По тропинке к счастью
История страны от ссылки в Сибирь польского дворянина до непростых девяностых; от деревушки в Хабаровском крае до молодого города Саянска – через историю одной семьи. Все события и герои реальны. Дебютная повесть Елены Четвериковой «Счастливая тропинка Валентины» увидела свет в этом году. «Областная» пообщалась с писательницей, узнав, почему у героини путь лежал именно по тропинке, а не по дороге сквозь историю нашей страны.
Запах домашней выпечки и уютное утро встречают читателей на первых страницах. Наше время, 2021 год, подготовка к юбилею Валентины, а в мире – ковид. Диалог матери и дочери открывает нам непростую историю семьи, корнями уходящую в конец XIX века, когда «… случилось венчание дворянина римско-католического вероисповедания и православной девицы из Святинского селения». И все бы ничего, но эшелон увозит репрессированных на Дальний Восток, а вот строится поселок Новая Зима, что позже станет Саянском.
– Елена, расскажите, пожалуйста, каким был путь от первых набросков до полноценной книги?
– Говорят, что после пятидесяти жизнь только начинается. Вообще я по профессии экономист, но года три назад почувствовала, что в жизни еще многое не успела, не узнала, не попробовала. Поиск себя привел в интернет-пространство. Совершенно случайно наткнулась на марафон «Хранители семейных историй» литературного агентства «Пиши как художник». Непрофессиональные писатели рассказывали свои истории. Решила поучаствовать. Делая первые корявые шаги по текстам и смыслам, училась, слушала, впитывала. Творческая атмосфера захватила. В трех марафонах «Космическая одиссея», «Портреты в словах», «Лоскутное одеяло судеб» по решению жюри мои рассказы попали в лонг-лист, а затем в сборники. Интересно было то, что тема одна, но все участники пишут свою историю.
В ноябре 2021 года случилось несчастье – умерла мама. Каждый человек по-разному переживает горе. Ночами писала зарисовки о родителях, иногда в заметках телефона. Воспоминания лились на бумагу, слезами между строк. Решила оформить их в рукопись, чтобы оставить память о родных людях на страницах книги для будущих поколений семьи, для потомков первостроителей, чьи предки возводили Саянск среди сибирской тайги.
– История вашей семьи тесно связана с этим городом?
– С 1973 года отец поехал на комсомольскую стройку, а потом всю семью – маму, брата и меня – перевез в самый первый дом Саянска. Дом со статусом поселка в пять подъездов. До сих пор помню: ночь, светятся окна пятиэтажки, а вокруг тайга. Бывало, что к дому выходили косули пощипать траву.
– Образ Валентины полностью списан с вашей матери?
– Это реальный образ. События, касающиеся Валентины, ее характер, отношение к семье, людям, к работе не приукрашены. Мама была отзывчивым человеком, проблемы посторонних людей часто воспринимала как свои, по возможности старалась помочь. Заботливая мать, любящая жена, интересная женщина, хлебосольная хозяйка, требовательный руководитель, неравнодушный человек, заряжающий окружающих доброй энергией. Это все о ней.
– Образ матери для вас – героический?
– Не зря говорят «большое видится на расстоянии». Мамочка близкий и родной человек. Когда ее не стало, переосмыслила события жизни. Молодые люди поехали в глушь на комсомольскую стройку. Одни, с двумя маленькими детьми. Рассчитывать приходится только друг на друга, бабушки остались в Ангарске. За плечами институт, техникум и опыт молодых специалистов, полученный в Ангарском управлении строительства. Сорвавшись с насиженного места, пытаясь найти себя, трудились, дружили с такими же молодыми людьми, растили детей. Молодых семей было много. В то время люди ставили глобальные цели: осваивали космос, возводили заводы и города. Родители гордились своей работой, считали, что не каждому в жизни посчастливилось построить город для своих детей. Для меня все первостроители – герои.
– История семьи Скавитиных-Пономаревых переплетена с историей страны: репрессии, Великая Отечественная война, девяностые. Было ли желание написать больше?
– Когда я начала писать, то хотела рассказать о маме, для меня это было общение с ней, только через книгу. По прошествии времени, когда вышла повесть, открылись новые интересные моменты, поведанные родственниками о жизни старшего поколения. Думаю, что было бы интересно раскрыть их на будущих страницах. Ведь история семьи продолжается.
– Помимо воспоминаний родственников, на какие еще источники опирались?
– Церковные метрики, любезно предоставленные родственницей, за что ей моя искренняя благодарность, помогли разобраться в генеалогическом древе семьи. Польский дворянин Александр Хроновский и сибирская крестьянка Мария Садовникова имели девять детей, которые подарили родителям тридцать одного внука. Один из них – мой дед, Скавитин Иван Евстафьевич.
Музейно-выставочный комплекс города Саянска помог дополнить главу «История в кадрах» – в музее хранится много фотографий с первого дня строительства Саянска. У меня этих фотографий не было, с разрешения музея они опубликованы в книге.
Отчасти благодаря старинным фотографиям из альбомов семьи удалось написать книгу, имея под рукой наглядное подтверждение. Наверное, это и есть та часть, где в книге имеется художественный вымысел – когда смотришь на фото, начинает работать воображение.
– Повесть – это своего рода литературная родословная. На ваш взгляд, важно ли искать свои корни?
– Когда оглядываешься на прожитые годы, то приходит осознание, что каждый не просто так появляется на свет. За нами – род, для чего-то нужно было это рождение. Какие задачи поставлены перед человеком его родом? Для меня это интересно. Каждый может проанализировать свою жизнь, возможно, что-то пересмотреть в ней, понять, какая у него миссия в этой жизни.
– Как родилось название повести? Почему все-таки «Счастливая тропинка Валентины», а не дорога, например?
– Дорога обычно прокладывается прямая. А тропинка извилистая, часто тернистая, чтобы она стала счастливой, нужно многое преодолеть.