Андрей Стрельцов: Построить на Байкале арт-кластер по примеру «Тавриды»
Директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок» Андрей Стрельцов 20 сентября примет участие в региональной сессии Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров в качестве наставника. Его подопечная – директор Санкт-Петербургского городского театра Анна Потребич будет защищать в рамках мероприятия концепцию развития своего театра, написанную с его поддержкой.
В то же время в самом Иркутском театре кукол творческая жизнь не останавливается. 14 сентября коллектив вернулся с XIX Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины». А 19 сентября на сцене «Аистенка» стартуют гастроли Камчатского театра кукол. О планах на 89-й сезон и своем участии во всероссийских проектах Андрей Стрельцов рассказал в интервью корреспонденту газеты «Областная».
События нового сезона
– Андрей Сергеевич, как вы съездили в Рязань?
– Великолепно! Наш спектакль был сильнейшим на фестивале. Два раза мы играли «Последний срок» на полные залы, зрители аплодировали артистам стоя и долго их не отпускали. На этом фестивале не было номинаций, но каждый театр мог дать другому коллективу свой приз, и мы получили много наград. Кроме того, нас пригласили на Международный фестиваль театров кукол «Муравейник» в Иваново в мае 2024 года. Также мы договорились с Вологодским театром кукол на обменные гастроли.
– Камчатский театр кукол приехал к нам в рамках «Больших гастролей»?
– Мы подавались на «Большие гастроли» с этим проектом, но нас не поддержали. Однако директор театра обратилась к правительству Камчатского края, и коллективу выделили деньги на гастроли. Кстати, все билеты на их спектакли уже проданы. В следующем году в эксплуатацию будет сдано новое здание Камчатского театра кукол, и мы очень надеемся, что сможем приехать туда на гастроли.
– Какие события еще ждут театр в новом сезоне?
– 1 сентября мы открыли наш 89-й предъюбилейный сезон премьерой «Праздник шишки». Спектакль случился во всех смыслах! В начале октября мы летим на Международный фестиваль театров кукол «В гостях у «Арлекина» в Омск со спектаклем «Последний срок». До конца сентября театр посетит с гастролями Байкальск, а до конца года съездит в Усть-Илимск со спектаклем для взрослых. Мы также уже начинаем запускать нашу новогоднюю кампанию, которая в этом году будет масштабной. Художественный руководитель театра Юрий Уткин поставит спектакль «Серебряное копытце» на основной сцене. Актриса и режиссер Диана Бронникова сделает новую интермедию в фойе. Режиссер Ирина Чернышева работает над сказкой для самых меленьких – «Рукавичка». Параллельно у нас будут бэби-елки в драмтеатре на Четвертой сцене.
В следующем году мы поставим еще несколько камерных спектаклей, чтобы можно было вывозить их по области. Хотим пригласить режиссера Игоря Казакова, который делал «Дядюшкин сон» и «Последний срок», на новую постановку. Также мы ведем переговоры с художником Виктором Никоненко, чтобы он сделал у нас технически сложный и зрелищный спектакль. К 90-летию театра мы подали заявки на ремонт театра и надеемся преобразить его внутри и снаружи.
Директор в роли наставника
– А как вы стали наставником директора Санкт-Петербургского городского театра?
– Я был участником Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров и получил там премию. Они сделали коллаборацию с арт-кластером «Таврида» и в Университете креативных индустрий запустили курс «Директора театра будущего», руководителем которого выступил директор Театра имени Вахтангова и основатель фестиваля Кирилл Крок. Меня пригласили прочитать там уже две лекции. Первую – по GR-менеджменту, а во второй – рассказать о содержании зданий и сооружений театральной сферы. В этом заезде было 27 человек – не молодежь, а в основном действующие директора и администраторы. За каждым участником заезда закрепили наставника. Я выбрал 23-летнего директора Санкт-Петербургского городского театра Анну Потребич. Мне понравилась ее история, ведь она стала руководителем в непростое время, когда из-за конфликта с администрацией коллектив лишили финансирования. Но Анна сумела сохранить театр и продолжает его развивать.
– Как проходит ваша работа?
– Мы готовим наших подопечных к работе с различными грантами и проектами. Созванивались каждую неделю, и я давал Анне различные задания. Например, прочитать какую-то книгу или сделать сводный анализ работы по определенному направлению. Главная проблема этого театра – отсутствие государственного финансирования. Но при этом у него есть своя аудитория и площадка, хотя она и нуждается в ремонте. Возможно, предстоит заново выстроить партнерские отношения с властью. Я ставил перед собой цель – реально помочь этому коллективу, и надеюсь, что у нас это получится. В итоге Анна готовит стратегию развития театра до 2026 года, которая, по сути, будет ее дипломной работой, с анализом всех сфер, сильных и слабых сторон, угроз и перспектив. Она будет ее защищать в Геленджике, куда приедет отец-основатель «Тавриды» Сергей Кириенко, министр культуры РФ Ольга Любимова и аппарат президента РФ.
– Арт-кластер «Таврида» сейчас находится возле города Судака?
– Да, там порядка 50 га земли, на которых много разных павильонов, корпусов, арт-объектов, сцен. Когда я туда приезжал в 2022 году, там были театральные деятели, артисты музыкального театра и дизайнеры. Рядом был огромный пустырь, где строился университет «Таврида». Ландшафт там очень похож на Байкал. В этом году, когда я приехал снова, университет уже был построен, оборудована вся инфраструктура – дороги, инженерные сети. Выстроено три красивейших образовательных корпуса. Отдельные здания – зона приема гостей и жилые корпуса. То есть размещение уже не в домиках и палатках, а в полноценных гостиничных номерах. Облагорожена бухта, сделано асфальтирование, установлены лежаки, выполнена архитектурная подсветка скал. Теперь «Таврида» – круглогодичная история, где будут работать образовательные программы по разным направлениям. Этот уникальный кластер фактически стал для города Судака градообразующим предприятием. И сейчас через дорогу строят жилые дома для персонала.
– Хотелось бы, чтобы что-то подобное создали в Сибири?
– Наш президент Владимир Путин 19 августа собирал руководителей подобных проектов и говорил, что такой опыт необходимо масштабировать и создавать подобные культурно-образовательные комплексы в Сибири и на Дальнем Востоке. На мой взгляд, такой проект может быть реализован на Байкале. Таким образом, мы привлечем федеральное финансирование, разовьем инфраструктуру, построим дороги и усилим туристический поток.