«Голос кочевников» как музыка мира
В Бурятии прошел 13-й международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» – пожалуй, одно из самых масштабных музыкальных событий к Востоку от Урала. На опен-эйре, прошедшем в Ацагатской степи, живописной местности неподалеку от Улан-Удэ, была представлена как традиционная этническая музыка, так и ее интерпретации во всех музыкальных жанрах.
В этом году «Голос кочевников» собрал рекордное количество зрителей, за два дня его посетили свыше 25 тыс. человек, перед которыми выступили более 150 музыкантов, около пятидесяти групп из Кореи, Монголии, Китая, Казахстана и со всех уголков России.
В этом году на фестивале было сразу три сцены. На «Солнце» работали гости фестиваля и хедлайнеры, на «Луне» играли местные исполнители и дебютанты, а «Звезда» стала интерактивной площадкой, на которой прошли выступления в формате открытого микрофона, творческие встречи с известными музыкантами, акустические концерты и dj-сеты.
Публика тепло приняла популярную российскую группу «Моя Мишель», дебютантов из Читы Gor Ispir, рокеров из Южной Кореи Heynam Sin X Patient и этно-трансеров HAGRIN из Калмыкии. Иркутск на фестивале представляла группа Runway53. Ну а, пожалуй, самым мощным аккордом по завершении фестиваля стало выступление группы The Hatters, выступающей в фирменном жанре «русско-цыганского алкохардкора на душевных инструментах».
Домра, гусли, морин хуур
Организатором «Голоса кочевников» выступает Бурятская государственная филармония при поддержке министерства культуры Республики Бурятия.
– «Голос» начинался как фестиваль этнической музыки, но потом мы изменили этот термин на world music – «музыка мира». Она тоже подразумевает этничность, по определению world music – музыка с участием одного или двух народных инструментов. То есть в группе может играть классический рок-состав, но если там появляется морин хуур, домра или гусли, то это уже тоже этническая музыка, – говорит Наталья Уланова, художественный руководитель Бурятской государственной филармонии, арт-директор фестиваля «Голос кочевников». – Палитра этой музыки достаточно широка. Ежегодно проходит Международная всемирная музыкальная конференция World Music Expo, и если там побывать, то понимаешь, что это целая отдельная планета, отдельный музыкальный мир. Там так же, как, например, в мире электронной музыки, есть свои звезды и свои тренды, но массовая аудитория их, как правило, не знает.
По словам Натальи Улановой, изначально организаторы понимали, что фестиваль должен развиваться как событийное мероприятие, на которое можно привлечь туристов, а значит, ограничиваться рамками популяризации этнической музыки нельзя, нужна широкая аудитория слушателей.
– Я это понимала еще на старте, в 2010 году, и поэтому сознательно, хотя поначалу и не очень афишируя, уходила от концепции «этнического фестиваля» в сторону понятия «мировой музыки», стремилась сделать его мультижанровым музыкальным событием, ориентируясь на такой фестиваль, как Гластонбери, – говорит Наталья Уланова.
Фестиваль современного исполнительского искусства Glastonbury Festival of Contemporary Performing Arts проводится неподалеку от города Гластонбери с 1970 года и считается главным музыкальным событием Британии. Он отличается тем, что помимо концертов рок-групп на площадках фестиваля проходят выступления танцевальных, фольклорных, театральных и даже цирковых коллективов, проводятся художественные выставки и перформансы.
На стыке Востока и Запада
По словам арт-директора фестиваля, широкая формулировка «музыки мира» включает и музыку разных стран мира, и этническую, и просто модную музыку, что позволило на «Голосе кочевников» представить талантливую интересную музыку разных жанров и стилей.
– Раз мы находимся как бы на стыке Востока и Запада, хотелось сделать уникальный лайн-ап, чтобы была представлена азиатская музыка. Это Китай, Корея, Япония, Монголия и наши азиатские корни – бурятская культура, тувинцы, калмыки. Это то, что не встретишь на фестивалях, проходящих в западной части нашей страны, где больше присутствует или западная музыкальная культура, либо представители ближневосточных и африканских традиций. А у нас получается пятьдесят на пятьдесят, и этим мы отличаемся.
