Борьба будет упорной

За экспертным столом «Областной» обсудили предвыборную кампанию

В Иркутской области второй месяц идет избирательная кампания, однако интересная ее стадия только начинается – регистрация списков закончилась, определились все кандидаты в депутаты Заксобрания. О том, что ждать от нынешней предвыборной гонки, будут ли сюрпризы или все пройдет по классической модели, обсудили за экспертным столом в газете «Областная» руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Иркутской области Владислав Шиндяев, главный редактор газеты «Областная» Дмитрий Люстрицкий и главный редактор журнала «Иркутские кулуары» Андрей Фомин.

 

Голосуем три дня

Владислав Шиндяев:

– Впервые выборы в Законодательное Собрание будут проходить в течение трех дней. Вполне возможно, это серьезно повлияет на мобилизацию и борьбу партий и одномандатников, а также на явку, поскольку возникает больше возможностей для привлечения своих сторонников.

Все партии очень серьезно мобилизовались на кампанию, каждая из них предоставила список практически из 100 кандидатов и полный пакет кандидатов на все округа. На мой взгляд, предвыборная кампания будет достаточно плотной. Нас ждет интересная борьба прежде всего тем. Две партии серьезно не переживают по этому поводу. Это «Единая Россия» и КПРФ, которые выигрывают на выборах за счет мобилизации своих организационных структур и ресурсов. Для всех остальных партий самой главной является тема, с которой они пойдут на выборы. Приведу пример, «Гражданская платформа» в 2013 году получила в Иркутске 14% и прошла в Заксобрание только благодаря одной теме – возврата Иркутску ИВВАИУ. Но мы прекрасно видим, что в последнее время таких ярких, объединяющих тем особо не было.

Что касается одномандатников, конкуренция жесткая, но здесь всегда столкновение личностей, столкновение интересов и лидерских качеств конкретных кандидатов. Темы поднимаются не общерегиональные, а окружные, которые имеют локальное значение. Еще одна особенность нынешней предвыборной кампании – мы ее не видим внешне, она переместилась в социальные сети, мессенджеры. Тем не менее столкновение будет достаточно жестким, и борьба уже идет.

 

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Если в предыдущие годы мы наблюдали классическую кампанию, когда к концу июля какие-то темы начинали раскачиваться через СМИ, телесюжеты. Сегодня, если встать на позицию не ангажированного избирателя, кампании не видно. Очень мало наружной рекламы, а которая есть – странная. Что касается какого-то внятного идеологического наполнения, позиционирования, его практически нет. Насколько мне известно, ситуация у одномандатников та же. Примерные линии «Единой России» понятны, и как они будут развиваться, тоже понятно. Это оперирование каким-то достижением, например, запуском Суворовского училища. Большой акцент сегодня делается на ремонте дорог, отрабатываются другие напряженные социальные темы. КПРФ, как всегда, будет работать на критике. Обсуждается тема СВО, но она тоже пока особо не звучит. И, надо признать, радует, что она звучит не спекулятивно, а в тех моментах, когда это необходимо.

 

Тема СВО в политической борьбе

Уже видно, что предвыборная кампания будет очень короткой. Возникает вопрос, какой она будет – интенсивной или вялотекущей и спокойной.

 

Андрей Фомин:

– Согласен, что нет заявленных тем, которые легли бы в основу идеологического фундамента партий и кандидатов. Есть тема национализации от группы кандидатов КПРФ. Она может найти отклик в душах и умах избирателей. Все остальное очень фрагментарно. Насчет СВО – «Единая Россия» в значительной степени отработала эту тему до начала избирательной кампании, тем самым отстранив от нее других участников. Кроме них, пожалуй, только единичные представители «Справедливой России» поучаствовали. А все остальные, видимо, рассчитывали, что коснутся этой темы в ходе избирательной кампании, тем самым они совершили, по моему мнению, серьезную ошибку. Возможно, «Единая Россия» будет дорабатывать эту повестку в случае, если отставшие партии и самовыдвиженцы возьмутся крепко за тему СВО.

Думаю, что политическая борьба развернется между «Единой Россией» и КПРФ. Первая выиграет если не в одну калитку, то со значительным преимуществом. Но вот что-то мне говорит, что будут сюрпризы как от партий, так и от отдельных кандидатов.

 

Владислав Шиндяев:

– Огромное количество тем просто ушло. За 20 лет выборов поднимались вопросы поддержки сельского хозяйства и мелкого предпринимательства, количества рабочих мест и безработицы, непосредственной поддержки конкретных жителей, живущих на местах, и многие другие. В последних выборах мы не видим в вопросах кандидатов именно локальную поддержку людей. Вот почему те темы, которые были актуальны и которые вывозили основных кандидатов раньше, на сегодняшний день не муссируются и не поднимаются?

