Эпатаж или профессионализм

Эксперты «Областной» обсудили, как проявят себя кандидаты в период агитации

Избирательная кампания по выборам депутатов в Законодательное собрание Иркутской области входит в интересную фазу – агитационный период в СМИ. Меньше, чем три недели остается кандидатам, чтобы проявить себя. О том, как проходит нынешняя избирательная кампания, чего ждать от партий и самовыдвиженцев обсудили за круглым столом в газете «Областная» руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Иркутской области Владислав Шиндяев, главный редактор «Областной» Дмитрий Люстрицкий, политолог и колумнист, член экспертного клуба «Дигория», руководитель ИРП МООО «Российское общество политологов» Марк Ананченков и политобозреватель, общественный деятель и блогер Илья Филиппенко.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– В прошлом месяце мы констатировали, что избирательная кампания толком еще не началась, агитация ведется слабо. Сегодня нельзя сказать, что происходят какие-то искрометные события, но есть о чем поговорить.

 

Владислав Шиндяев:

– Уже получены первые жалобы в избирком. Они стандартные. Так, поступила жалоба от партии КПРФ о том, что партия «Новые люди» распространяет агитационную газету, которая оплачена не так, как это положено – не из избирательного счета. Была собрана рабочая группа, которая усмотрела нарушение по факту. Самое интересное, что в партии «Новые люди» заявили, что они здесь ни при чем, поскольку вся продукция полиграфическая изготовлена по заказу частного лица. Тем не менее, рабочая группа передала информацию в полицию, чтобы было прекращено распространение этой газеты, поскольку в материалах присутствует агитация.

Есть жалобы в муниципальных избирательных кампаниях. Это ожидаемо, потому что на местах люди знают друг друга, выборы там – это всегда столкновение лбами, жесткий накал страстей. На региональном уровне кампании проходят достаточно профессионально.

 

Марк Ананченков:

– Сейчас все наблюдают активную фазу избирательной кампании. Многие считают, что  не хватает политической борьбы между кандидатами и партиями, агитации. Но это не совсем так. Агитационные листы и плакаты появляются, борьба все же есть и предвыборная гонка будет только нарастать с каждым днем.

 

Илья Филиппенко: 

– Тенденция последних выборов в том, что избирательная кампания переходит в социальные сети, в первую очередь в Телеграм. Думаю, на следующих выборах будет еще больше активности, потому что довольно много людей смотрят и читают мессенджеры.  При этом аудитория Телеграмма готова воспринимать информацию, она не хейтит, она не токсична, она готова слушать только по делу. Чем быстрее кандидаты поймут, что надо уходить в соцсети с билбордов, тем успешнее будет их предвыборная кампания.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Но каналов с большой аудиторией, к примеру, в 15 тыс. человек, единицы. В основном политические каналы охватывают 500-700 человек, половина из которых профессионалы, отслеживающие, что происходит в конкурентных телеграмм-каналах.

 

Владислав Шиндяев:

– Соцсети – это интересно, интерактивно, но победить без наружной рекламы невозможно. Билборд – единственный способ, чтобы «стать привычным». Человек всегда выбирает того, кого уже знает, и главная задача билборда – избавить избирателя от необходимости сомневаться. Любая информация в мессенджерах краткосрочна и живет несколько часов, листовки и другую полиграфию тут же срывают дворники, газеты отправляются в макулатуру. Только билборды остаются единственным способом достучаться до избирателя, «познакомить» его с кандидатом.

 

Марк Ананченков:

– Когда говорим про социальные сети, в голове нужно держать не только телеграмм-каналы, но и социальную сеть ВКонтакте.  В 2020 году проводился опрос молодежи, результаты которого показали, что больше 80% молодых людей вообще не интересуются выборами. Они смотрят на политические процессы как на футбольный матч и участвовать в них не хотят. А ведь это огромная социальная группа. Блоги кандидатов сегодня больше  строятся на различных видеоматериалах и небольших обращений к избирателям разных категорий. При этом нет целостной картины, все фрагментировано.