Наш фестиваль основан на концепции этнофутуризма, взгляда на фольклор через призму будущего, а не прошлого. Мы представляем новое современное музыкальное искусство на основе традиции. И даже то, что пели на фестивале суперпопулярные сегодня в России The Hatters, создано на основе традиции, цыганского фольклора, балканской музыки и русского народного фольклора – и даже шансона, как одного из направлений современной народной музыки. И «Моя Мишель» это тоже, без сомнения, российская поп-музыка, она тоже по своим корням может быть отнесена к музыке мира. World music – это такой музыкальный Вавилон, столпотворение стилей и направлений.
И, наконец, важно, что мы не забываем бурятскую этническую культуру и наших локальных музыкантов, которые обязательно получают возможность выступить перед аудиторией «Голоса кочевников».
Слово молодым
Фестиваль открывала молодая рок-группа «Нукер» из Заиграевского района Бурятии, которая представила рок-версии традиционных бурятских мелодий. На сцене их сменили ветераны этнического рока группа «Ят-Ха» – тувинский коллектив, играющий почти три десятка лет. Бессменный лидер группы, тувинский вокалист и гитарист Альберт Кувезин со сцены тепло поприветствовал дебютантов и выразил уверенность, что у молодой группы большое будущее.
– Мы очень благодарны Бурятской филармонии и организаторам «Голоса кочевников» за возможность показать себя на главной сцене такого масштабного фестиваля, да еще наряду с нашими кумирами, группой «Ят-Ха», – призналась Арюна Нимаева, солистка группы «Нукер». – Для нас это новый этап, серьезный рост и исполнение мечты одновременно. Было очень приятно услышать добрые слова от легенды этно-рока Альберта Кувезина. Считаю это неким благословением, которое придало нам уверенности, осознания того, что мы двигаемся в правильном направлении.
По словам Арюны, группа опирается в своем творчестве на народные песни, используя звучание национальных бурятских инструментов: лимба, морин хуура, хомуса и дополняя композиции горловым пением и вокализами. Вместе с тем коллектив «Нукера» ориентируется на творчество таких рок-команд, как Metallica, Ария, Hangai, The Hu, Altan Urag, Хуун хуур ту, Ят-Ха и даже Rammstein и Linkin Park:
– Вбирая лучшее и то, что нам нравится, мы соединяем все это в наши песни.
Кстати, группа выступает в костюмах, сшитых жительницей села Эрхирик по эскизам, созданным группой на основе реконструкций костюмов кочевников хунну, населявших территории Бурятии, Монголии и северного Китая две тысячи лет назад.
От рока до электро-панка
Гости из Калмыкии Hagrin на фестивале «Голос кочевников» выступили уже во второй раз. Они исполняют совсем другую музыку – этник-хаус, брейкбит и эмбиент, созданную на основе калмыцких национальных мелодий.
– На «Голосе Кочевников» мы очень органично слушаемся, потому что, по-моему, точно попадаем в концепцию фестиваля, – считает идеолог проекта Руслан Дуляев. Он считает, что практически любая музыка тесно связана с этнической основой. – Даже глобальные музыкальные жанры имеют определенные национальные или географические корни. Самое интересное для меня – найти баланс в сочетании электронных жанров и народной музыки, тембров и ритмов «живых» инструментов и синтезаторов. Дома, в Калмыкии, мы делаем чуть больше упор на калмыцкий фольклор и народные песни. Темп народной музыки очень высок, и поэтому больше танцуют калмыцких танцев. В Москве, например, помимо людей, которым нравится домбра и горловое пение, и вообще восточная эстетика, было много поклонников брейкбита.
Кстати, проездом на «Голос Кочевников» группа дала концерт в Иркутске.
– Мы впервые в Иркутске, но на концерте был, что называется «солд аут», все билеты проданы, – рассказывает Руслан Дуляев. – Это был хороший концерт, особенно по энергетике, произошел такой взаимообмен энергией с людьми. Это заряжает, и хочется вернуться. И сам город понравился, есть своя атмосфера, особенно в центре. И люди приветливые.