил которым Илья Михайлович Камов.

Много лет спустя, начинающий конструктор Миль написал письмо Николаю Камову, который  возглавлял отдел винтокрылых машин в ЦАГИ, с просьбой принять его на практику.  Конструкторское бюро на тот момент работало над проектом автожира КАСКР-1 «Красный инженер». Впоследствии, будучи известным инженером, Миль говорил, что изобретателя из него вылепили земляки Николай Камов и Матвей Байкалов.

 

Дань памяти иркутянам, опередившим время

Конкурс на лучший эскиз памятника провели в мае 2022 года. Оргкомитет остановился на концепции, которую предложил иркутянин Сергей Демков.

В основе пятиметровой композиции – взлетающий вертолет Ми-8, его абрис. Образ винтокрылой машины размещен в верхней части памятника на фоне неба, а ореол вокруг него олицетворяет воздушные массы, исходящие от его несущего винта. Основа памятника выполнена из гранита, а все «воздушные» элементы – из бронзы с патиной. На мемориале фамилии выдающихся конструкторов размещены не по вертикали, а по горизонтали – в знак того, что оба были одинаково великими. Указаны их годы жизни, но дат смертей нет, по словам создателя скульптуры, – это символ бессмертия личности. Автор также отметил, что для него важно было сделать памятник современным, внести просветительскую составляющую. С одной стороны на мемориале нанесен QR-код со ссылкой на сайт музея Иркутска, где представлена биография великих конструкторов.

 

 

В честь торжественного открытия мемориала над памятником пролетел вертолет МИ-8. Глава региона Игорь Кобзев выразил уверенность, что иркутяне будут благодарны всем инициаторам создания этой композиции:

– Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль – создатели первых российских винтокрылых машин. В начале 20 века они начинали с конструирования автожиров и геликоптеров. А впоследствии создали семейства вертолетов, представители которых установили множество мировых рекордов. Вертолёты, созданные в конструкторских бюро Камова и Миля, надежно служат и ещё долго будут служить Отечеству в разных сферах – гражданских и оборонных.

 

 

– Николай Ильич и Михаил Леонтьевич мечтали научить летать металл. Их разработки опередили свое время на десятки лет. Пусть этот монумент станет не просто местом памяти и гордости за выдающихся иркутян, а символом того, как мечты воплощаются в реальность, чтобы у подрастающего поколения был наглядный пример, что возможно абсолютно все, – отметил мэр Иркутска Руслан Болотов.

 

Иркутск, круговерть, водоворот

В общей композиции предусмотрено место в виде горизонтальной плоскости для возложения цветов. В ходе церемонии на нее поставили две небольшие модели  вертолетов, которые сделали юные конструкторы, что стало отсылкой к тому, что детские годы знаменитых конструкторов прошли в Иркутске. На мемориале есть надпись – «Учившим летать металл».

 

 

– Только гениальные люди могут «научить» тонну металла легко летать, – рассуждает архитектор Сергей Демков. – При создании мемориала я использовал много металла, здесь он грубый, жесткий, мужской по-настоящему. А поверхность гранита с буквами – гладкая. Это противопоставление – в знак того, что металл грубый, но даже его можно приручить. Что касается образа, он достаточно понятен: летящий вертолет Ми-8, его абрис на фоне настоящего неба, которое постоянно меняется, и получается «живая» картинка… Почему основой стал круг: Иркутск получил название от реки Иркут, что в переводе с бурятского «круговерть, водоворот. Еще одна важная вещь – кроме радиальных, вертикальные и горизонтальные линии: конструктор делает первые эскизы, используя ватман и карандаш, эскизы превращаются в чертеж, чертеж в деталь, поэтому эта композиция – из радиальных элементов, которые идут от несущего винта. Метал, радиальные линии и небо – составляющие этого памятника. А еще, заметьте, как уместно выглядят фонари – как посадочные огни, которые есть на аэродромах.

Открытие памятника стало первым из цикла мероприятий, посвященных Михаилу Милю и Николаю Камову. Также в музее истории Иркутска и в здании аэропорта города запланированы экспозиции в честь выдающихся авиаконструкторов.