Из жизни нелегальных разведчиков
27 июня 2010 года в дом жителей Кембриджа (штат Массачусетс, США) Дональда Хетфилда и Трейси Фоли ворвались вооруженные сотрудники ФБР. Незадолго до этого семья вернулась из ресторана, где праздновала 20-летие старшего сына Тима. Младшему Алексу было 16. Изумленные сыновья супружеской пары сначала подумали, что силовики перепутали дома, но это было только начало запутанной истории. Парни просто не верили своим глазам, читая газеты, и своим ушам – слушая то, что пишут и говорят про их родителей. Оказалось, что папа с мамой, эти степенные выходцы из Канады с гарвардским образованием, на самом деле русские разведчики-нелегалы Андрей Безруков и Елена Вавилова.
«Мне предстояло давать показания, и я должен был быть абсолютно уверен, что они невиновны», – рассказал в одном из интервью Алекс.
На каких условиях Дональда-Андрея и Трейси-Елену выпустили в Россию, долгое время оставалось тайной. Скорее всего, между разведками в это время шел закрытый торг. Позднее в прессе появились сообщения, что 7 июля страны на высшем уровне договорились об обмене задержанных в США агентов на нескольких заключенных, обвиненных Россией в шпионаже и госизмене. На следующий день Хитфилд заявил, что его настоящее имя Андрей Безруков, а Фоли назвалась Еленой Вавиловой. В тот же день супруги покинули Соединенные Штаты. По сообщениям СМИ, Россия в обмен депортировала Игоря Сутягина, Сергея Скрипаля и других.
Вернувшись на родину, Вавиловы начали, по сути, новую жизнь. В жизненные метаморфозы долго не могли поверить сыновья Тим и Алекс, которые не сразу научились выговаривать свои новые имена – Тимофей и Александр Вавиловы, считая себя канадцами.
Постепенно Андрей и Елена стали публичными людьми, периодически проводят встречи с соотечественниками. В конце июня полковники СВР в отставке провели встречу с иркутянами в парке «Патриот».
От предательства нет страховки
Организатором встречи с легендами службы внешней разведки выступил Молодежный парламент при Заксобрании Иркутской области. Пообщаться с профессиональными разведчиками пришло много молодежи.
Перед выступлением гостей иркутяне, которых собрался полный зал, вспоминали Кима Филби и нескольких других знакомых имен советских и российских разведчиков.
Гости рассказали, что в провале наших нелегалов повинен глава четвертого (американского) отдела управления «С» СВР России, полковник Александр Потеев. Он раскрыл спецслужбам США личности наших агентов, а потом сбежал за океан. Российский суд заочно признал его изменником Родины и дезертиром. Вскоре появилась информация о его смерти, но как там обстоят дела на самом деле, широкой публике неизвестно.
– Страховки от предательства не существует. Можно лишь сократить такую вероятность до минимума. Предательство – это совпадение нескольких компонентов. У предателя обычно завышена самооценка. Он считает, что его недооценивают. Да, есть среди разведчиков люди, которые живут в конфликте с начальником, но они не идут на предательство, прекрасно понимая, что служат государству. Но всегда будут попадаться случайные люди, для которых разведка и государство не являются самым высшим. Они попадают туда, как правило, «автоматом». Так вышло и с этим человеком, чей отец являлся, на минуточку, Героем Советского Союза, – рассказал на встрече Андрей Безруков.
Жизнь с чистого листа
В Иркутске гости не впервые. В прошлом году Андрей Олегович, который сейчас стал одним из ведущих политологов страны, проводил лекцию на авиазаводе. А в 2010 году, сразу после возвращения в Россию, разведчиков вместе с семьями пригласил посмотреть страну Владимир Путин. Андрей Безруков и Елена Вавилова с сыновьями побывали на Алтае и на Байкале.
Алекс и Тим не имели никакого представления о происхождении и настоящей работе родителей. Ведь те всегда общались на английском или французском языках. По легенде они были выходцами из Канады, откуда переехали в США. О России у парней было весьма смутное представление.
