Фото:
автора
19.07.2023 12:37

«Байкальский благовест»

В Приангарье в шестой раз прошел фестиваль колокольного звона

Неделя колокольного звона на 10 площадках Приангарья – такой масштаб VI фестиваля колокольного звона «Байкальский благовест».

 

Покровитель звонарей

«Благовестом» называют церковный звон одним большим колоколом, который сообщает прихожанам о начале богослужения. Однако в Иркутске, Ангарске, Шелехове, вдоль берегов Иркута на всю округу раздаются переливы трезвона – праздничного звона несколькими колоколами в три приема. В 2023 году Иркутская митрополия отмечает сразу два события: 270-летие со дня рукоположения Святителя Софрония Иркутского, а также 105-летие со дня его канонизации. Для звонарей фигура Епископа Иркутского и Нерчинского особая, ведь он считается покровителем звонарей в Сибири.

Наш фестиваль проходит с 2015 года и задумывался в качестве подготовки к 100-летию прославления Святителя Софрония Иркутского. 13 июля по новому стилю в 1918 году Иркутск был охвачен торжеством – одним из решений Поместного Собора, проходившего в смутные годы, стало прославление Святителя Софрония, – рассказал руководитель комиссии по культуре Иркутской епархии протоиерей Павел Телегин. – Уже в шестой раз мы собираемся здесь и слушаем звонарей. Это действительно часть нашей души, прославление Бога без слов. Есть икона в красках, а есть икона в звуке, издаваемым, казалось бы, простым металлическим инструментом. Святителя Софрония мы считаем покровителем не только Иркутска и всей Сибирской земли, но и покровителем колокольного звона. Ему и посвящаем фестиваль.

У шестого по счету «Байкальского благовеста» с 2022 года есть фестиваль-побратим, проходящий в Братске. Оба мероприятия призваны объединять мастеров колокольного звона, возрождать традицию звонарства в регионе. Руководитель иркутской школы церковных звонарей «Благовестник» Александр Ипполитов говорит, что потребность в звонарях не угасает, и школы, обучающие на звонарей, нужны. За 16 лет своего существования школа при Спасском храме обучила не меньше 200 звонарей не только для Иркутской области, но и для Енисейска Красноярского края и Бурятии.

В этом году мы провели второй фестиваль в Братске, чтобы растормошить местных звонарей, поскольку там школа когда-то была, но сейчас возродить пока не получается, – отметил Александр Ипполитов.Первый фестиваль, прошедший в прошлом году, стал стимулом для развития звонарской школы в Усть-Илимском районе. Бывает, что люди начинают заниматься, а потом уходят из нашего ремесла, это естественный процесс. Дефицит звонарей возникает по ряду естественных причин: болезнь, переезд в другой город, смена работы и так далее. Вот и в Братске по стечению ряда обстоятельств закрылась школа звонарей. Есть еще опасность навязывания нам электронного звона, но он никогда не заменит живого звонаря.

Важной частью «Байкальского благовеста» является традиционный сплав-крестный ход.

Первое время был плот, на который мы ставили передвижную звонницу, а теперь у нас два катамарана, – добавляет Александр Ипполитов.К нам присоединяется целая флотилия надувных лодок, есть рафт на десять человек. Люди сплавляются с нами, это здорово, вдохновляет не только верующих. От Шаманки два дня с ночевкой в Баклашах до Иркутска через Иркут. Это грандиозное событие!

 

Один удар в секунду

Традиционно начало фестиваля проходит в Богоявленском соборе. Участники поднялись по крутой лестнице и оказались на колокольне, где, несмотря на плюсовую температуру, было прохладно – с Ангары дул сильный ветер. Но колокола запели лишь тогда, когда к ним прикоснулась рука звонаря.

Первый фестивальный звон для слушателей, разместившихся внизу, исполнил звонарь Богоявленского собора Александр Арзамазов. Свой путь в качестве звонаря он начинал с разнорабочего, придя восстанавливать храм в девяностые.

