Точки роста школьных музеев
Особое внимание в третьем созыве областного парламента было уделено перспективам развития школьных музеев. Председатель Заксобрания выступил с инициативой разработать региональную программу по их поддержке. А участники комитета по социально-культурному законодательству под председательством Ирины Синцовой пришли к выводу, что музейных работников надо готовить со школы.
Во время рабочих поездок в территории спикер Александр Ведерников проводил много встреч с педагогами. По его словам, во многих населенных пунктах музеи остались только в школах.
– Наша задача помочь музеям, которые играют важную роль в патриотическом воспитании молодежи и могут стать якорными местами для развития внутреннего туризма, – подчеркнул спикер.
В региональной программе, которую предлагают принять депутаты, предусмотрена покупка оборудования для хранения музейных экспонатов. Кроме того, парламентарии считают необходимым предусмотреть зарплату для музейных работников, а также провести ремонт в музейных помещениях.
На заседании комитета по социально-культурному законодательству министр образования Иркутской области Максим Парфенов сообщил, что на территории региона действует 400 школьных музеев различной направленности. Из них 171 имеет официальный статус музея образовательной организации. По словам министра, работу музейных работников чаще всего берут на себя школьные педагоги. Помимо этого, некоторые музеи приходится закрывать из-за потребности переполненных школ в дополнительных помещениях. К перспективным направлениям развития Максим Парфенов отнес участие школьных музеев в грантовых конкурсах.
Методическую поддержку готовы оказать областные музейные учреждения. «Мы поддерживаем школьные музеи. Готовы выстраивать более конструктивное взаимодействие, проводить методические семинары с руководителями», – сказал директор Иркутского областного краеведческого музея Сергей Ступин. В областном художественном музее подготовлен каталог о художниках – участниках Великой Отечественной войны, а также копии картин и кинофильмы патриотической направленности, которые также могут быть полезны музеям в территориях.
С предложением проводить профориентацию среди учащихся, чтобы заинтересовать детей профессией музейного работника, выступила директор школы в селе Урик Елена Голяковская. Ее поддержала министр культуры Иркутской области Олеся Полунина: «Кризис в профессии есть, поэтому профориентация нужна. Кроме того, предлагаю провести региональный форум с участием областных, муниципальных и школьных музеев».
Ирина Синцова отметила, что все предложения будут включены в проект решения комитета. Также комитет поддержал инициативу губернатора Игоря Кобзева в подготовке отдельных помещений для школьных музеев и рекомендовал правительству региона развивать сотрудничество областных и школьных музеев.
Кроме того, парламентарии считают, что к работе в школьных музеях могут привлекаться учащиеся. К такому выводу они пришли при обсуждении изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации», подготовленных по инициативе депутатов Госдумы. Федеральный закон предлагается дополнить обязанностью учащихся участвовать в общественно-полезном труде. При этом администрации школ получат право привлекать детей к различным видам трудовой деятельности без письменного согласия родителей. По словам Ирины Синцовой, эта тема широко обсуждалась в соцсетях и на различных общественных площадках, большинство участников поддержали нововведения. Инициативу коллег из Государственной думы поддержали и члены профильного комитета областного парламента.