– Чего мы не могли сделать – привить сыновьям интерес к России. Потому что это бы выглядело странно, – призналась Елена Вавилова. – Когда дети приехали в Россию, кое-что поняли без нашей помощи, например, восхищались прекрасными девушками на улицах. Остальное пришлось объяснять – наш выбор, то, что важно защищать свою страну даже способами, которые мы использовали. Они поняли, что Россия великая страна, она имеет право отстаивать свои ценности в мире.
Сыновьям предстояло узнать, что родители не просто русские, а сибиряки. Андрей Безруков родом из Канска Красноярского края. Елена Вавилова – томичка. На историческом факультете Томского государственного университета в начале 1980-х годов они и познакомились. Умные, перспективные студенты заинтересовали КГБ. В то время СВР нуждалась в новых кадрах за рубежом.
Перспективные студенты
– В начале 1980-х годов в США пришел к власти Рональд Рейган, объявивший Советский Союз «империей зла». У них был определенный козырь – появились крылатые ракеты. И разведке поставили задачу – не пропустить подготовку к вероятному первому удару, – напомнил Андрей Безруков.
– Это миф, что женщины не могут работать в разведке, – прокомментировала его супруга. – История знает много примеров, когда женщины были разведчицами, особенно эффективно работали в паре. Так произошло и в нашем случае. Каждому нужно было сделать выбор самому. Для меня это было неожиданно, но при этом увлекательно, наверное, романтика приключений здесь присутствует, потому что много неизвестного, непонятного, хочется себя в этой работе попробовать.
Ветераны разведки считают, что сверхспособностями они не обладали. Изначально у студентов были скорее романтические представления о службе – все смотрели кино про Штирлица. В жизни все оказалось прозаичнее, без стрельбы и погонь, но при этом сложностей хватало, да и опасность никто не отменял.
Связное дело, шифрование, изучение культуры и языков обязательны. А владение оружием и приемами каратэ – это скорее для того, чтобы отбиться на улице от преступников. Работа нелегала не должна привлекать внимание. Никаких игр в агента «007». Готовили будущих разведчиков в Томске и в Москве.
– Физически это был самый тяжелый этап жизни. Ведь за несколько лет нужно превратиться, по сути, в другого человека. Это требует долгой работы над собой. Необходимо получить еще одно высшее образование, выучить два языка в очень быстром темпе. Сначала вы выезжаете в страны, скажем так, обыкновенные, в «обкатку», где вас не будут контролировать. Когда мы после трудной подготовки приехали в одну такую страну, то первые две недели просто отсыпались. Хотя и вышли на работу быстрее, чем планировалось, – рассказал Андрей Безруков.
По его словам, у нелегальных разведчиков, по сути, три работы. Первая, непосредственно служба – сбор и передача информации в центр. Вторая – бизнес для прикрытия в стране пребывания, за который, кстати, нужно тоже отчитываться. И третья – постоянное самосовершенствование, повышение квалификации, учеба. Россияне закончили Гарвард, правительственную школу Кеннеди, обзавелись связями среди профессуры и других «властителей американских дум». Ведь именно в высших интеллектуальных кругах можно узнать и добыть ценные сведения.
– Только наша советская, а теперь российская разведка способна подготовить людей для работы в любом уголке мира, – продолжила Елена Вавилова. – Представляете, какой должна быть система, чтобы язык выучить, научить человека правильно себя вести, даже использовать характерные для определенной страны жесты. Представьте человека, который работает, к примеру, в Японии, Корее.
Говорить и думать на другом языке
Живя и работая под прикрытием, супруги решились родить детей. Поэтому иркутян интересовало, не боялась ли Елена, например, во время родов, «проколоться», как радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Не стала бы звать маму по-русски? Ответ разведчицы – нет. В реальной жизни такое маловероятно.