 

Владислав Шиндяев:

– Согласен, что в соцсетях нет выстроенного диалога. Вообще мы видим, что уходят старые подходы, например, отношение к политике как системной деятельности. В избирательной кампании теперь интересны новые люди, новые идеи и новые подходы. Идет тенденция на омоложение. Сама жизнь требует больше динамичности и обновления.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Динамичность не всегда хорошо. Политики усваивают принципы ведения кампании в духе клипового мышления, то есть, не выстраивая программу, а выбрасывая какие-то короткие заготовки. Это работает, кандидата узнают, но меня беспокоит, как потом эти люди будут работать в законодательном органе? Одно дело эпатаж, другое – профессионализм.

 

Владислав Шиндяев:

– Кампанией занимаются все-таки профессионалы, которые позаботятся о том, как быть кандидату привлекательным, не утратив свой профессионализм.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Какие события за три недели до голосования должны еще произойти?

 

Владислав Шиндяев:

– Партии уже прошли жеребьевку, как они будут расставлены в бюллетени. Кроме того, распределено бесплатное время в эфире. Может быть, будут интересными их дебаты. Хотя вряд ли мы увидим накал страстей, как в большой политике, когда кандидаты, к примеру, плескают друг в друга водой. Проблема в том, что большинство людей, по крайней мере, молодого поколения дебаты не увидят, потому что просто не смотрят телевизор.

 

Илья Филиппенко:

– Если они будут яркими, их нарежут на кусочки и опубликуют в телеграмм-канале. Но для этого нужно много факторов. В первую очередь два ярких кандидата, лучше три. Команда профессионалов может сделать очень яркую личность, а на дебатах этот кандидат будет молчать. При этом нужно так организовать встречу, чтобы ее увидели, как можно, больше избирателей. Это очень сложно сделать.

 

Владислав Шиндяев:

– Понятно, что эксцентричное и интересное мы вряд ли получим. Сейчас кандидаты начали что-то рассказывать о себе. Последний этап – это мобилизация избирателей за 10 дней до голосования. Самый интересный период.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– И самый непубличный. Команды кандидатов будут работать со своими аудиториями, а потом, вероятно, начнут сушить явку.

 

Владислав Шиндяев:

– Для этого нет предпосылок. Наоборот, я вижу широкое информирование о том, что проходят выборы, что важен голос каждого. Тем более «сушка» никому сейчас не нужна. Нашему региону в преддверии выборов Президента РФ в следующем году нужно показать честную избирательную компанию, без нарушений, с хорошей явкой.

Но согласен, что мобилизация избирателей уходит все больше в оффлайн, на уровень чатов и «телеграммов». Здесь есть один момент. Когда все работают вживую, от двери к двери, всегда можно почувствовать обратную реакцию, эмоции. В чатах непонятно, пойдут читатели на выборы или нет. Хотя переход в Интернет, в соцсети неизбежен в эпоху цифровых технологий. Уже в следующем году наш регион, скорее всего, войдет в список тех, у кого будет проходить дистанционное голосование. Вопрос только, когда? Весной или осенью.

 

Дмитрий Люстрицкий:

– Думаю, на президентских выборах внедрять такую технологию – колоссальный риск. Да, явка повысится, но дистанционное голосование распечатает аудиторию, которая всегда воздерживалась. И как она проголосует, неизвестно.

 

Владислав Шиндяев:

– Может быть, внедрят технологию в единый день голосования осенью, чтобы отработать ее на небольших муниципальных выборах. Отмечу, что один вид голосования не отменяет другой. То есть все, кто раньше голосовал традиционным способом, будут голосовать также. Массовый переход к новым видам голосования в нашем регионе в будущем. А сегодня мы наблюдаем достаточно напряженную борьбу кандидатов. Изначально мы думали, что основными соперниками будут две партии, сейчас же видим активную кампанию четырех из семи. Полагаю, что на момент мобилизации еще пара партий включится в активную борьбу.