Бессрочный Восточный
В Нижнеудинске остановилось строительство домов для переселенцев из ветхого жилья
В городе Нижнеудинске улучшения жилищных условий ждут 125 семей, запуск первого жилья для этих целей был запланирован на 2021 год. Однако строительство четырех многоквартирных домов для переселенцев из ветхого и аварийного жилья остановлено. Какова сегодня ситуация на важной для горожан стройке, узнала корреспондент «Областной».
Хроника долгостроя
Микрорайон Восточный в Нижнеудинске, куда изначально собирались переселять пострадавших от наводнения 2019 года, считался перспективным для развития города в целом. Жилье здесь планировалось предоставлять по различным программам. По замыслу застройщиков, в новом микрорайоне будет развитая социальная и дорожная инфраструктура, обеспечивающая транспортную доступность.
Для пострадавших при паводках в Восточном построили частные дома, десятки семей стали собственниками. Кроме того, в микрорайоне строители должны были достроить четыре многоквартирных дома для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Но вот этого нуждающиеся так и не дождались.
– Двухэтажный дом, где я живу, признали аварийным больше пяти лет назад. Потолки протекают, в квартире холодно, подвал «бежит». Наша семья в числе других ждет переселения из ветхого жилья. Квартиру новую мы должны были получить в конце 2022 года. Но стройка в Восточном встала «колом», и не похоже, чтобы дома в этом году готовили к сдаче, – рассказала жительница Нижнеудинска Татьяна Лукашевич.
«Священника туда свозить что ли?»
По действующей программе переселения из ветхого и аварийного жилья в Нижнеудинске в расселении нуждаются 17 многоквартирных домов. Это в основном старые двухэтажные дома, начитывающие по восемь квартир. Улучшения жилищных условий ждут 125 семей.
В Восточном должны были появиться четыре многоквартирных пятиэтажных дома по 30 и 35 квартир с отделкой «под ключ». Все площади предназначались для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Со строительством, которое началось в середине 2020 года, изначально все пошло не так.
– С подрядчиком мы заключили два контракта на строительство четырех домов, – рассказывает начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского МО Евгений Шепелев. – Однако в середине сентября 2021 года контракты с подрядчиком в одностороннем порядке расторгли. У него были задержки в строительстве, отсутствие людей на площадке и строительные недочеты.
Подрядчик дома сначала построил, потом разобрал – некачественные стены, возведенные с нарушением технологии строительства, начали рассыпаться. Фирма получила аванс, но доверие не оправдала – сроки срывали несколько раз. В итоге подрядчик задолжал 22 млн рублей авансовых средств, которые были выплачены, но не освоены. К слову, к руководителю кампании, которая вполне себе бездарно занималась стройкой в Нижнеудинске, у правоохранительных органов ранее было немало вопросов. Руководителя подозревали в мошенничестве при строительстве школы в Слюдянке. Также в анамнезе руководства строительной компании – неоднократный срыв сроков строительства других социальных объектов. Что, впрочем, ничуть не помешало фирме участвовать в тендерах на новое строительство
– Подрядчик ушел, пропал, мы пересчитали сметы, снова вышли на торги и в декабре 2021 года вновь заключили четыре контракта на строительство домов. На этих четырех блоксекциях готовность была разная, – продолжает хронику долгостроя Евгений Шепелев.
В марте прошлого года строительство возобновилось. Работы хоть ни шатко ни валко, но все-таки до октября шли. А затем у нового подрядчика начались непонятные финансовые сложности. По этой причине рабочие, которым не платили зарплату, разъехались, стройплощадка опустела. И опять ни один многоэтажный дом не был введен в эксплуатацию.
– Какова ситуация на объекте сейчас?
– Стройка стоит, – констатирует начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. – Подрядчик обещает – если вы мне сейчас дадите деньги на продолжение строительства, я подключусь, и все будет хорошо. Андрей Юревич, руководитель строительной организации, бодр и уверен в себе.
– А какая-то инфраструктура планировалось в этом микрорайоне?
– Весь Восточный строит дочерняя организация министерства строительства Иркутской области, это единый заказчик в сфере строительства. Рядом строится еще одна блок секция для работников здравоохранения. Предполагалось, что рядом с домами будут школа, детский сад, на территории школы – спортивная площадка.
– О каких сроках шла речь при строительстве многоквартирных домов?
– У первого подрядчика срок стоял ориентировочно 1 сентября 2021 года. У второго подрядчика срок был 30 сентября 2021 года, который он также нарушил. Как только нарушились контрактные обязательства, началась насчитываться пеня, сегодня она составляет 3,5 млн рублей.
Сегодня на строительной площадке тихо, как в больничный сон-час. Вагончики для рабочих пустуют, и только ветер гоняет по степи редкий строительный мусор. На территории микрорайона радуют глаз лишь обжитые индивидуальные деревянные дома, куда заехали пострадавшие от разрушительного наводнения 2019 года. Но у них застройщик был другой. Повезло людям.
– По вашему мнению, как будут развиваться события?
– Будем надеется, что ситуация благополучно завершится, – размышляет Евгений Шепелев. – Я не знаю священника туда свозить что ли. В конце июля мы направили решение о расторжении контракта с подрядчиком. Будем проводить техобследование домов. Если доведут лимиты, строительство будем продолжать. Действующая программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья рассчитана до конца 2024 года, но у нее в условиях прописано, что окончательное расселение должно состояться 1 сентября 2025 года.
«Областная» будет следить за развитием событий. По словам семьи из Нижнеудинска Лукашевич, надежды на переезд в новую квартиру она не теряет. Очень хочется надеяться, что для нуждающихся переселенцев финал этой истории будет оптимистичным. Ведь, как говорится в пословице, «обещанного три года ждут». Или сколько там?