Живая деревня

Громкий смех сидящих на лавочке подружек-болтушек, дробь каблучками сибирской кадрили, бойкий торг и свист казачьих шашек – живет деревня на Ангаре! На один день улицы архитектурно-этнографического музея «Тальцы» наполнились крестьянской суетой, уже подзабытой старинными стенами за многие годы. Народные самодеятельные коллективы приняли участие в экскурсионной программе «Живая деревня», прошедшей в рамках выездной сессии федерального проекта «Музейные маршруты России».

 

Сохраняя и приумножая

Музей «Тальцы» отметил 43 года с того момента, как первые посетители смогли прогуляться по улицам сибирской деревни на берегу Ангары. Обширный комплекс, объединивший постройки малых городов и сел Иркутской области, попавших под затопление при постройке ГЭС, понемногу пополняется новыми объектами. Среди них – белорусская изба, перевезенная из Баяндаевского района. Постройку, воссоздающую переселенческий быт, продемонстрировали участникам выездной сессии.

Музей «Тальцы» каждый год отмечает различными праздниками свой день рождения. Мы отмечаем его с момента приема первых посетителей, а не основания. В этот раз подготовили научно-практическую конференцию совместно с Белорусским государственным музеем народной архитектуры и быта о переселенцах, потому что мы строим переселенческую экспозиционную зону, в которой будут представлены культура белорусов, татаров, украинцев, голендров, – рассказал директор АЭМ «Тальцы» Владимир Тихонов.

Белорусскую избу одним из первых посетил Эдуард Богданович – директор Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта. Он внес вклад в появление нового экспоната, предоставив сотрудникам музея рекомендации по наполнению избы инвентарем в соответствии с канонами: например, сколько должно быть икон в доме, где располагается женский угол – «бабский куток», а где положено хранить запасы.

Основная миссия музеев под открытым небом – возрождать, сохранять и передавать подрастающему поколению памятники деревянного зодчества, песни, танцы, обряды, язык, – отметил Эдуард Богданович. – В этом отношении, что у музея «Тальцы», что у Музея архитектуры и быта одинаковые задачи. «Тальцы» стараются сохранить многогранную культуру России. Музеям обязательно надо дружить друг с другом, благодаря этому мы обогащаемся. Приехав и посмотрев, насколько точно выполнены методические указания в белорусской избе, я доволен и счастлив. Ощущение, что я у себя в музее.

 

Ожившая старина

Гости «Тальцов» с интересом наблюдают за жизнью сибирской деревеньки, перемещаясь от двора ко двору. Вот несут вахту на стене Илимского острога молодые казаки с шашками наголо, а вот рыбак выбирает тину из сетей. Экскурсионная программа «Живая деревня» демонстрирует посетителям быт сибиряков. В реконструкции принимают участие самодеятельные коллективы, сотрудники Иркутского областного дома народного творчества, представители иркутского казачества.

К программе мы подошли, основываясь на истории, фольклорных материалах. Реконструкция быта крестьян в Сибири – это новое и очень ответственное для нас мероприятие. С большой ответственностью подошли к отбору реквизита, стараясь брать аутентичные вещи, характерные для XIX века, – отметила директор ИОДНТ Людмила Герда.Реконструкция оживляет экспонаты, представленные в «Тальцах». Это может быть интересно для любого туриста: искушенного и неискушенного, потому что это еще большее погружение в атмосферу, которая была тогда.

Через башню острога мы вышли к волостному правлению. На лавочках сидят одетые в яркие сарафаны женщины, они охают, ахают – староста перед честным народом газету новую читает. Ну как новую…

– Да старая твоя газета! – говорят старосте.

– Как старая? Всего на пару месяцев задержалась! – потрясая газетой оправдывается он под женский хохот.

Для участниц народного фольклорного ансамбля «Нивушка» из Савватеевки это не просто реконструкция для зрителей. В таких домах, разделенных на мужскую и женскую половины, с пристройками из стайки и амбара жили многие поколения до них – деревне в этом году исполнилось 353 года. А песни, исполняемые участницами ансамбля, передавали их матери, бабушки.

Мы поем фольклор и обработки народных песен. Сегодня свадьбу встретили и спели для них свадебную песню, – рассказала руководитель «Нивушки» Людмила Пирогова. – Мы и сами в своей деревне организовали музей, собрав экспонаты. Некоторые – очень старые, девятнадцатого века.

В усадьбе Прокопьева, что наискось от волостного правления, играют свадьбу. Жених в цветастой шелковой рубахе в окружении друзей пытается попасть в избу, где ждет невеста. Бдительные подруги и родственницы так просто не пропустят. Нужен выкуп. Делать нечего – придется платить!

Платят копейками и полновесными червонцами на рыночной площади: за калачи, ткани, товары заморские.

Семечки! Жареные, приворотные! А орехи греческие! Подходи, покупай!

Еще дальше, у самой Ангары, стоит юрта молодоженов. Быт молодой бурятской семьи воссоздал и показал фольклорный ансамбль «Худайн гол».

Обязательно для молодой семьи ставили новую юрту, – рассказывает руководитель коллектива Нина Балдынова.Близость юрты к родительской напрямую зависела от старшинства сына. Чем старше – тем ближе. В одном месте род дислоцировался: юрта отца, старшего сына, младшего и так далее. У бурят семейно-бытовые отношения регулировались строго: мужчина не имел права брать в жены девушку из своего же рода. Когда рождался мальчик, ему начинали подыскивать невесту в дальних родах, смотрели не столько на богатство, сколько на родословную. Она рассматривалась до седьмого колена. Смотрели также на трудолюбие – считалось, что если семья здоровая, трудолюбивая, то богатство сумеют нажить.