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Темы ушли, потому что они монополизированы властью. Ими занимается исполнительная власть, действующая законодательная власть, которая принимает нормативные акты. В эти темы очень сложно вклиниться.

 

Владислав Шиндяев:

– Но кандидаты и идут во власть, именно им предстоит определять параметры поддержки, субсидирования.

 

Пресная повестка дня

Дмитрий Люстрицкий:

– Такая политика уходит еще и потому, что как только кандидат публикует какую-то внятную программу, он открывается для критики со стороны оппонентов. Ему могут сказать, что этот пункт популистский, этот не подкреплен финансированием и так далее. Проще выходить с декоративными лозунгами, без каких-либо обязательств.

 

Владислав Шиндяев:

– При наличии семи кандидатов на каждом округе и отсутствии тем проблема выборов будет колоссальной. Мы помним, как, например, Тулун проголосовал за конкретный завод и за будущее строительство этого завода. Повторюсь, нет сегодня таких тем, которые объединяют вокруг себя избирателей. Традиционные технологические волны подразумевают три этапа – на первом избирателя знакомят с кандидатом, потом рассказывают о его программе, на третьей волне мобилизуют своих сторонников уже на выборы. Есть четкие правила комбинаторики. На сегодняшний момент все это слетает, агитация осуществляется в каком-то подпольно-партизанском варианте, через какие-то чаты. Для избирателей выбор будет как никогда сложен. Боюсь, что мы из общественно-политической сферы перейдем в сферу, где выбирать будут не тех, кто предлагает какие-то перспективы, а тех, кто понравился. Прецеденты фактора привлекательности кандидатов были. К примеру, Виктор Кондрашов.

 

 

Андрей Фомин:

– Я бы даже сказал, что мы в некоторых моментах возвращаемся к началу девяностых годов, когда еще не знали, как правильно выбирать.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Не думаю, что так, потому что в условиях такой пресной повестки хорошо можно поработать на протесте. Есть две темы, которые потенциально интересны для риторики. Это СВО и в целом ухудшение материального положения групп населения. Однако по ситуации с благосостоянием мы видим, что государственная система мер поддержки действует не в интересах выборов в Иркутской области, а в целом в интересах страны, в итоге эта тема основательно нивелируется. Что тогда выставлять в знак протеста кандидату? Тут нужно генерировать какие-то местные темы, которые не касаются глобальной политической повестки. Например, выступать за строительство конкретного детского сада, школы или быть против организации мусорного полигона. Во многом тема с негативом выбита из-под ног оппозиции. Еще и поэтому возникает риск, что появится джокер в игре, кандидат с необычным, нестандартным подходом. Это будет замаскированный протест, как бы голосование против всех.

 

Аппелируя к эмоциям избирателей

Владислав Шиндяев:

– Анализируя другие кампании по всей России, мы видим, что побеждает именно тот, кто умеет очень тонко апеллировать к эмоциям избирателя.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Яркая эмоциональная предвыборная кампания – это тренд даже не российской политики, а международной. Возьмем США, где на последних выборах наблюдалась радикализация кандидатов. Аргументированные программы им просто не нужны, работа велась на эмоциях, причем на уровне национальной катастрофы. Избирателей практически сводили с ума, и они шли в таком состоянии на выборы. Кстати, примерно те же приемы мы видели на Майдане в Украине, когда людей ставили перед выбором – или голосуй, или проиграешь. Мы это тоже проходили в 90-е. Поэтому хочется более спокойную предвыборную кампанию в нашем регионе, без радикализации. Но на таком сером фоне, который мы имеем, могут быть востребованы яркие кандидаты.

 

Владислав Шиндяев:

– Есть все предпосылки для эмоционализации кампании в августе и сентябре без содержательного компонента. Все уже увидели странный плакат от одного кандидата в Иркутске. Думаю, еще много будет подобных вещей, так как иначе раскачать избирателя будет сложно. И на этом фоне тот кандидат, который будет наиболее привлекательным и который будет корректно заигрывать с избирателем, сможет привлечь электорат. Если встать на сторону штаба партий, то там понимают, что иначе, как воздействовать на правое полушарие, не получится сделать. Тем более есть новые партии, новые люди, которые, возможно, будут захватывать внимание нестандартными способами.

Мы привыкли, что традиционно у нас голосуют в основном женщины 40+. Новые игроки в политическом поле пытаются выстроить диалог с другими аудиториями, например, с молодежью. Молодым людям, по большому счету, не нужен содержательный контент. Они как раз все воспринимают на уровне эмоций. Им важны узкотематические решения, локальные темы, которые подаются достаточно эмоционально. В будущем, когда голосование уйдет в дистанционный электронный формат, эта категория электората станет важнейшей.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Подводя итог, хотелось бы отметить, что выиграть предвыборную гонку только с использованием социальных сетей, как думают многие кандидаты, в ближайшие годы точно не получится. Нужно использовать абсолютно все средства работы с избирателем.