Горячие батареи готовить с лета
Подготовка к новому отопительному сезону в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности в Приангарье в самом разгаре. В эти территории уже отгружено более 60 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов, что составляет 75% от потребности. О том, как ведется подготовка к зиме, в прямом эфире рассказали министр жилищной политики и энергетики региона Анатолий Никитин и заместитель министра Евгений Ветров.
Логистика все больше зависит от климата
По информации министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, общая потребность 962 коммунальных котельных в топливе на период 2023–2024 годов составляет свыше 1,5 млн тонн. По состоянию на 15 августа этого года, как сообщил Анатолий Никитин, отгружено 61,4 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов, в том числе 56 тыс. тонн угля и 5,3 тыс. тонн нефтепродуктов. Доставлено до места на эту дату 55,1 тыс. тонн, включая 49,7 тыс. тонн угля и 5,3 тыс. тонн нефтепродуктов.
– При подготовке к новому отопительному сезону особое внимание уделяем поставке топливно-энергетических ресурсов в северные территории и приравненные к ним местности. В их числе Бодайбо и Бодайбинский район, а также районы – Мамско-Чуйский, Киренский, Катангский. На сегодняшний день поставка по северному завозу идет полным ходом, – сказал министр.
Также он отметил, что в целом организациями жилищно-коммунального комплекса для оказания коммунальных услуг населению по тепло- и электроснабжению заключены или пролонгированы договоры на поставку топлива в объеме 99,5 тыс. тонн на общую сумму более 1,9 млрд рублей. За счет субсидий из областного бюджета ресурсоснабжающим организациям на приобретение и доставку топливно-энергетических ресурсов и на возмещение недополученных доходов от межтарифной разницы по программе северного завоза профинансировано почти 1,4 млрд рублей.
Говоря об особенностях в период подготовки к отопительному сезону, Анатолий Никитин отметил, что в последние несколько лет серьезное влияние на организацию северного завоза оказывает климат. Если раньше зимники открывались в середине декабря, то сейчас это конец декабря – начало января.
– По прогнозам, судоходство на Лене, Витиме и Нижней Тунгуске сохранится до 15 сентября или чуть дольше. Это дает надежду на то, что топливо в северные районы будет завезено в нужном объеме и вовремя, – сказал министр. – С другой стороны, если раньше лед вставал на реках в начале декабря, то сегодня это происходит не раньше середины месяца и до самого Нового года. Таким образом, изменение климата вносит коррективы в логистику по доставке топлива.
В числе других особенностей подготовки к отопительному сезону министр обратил внимание на введение так называемых межбюджетных кредитов. При возникновении чрезвычайных ситуаций потребности в топливе покрывали за счет аварийно-технического запаса региона, что приводило к выпадающим доходам ресурсоснабжающих организаций, которые компенсировались из областного бюджета только через год. Новый механизм позволит уйти от этой практики.
По словам Евгения Ветрова, теплоисточники на сегодняшний день готовы на 75%. К 15 сентября работы по ремонту котельного оборудования будут выполнены полностью. В рамках подготовки к зиме в регионе планируется заменить более 100 км сетей, в том числе свыше 47 км тепловых и более 43 км водопроводных.
Северный завоз на особом контроле
Во время прямого эфира поступил вопрос от жителей Бодайбинского района. Они интересовались, будет ли выделен уголь из аварийно-технического запаса региона для Жуинского сельского поселения. Евгений Ветров напомнил, что на территории поселения работает муниципальное унитарное предприятие, которое является получателем субсидии из бюджета Иркутской области в виде компенсации на недополученные доходы.
– И соответственно МУП обязано обеспечить завоз топлива для прохождения зимы. По этому вопросу мы отдельно собирались и с мэром района, и с главой поселения, и с ресурсоснабжающей организацией, где был принят ряд мер. Также и Бодайбинскому району, и Жуинскому сельскому поселению было рекомендовано в том случае, если предприятие не обеспечивает своих обязательств, рассмотреть возможность ходатайства о выделении бюджетного кредита для приобретения топлива. Данная территория находится в министерстве на особом контроле, – ответил Евгений Ветров.
Прошлая зима вызвала немало беспокойств у жителей Мамско-Чуйского района. Объемов топлива, которые были завезены в период навигации 2022 года, не хватило для прохождения отопительного периода. Дополнительный завоз угля удалось организовать, когда открылся зимник Бодайбо–Мама. Поэтому жители Мамско-Чуйского района решили спросить заранее о том, как обстоят дела с поставкой топлива.
– Уже завезено 13 тысяч тонн угля. Во время навигации в августе – начале сентября еще доставят 2 тысячи тонн. Кроме того, учитывая, что введена в эксплуатацию новая котельная, работающая на биотопливе, будет поставлено 2 тысячи тонн древесных материалов для дальнейшей заготовки щепы. Мамско-Чуйский район постоянно в зоне нашего внимания, мы понимаем, что это территория с ограниченным сроком завоза грузов, – сказал Евгений Ветров.
Много вопросов по грядущей зиме и у жителей Киренска. Они спросили у министра, как будут доставлять уголь, если дороги находятся в плохом состоянии. Уже возникали проблемы с доставкой топлива в территорию.
– В этом году было принято решение завозить топливо по воде. Как сообщила ресурсоснабжающая организация, до середины сентября полный объем угля, который требуется для прохождения зимы, будет доставлен. Опыт показывает, что в пиковые режимы приходится запускать и мазутные котельные. Поэтому на складах имеется в наличии 250 тонн жидкого топлива, – сообщил Евгений Ветров. – Вообще, в Киренске сегодня реализуется инвестиционный проект по выводу из эксплуатации восьми неэффективных котельных, из них шесть – угольные и две – мазутные. Строится новый теплоисточник, который будет работать на щепе, а в перспективе его можно будет перевести на газ.
Строительство теплоисточника в Киренске финансируют на средства из Фонда национального благосостояния. Заявку региона президиум правительственной комиссии по региональному развитию в РФ одобрил в прошлом году. Проект представил вице-премьеру Марату Хуснуллину губернатор Игорь Кобзев. Общая стоимость строительства составляет 1,4 млрд рублей. В проекте возведение новой котельной на биотопливе, семи участков магистральных тепловых сетей протяженностью более восьми километров и центральных тепловых пунктов.