23.08.2023 12:07
Рубрики
Общество
Фото
из архива Анастасии Зверьковой
Фото:
из архива Анастасии Зверьковой
23.08.2023 12:07

Музыка звезд Анастасии Зверьковой

Осенью состоится премьера документального фильма «Музыка звезд» иркутянки Анастасии Зверьковой. Это кино об астрофизиках, живущих и работающих в горах Кавказа. Фильм построен на контрастах – земное в нем сочетается с возвышенным. О том, как часто в документальном кино приходится ставить на кон буквально все, почему сейчас ей приходится жить на два города: Москву и Иркутск. 

 

– Анастасия, скоро состоится премьера второго фильма документального сериала «Киноинтервью», снятого Кинокомпанией Юрия Яшникова, «Саня, драматург» об Александре Вампилове. Вы написали для него сценарий и выступили режиссером. В чем отличия между первой и второй частью?

– Мы «подросли», нам стало скучно повторять то, что мы уже делали. Самое главное отличие – появление в фильме анимации. Иллюстрации сделала иркутская художница Екатерина Лазарева. Мне понравилось, как она экспериментировала и даже вписала наш фильм в международный контекст: некоторые идеи для рисунков к нашему фильму она заимствовала у Репина и Пикассо.

В нескольких эпизодах появляется французский актер-мим, создатель парижской школы мимов Марсель Марсо, хотя он никак не связан с Вампиловым и даже никогда не соприкасался в театре с его пьесами. Однако образы, которые он создавал, близки героям Вампилова.

 

– Насколько я знаю, кастинг на озвучивание главных героев – Александра Вампилова и журналиста из Санкт-Петербурга Льва Сидоровского, который берет у драматурга интервью, проводился по всей России.

– Мы очень долго искали голоса для фильма. В итоге Льва Сидоровского озвучивает актер театра им. Ермоловой Артем Иванов, а Александра Вампилова – Максим Блинов из Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Дефицита хороших голосов в России нет, но когда мы начали выбирать, то столкнулись с тем, что ретро-голосов мало. Мы долго пытались понять, в чем отличие между «человеком говорящим» в советское время и в наши дни, и пришли к выводу, что раньше источников информации было гораздо меньше, поэтому на экран попадали люди, которые могут вместить в единицу времени много мыслей. И это требовало другого речевого поведения: более сконцентрированного, менее развязного.

 

– Каким был настоящий голос Александра Вампилова?

– Он описан в книге Андрея Румянцева. В ней Игорь Петров, друг Вампилова, звукорежиссер, коллекционер музыки и голосов вспоминает, что голос нашего земляка, известного драматурга был не звонким, глухим, не громким, низким. Когда мы просили записывать аудио-пробы на кастинг, то потом я накладывала их на сохранившееся видео с Александром Вампиловым. Голос Максима Блинова был единственным, который совпал – с пластикой драматурга, его манерой двигаться. Мне показалось, что мы угадали.

 

– Расскажите о проекте, ради которого вам пришлось отправиться на Кавказ.

– На днях завершился монтаж 52-минутного документального фильма «Музыка звезд», который мы снимали с московской студией «Зарево» в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии. Рядом с поселком расположена Специальная астрофизическая обсерватория (САО) с крупнейшим в Евразии телескопом – БТА с диаметром главного монолитного зеркала в 6 метров. Сюжет строится вокруг двух астрофизиков – Александра Москвитина и Алексея Медведева, которые фиксируют световой поток, переводят его в звук, а потом из этих звуков пишут музыку.

 

 

У нас было две экспедиции на Кавказ: в ноябре прошлого года мы приехали знакомиться с героями, а в апреле приступили к съемкам. Во время первой поездки я увидела, как много общего у Нижнего Архыза и иркутского Академгородка, где прошло мое детство.

Еще в ноябре мы решили, что рассказ о музыке звезд нужно вписать в контекст городка астрофизиков с его колоритными жителями. Тогда же мы познакомились с владелицей и продавщицей единственного в поселке магазина Ириной. Она очень артистичная особа, которая слушает Ирину Аллегрову, и в то же время очень живо интересуется работой астрофизиков. Они приходят в магазин за продуктами и на фоне полок с консервами рассказывают о звездах, читают свои стихи.

Магазин получился точкой соприкосновения двух совершенно разных миров. Именно это рождает искру. Я бы никогда не сформулировала важный закон контраста, который лежит в основе драматургии этого фильма, если бы мы не занимались кино «Саня, драматург». Этот прием Вампилов «подглядел» у Чехова и у О`Генри: все время искать парадокс в реальности и на его основе создавать свои произведения. Так кино об Александре Вампилове помогло нам снять «Музыку звезд».

 

– Наверное, появление съемочной группы вызвало в поселке переполох?

– Наше появление вызвало оживление, в общем чате писали: «Сегодня коптер пролетел мимо моего окна. Наверное, меня сняли в кино». Сначала люди не хотели приходить в магазин, и нам было жутко неловко перед Ириной потому, что в этот момент у нее упали продажи. Но потом к нам привыкли и перестали замечать, именно тогда и начали получаться самые лучшие сцены.

 

 

– Насколько я знаю, у вас есть блокнот, куда вы записываете идеи для будущих фильмов. Появились ли новые идеи после поездки на Кавказ?

– Да, мне очень интересна личность астрофизика Виктора Шварцмана, который работал на БТА. Все, кто его знает, говорят, что он был гением. Он мечтал обнаружить одиночные черные дыры, что означало бы получение Нобелевской премии. Дело в том, что все известные черные дыры открыты потому, что они влияют на объекты, которые находятся рядом с ними.

Шварцман придумал уравнение, которое позволило бы найти одиночную черную дыру. На базе САО было разработано оборудование «Мания» для улавливания очень коротких вспышек света. Оно должно было дать данные для уравнения Шварцмана. Работа шла 20 лет, но так и не увенчалась успехом. Шварцман покончил жизнь самоубийством. Меня поразило то, насколько высоки ставки в науке, и то, как люди верят в то, что они делают.

С Виктором Шварцманом связана еще одна история. С помощью «Мании» он надеялся уловить сигналы от иноземных цивилизаций. В 80-е годы в соседней с Нижнем Архызом станице Зеленчук прошла первая в СССР конференция по проблемам внеземных цивилизаций, даже был выпущен сборник. Сохранились интересные размышления Шварцмана на эту тему. Его спросили: «Вы серьезный астрофизик. Зачем вы занимаетесь какими-то инопланетянами?» Он ответил: «Тема иноземных цивилизаций ставит перед нами задачу – сформулировать послание о том, кто мы такие. Если мы сможем это сделать, мы многое узнаем о себе самих».

 

– Чем вы еще сейчас занимаетесь, какие у вас творческие планы?

– С 15 июня я живу на два города – Иркутск и Москву. Ввиду того, что появились проекты в столице, пришлось снять там квартиру, чтобы постоянно не платить за гостиницу. Мне подходит этот город, потому что я люблю быстрые результаты. Есть режиссеры, которые годами могут делать одно кино, стараясь сделать шедевр здесь и сейчас. У меня другой подход: снять от начала до конца желательно за год и применить все свои способности и знания. «Работу над ошибками» можно выполнить уже в следующем фильме.

 

 

Вместе с сестрой мы создали кинокомпанию «Интуиция.film», которая будет работать в Иркутске и Москве. Ближайшее время мы намерены посвятить ее развитию, планируем снимать документальное и игровое кино.