Меня и еще нескольких человек учил Олег Бычков, он был миссионером и в Монголии, и в Америке, одним из первых, кто вышел на мощи святителя Иннокентия. Когда появилась возможность приобрети колокола, он сам поехал их выбирать, договаривался со звонарями, организовал развеску колоколов, – вспоминает мужчина. – Сначала вчетвером звонили, звонарей не хватало. Позвали меня помогать, а у меня слуха музыкального нет. Олег показал мне на большой колокол и сказал: «Видишь колокол? Рядом часы висят, смотри на секундную стрелку и бей с интервалом в одну секунду». Это не так-то просто, одинаковые промежутки времени выдерживать! Потом Олег меня на два колокола поставил, потом на три. Теорию рассказывал, историю. Сказал, что звон тогда будет церковным, когда соблюдаются каноны.

Часы, кстати, внутри колокольни действительно висят.

В этом году география мастеров колокольного звона из-за недостаточного финансирования несколько сократилась: Иркутск, Шелехов, Слюдянка, пос. Железнодорожный, Москва (оттуда аж четыре звонаря) и Красноярск. Для сравнения, на первый фестиваль приехало 22 звонаря из 11 городов. Сейчас акцент делаем на наших звонарей. Для них это большое подспорье, мотивация к дальнейшему развитию и преодоление паники перед колоколами, тем более кафедральный собор и публичное выступление, – добавляет Александр Ипполитов.

Среди юных участников фестиваля первым попробовал сыграть на колоколах Богоявленского собора Захар Швецов из Иркутска. Его дебют состоялся в прошлом году на пятом «Байкальском благовесте». Мальчик занимается в звонарской школе с пяти лет. Сейчас Захару девять.

Хочу стать профессиональным звонарем. Я никогда не был в Москве, но очень хотел бы попробовать сыграть на московских колоколах!

 

Молитва в бронзе

История колокольного звона, как и крещение Руси, насчитывает более тысячи лет. Если вера пришла с востока – из Константинополя, то колокола пришли с западной церкви. Об этом взрослым и детям, учащимся в школе «Колокольный градъ» при Храме Покрова Пресвятой Божией Матери на Городне Москва, рассказывает диакон Алексей Пугачев. В «Байкальском благовесте» он принимает участие впервые и приехал не один, а с тремя сыновьями.

Звонарское дело – это церковное послушание, в котором задействован я и мои дети. Изначально школу благословили открыть как детскую, но в какой-то момент родители тоже захотели попробовать и возникла необходимость учить взрослых. Сейчас у нас есть и детское, и взрослое направление, – рассказал диакон.

Как отметил наш собеседник, звон сибиряков и москвичей различается техникой исполнения, а для звонаря со стажем обнаружить различия несложно.

Если мы берем дореволюционные времена, то в каждом регионе была своя колокольная традиция. Это было обусловлено тем, что люди меньше коммуницировали – в одном городе живет звонарь, он особо никуда выехать не может. Из Иркутска до Москвы добраться мог себе позволить не каждый, поэтому звонари перенимали опыт друг у друга в своем городе или селе. Получалось, что ученик передавал ученику, а тот добавлял что-то свое, но при этом сохраняя общую традицию. Сейчас все гораздо проще, есть интернет, мы можем посмотреть, как звонят во Владивостоке, в Америке, где угодно. У нас есть несколько дореволюционных традиций: Ростовская, Московская, Псково-Печерская. Эти звоны написаны в нотах, и мы можем их с точностью воспроизводить. На территории современной России колокольный звон динамически развивается, пространство необъятное, колоколен много, каждый ученик говорит свое слово в колокольной традиции.

На основе московской колокольной традиции учатся в поселке Железнодорожный Усть-Илимского района. С прошлого года там открылась своя звонарская школа «Пасхальный звон», вдохновленная первым фестивалем колокольного звона в Братске. Возраст учеников от восьми до 70 лет. Мы пообщались с ее руководителем Владимиром Латышенко.

Возрождение колокольного звона – важное событие для нас. Приход у нас маленький, вот и думали, с чего начать? В первый раз что-то не пошло, а потом приехали на фестиваль в Братск и увидели воочию, что это такое, что мы не одни, а есть коллеги, которые подсказали, помогли. К нам пришло 25 человек, и на сегодняшний день у нас 15 человек звонящих. Мы продолжаем свою работу, не останавливаемся на достигнутом, – поделился с нами Владимир. – Каждый раз, поднимаясь на колокольню, ты прикасаешься к старинным колоколам, и звучат они очень здорово. Новый звон, новые мастера. У каждого колокола свой голос, а каждый звонарь звонит по-своему. Безусловно, есть разница между электронным и живым звонарем, ведь у живого звонаря есть душа, и он молится.