В разведке с самого начала учат самообладанию. Оно требуется в любых ситуациях. Елена Вавилова подчеркнула, что, когда агент осваивается в новой стране, он говорит и думает на другом языке, порой почти забывая родной:
– При любых спонтанных действиях, например, ты споткнулся, то слова и возгласы будут на языке этой страны даже во сне. Рождение детей, конечно, было серьезным решением. Но мы были не как Кэт в фашистской Германии, а в нормальной, в общем-то, стране Канаде, где повсюду есть дополнительный национальный, как они говорят, бэкграунд. Даже если бы что-то со мной произошло, это бы не привело к провалу. Тем не менее мы готовились, супруг на родах присутствовал. Возникали некоторые опасения у наших старших товарищей в Москве, они предлагали поехать в более безопасное место. Но мы были уверены и сумели убедить, что все будет хорошо.
Семья давала чувство дополнительной безопасности. Она не привлекала лишнее внимание. Отсутствие ярких внешних признаков – одно из важных качеств представителя этой профессии. Но при этом нужно быть гибким, уметь расположить к себе людей, обладать определенной харизмой. Отвечая на вопрос о других необходимых разведчику черт, Андрей Безруков, кстати, кавалер Ордена Мужества, отметил следующее:
– Он должен быть искренним с людьми, не должен врать, это собеседники почувствуют. На чужбине происходит своего рода перерождение. Разведчик должен быть искренним, просто у него другая правда. Детектор лжи замеряет несоответствие эмоциональной реакции вашего организма и информационной составляющей. Если вы посадите подготовленного разведчика на детектор, то не определите ложь, он верит в то, что говорит.
А еще офицер разведки должен быть всегда верен присяге. Елена Станиславовна могла остаться гражданской служащей. Но выбрала боевой путь. О том, что ей вслед за мужем присвоили звание полковника СВР, узнала незадолго до разоблачения. Супруги могли еще долго служить своей стране за рубежом, если бы не измена перебежчика.
– Нас часто спрашивают, а за какие качества вас позвали в разведку? Первое – желание служить. Патриотизм. Если этого нет, о разведке можно забыть. Разведчик, прежде всего, офицер, солдат. Он работает на государство, он должен понимать, что это его судьба, что он должен отдать всю жизнь этому и иной высшей цели у него нет. Разведчик – человек парадоксов. С одной стороны, он должен быть достаточно уверенным в себе, даже амбициозным, потому что, принимая порой сложные решения, без уверенности не потянешь. С другой стороны, разведчик должен оставаться самокритичным, постоянно копаться в себе: «А подумал ли я об этом?» Эти два качества в человеке вместе встречаются очень редко, – считает Андрей Безруков.
Без права на славу, во славу державы
Разведку называют иммунной системой любого государства. А у нелегальной разведки России, которой в июне исполнился 101 год, есть свой девиз: «Без права на славу, во славу державы». Даже если держава уже не та. Андрей и Елена уезжали из СССР, а вернулись в Россию.
После 25 лет жизни за рубежом они чувствовали себя «немножко инопланетянами». Но дома и стены помогают. Андрей Олегович сейчас преподает в МГИМО, выступает в СМИ, а еще пропагандирует технологический суверенитет России:
– Американская история короткая. Это проект. Туда приехали в т.ч. религиозные фанатики, которые сбежали из Европы. Они решили, что являются самыми правильными людьми под Богом, а все остальные живут неправильно. И начали навязывать этот образ жизни другим. Это история экспансии. А в нашей стране – многовековая история отражения экспансии. Для нас государство – это все. Не может быть России без сильного государства. Но мы 30 лет были полуколониальной страной и сейчас скинули этот налет. Я считаю, что у России очень большой неиспользованный технологический потенциал. У нас до сих пор самое сильное физико-техническое образование. Однако мы не всегда умеем пиарить и продавать свои наработки. Если научимся – будем лучшей страной в мире.
Елена Станиславовна стала писателем. Она пишет книги о том, что лучше всего знает – о разведке. Пусть не открывает все секреты, но в целом знакомит читателей с профессией. По книге «Женщина, которая умеет хранить тайны» снят сериал «Русские», а героиней двух других изданных романов «Зашифрованное сердце» и «Параллельная жизнь» стала пусть и выдуманная разведчица, но при этом родом из Иркутска, с настоящим сибирским характером.