Лучший школьный музей
Музей школы № 10 города Нижнеудинска – это пространство, в котором дети получают новые знания, участвуют в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. По итогам регионального этапа Всероссийского конкурса школьных выставочных площадок музей из Нижнеудинска стал лучшим в Приангарье.
Всего на территории региона в школах, детсадах и заведениях среднего специального образования создано 400 музеев, которые стали центрами сохранения и популяризации истории региона.
По итогам смотра-конкурса музеев образовательных организаций Иркутской области «Мой музей», регионального этапа Всероссийского конкурса музей школы № 10 города Нижнеудинска стал лучшим в номинации «Авторская песня».
Всего на смотр подали 30 заявок представители 14 муниципалитетов. Конкурсный отбор прошел в два этапа. На первом этапе жюри оценило видеовизитку музея, а на втором – юные экскурсоводы презентовали работу своих выставочных комплексов.
Музей в школе № 10 появился в далеком 1976 году. Его основателем стала учитель истории, автор книги «Очерки о Нижнеудинске» Нина Протасова.
– Музей, как все толковое, начинался с мечты, – вспоминает его руководитель Тамара Балаева. – Начало экспозиции положил старинный топор, найденный одним из школьников.
Собственно, песня-победитель конкурса школьных музеев как раз и рассказывает историю хранилища. «Мы в свой музей хотим вас пригласить. Ему уже без малого полвека. Он при рождении смог соединить мечту, надежду, волю человека». Автора стихов – Ирина Мальцева, музыку написала Тамара Балаева, она же исполнила композицию под аккомпанемент Нины Казакевич.
Презентацию на конкурс школьных музеев подготовила команда школьников – Виолетта Никитина, Клим Мишуков, Михаил Лапшин и другие.
Без преувеличения, музей школы № 10 достоин победы и награды. Он ведет большую поисково-исследовательскую работу, здесь созданы интересные экспозиции, составляющие шесть больших разделов и насчитывающие 2,5 тыс. единиц хранения.
– Основная задача нашего музея – образовательная составляющая. Мы создаем экспозиции, обновляем их, собираем экспонаты, проводим исследования, – рассказывает Тамара Балаева.
Большое место в хранилище занимает тема Великой Отечественной войны. Это не случайно – школа носит имя земляка, героя, капитана Гавриила Масловского, погибшего при выполнении важного задания во вражеском тылу. В музее создана рекреация, посвященная памяти героя, работает постоянная экспозиция «Нижнеудинск в годы войны». А еще здесь есть «Уголок фронтового связиста».
Школьный поисковый отряд «Дань памяти. Масловцы» постоянно выезжает на Вахты памяти для поиска останков наших солдат, погибших во время Великой Отечественной войны в Новгородской области. В прошлом году отряд работал в Маревском районе. Совместными усилиями с поисковиками из Новгорода и кадетами из Томска были подняты останки 360 солдат Красной армии.
Из своих экспедиций ребята привозят для школьного музей артефакты – солдатские каски, ложки, штыки. В экспозиции есть бутылка с йодом, найденная на полях сражений, которой больше 80 лет. В музее хранится подлинник газеты «Путь Ильича» за 1 июня 1941 года. Здесь есть редкие книги о войне, черный репродуктор-«тарелка» военных лет и гобелен, подаренный родной сестрой героя Масловского Зинаидой Ребрик.
О земляке, генерал-лейтенанте, заслуженном летчике ВВС Владимире Гладилине ребята писали работу «Генерал из Сибирской глубинки». На конкурсе «Человек в истории. Россия в XX веке» в Москве школьники из Нижнеудинска были награждены грамотами.
История города, школы, известных земляков – все это бережно собрано в музее. Его фонды пополняются детьми, педагогами, родителями. Недавно появилась старая пишущая машинка. Нерабочие экспонаты, старинные бытовые приборы и технику учитель физики Михаил Михайловский вместе с ребятами приводит в рабочее состояние.
В классах проводится поисковая творческая работа по краеведению. Материалы, собранные в музее, используются на уроках и классных часах. Постоянно создаются переносные выставки и экспозиции.
– Основной принцип работы нашего музея – познание многообразия мира истории и культуры через творчество, игру, самодеятельность. Музей стал идеальной современной учебной средой, – говорит Тамара Балаева.
Несколько лет назад за патриотическое воспитание школьный музей был награжден медалью имени Михаила Ломоносова. Дети растут, и музей растет вместе с ними.