Хранители детства
27 сентября профессиональный праздник отметят воспитатели и дошкольные работники. Детский сад № 220 ОАО «РЖД» – один из флагманов дошкольного образования Иркутска. В чем секрет педагогических успехов, узнала корреспондент «Областной».
Раскрыть таланты
Малышам с проблемами развития нужны интересные занятия, чудеса и сказки. Их создает педагог Марина Аношко совместно с коллегой Еленой Николаевой. Этому помогает прекрасно оборудованная лекотека, где создано все для развития творчества и фантазии. Интерактивная доска, сказкотерапия, изотерапия, кинезиология – это и многое другое стоит на вооружении педагогов.
Выбрать профессию воспитателя отважится не каждый – это не просто труд, а зов сердца. Марина Аношко родилась в городе Зиме.
– У меня семейная педагогическая династия: бабушка Елена Петровна Богдан всю жизнь посвятила дошкольному образованию, открывала детсад № 95 сад в Новоленино, – говорит о себе Марина Аношко.
В 12 лет юная Марина уже знала на кого пойдет учиться. Окончила Иркутское педучилище, затем институт, получив квалификацию педагога-психолога, и вот уже 47 лет служит дошкольному образованию.
– Багаж, с которым ребенок идет в большую жизнь, закладывается в раннем возрасте. Педагог-психолог работает с детьми, имеющими особенности развития. С каждым ребенком работаем индивидуально, – поясняет Марина Федоровна.
– Как вы находите к ним подход?
– Скорее они к нам подход находят. Дети чувствуют взрослого, интерес к себе. Родители видят наше взаимодействие, и это дает толчок для восстановления функций ребенка, его мыслительной деятельности, в итоге –его реабилитации. Самое важное в работе с непростыми детьми – вселить надежду, что они здоровые, могут жить в обществе, взаимодействовать с окружающим миром. Родителей важно убедить: их ребенок небезнадежен, и надо бороться до конца, – отмечает педагог.
Был случай: до прихода в детсад № 220 ОАО «РЖД» ребенок с проблемами развития никуда не ходил. Малыш боялся, что он не такой, как все. В Новый год с ним индивидуально отработал Дед Мороз и другие сказочные персонажи. Социализация прошла замечательно. Мальчик уже учится в четвертом классе коррекционной школы, не боится контактировать с детьми.
Один из воспитанников Марины Аношко пришел в детский сад с парализацией руки и ноги. Сегодня мальчик учится в школе, стал призером по вольной борьбе, имеет награды.
– Радостно, когда и ребенок радостный, не скучает, бегом к нам бежит, – поделилась мнением Марина Федоровна. – Родители начинают верить: у ребенка есть потенциал, который мы можем раскрыть. Мы поддерживаем связь с родителями выпускников, которые делятся с нами достижениями, присылают фото детей, просят советы.
Марина Федоровна на каждого ребенка смотрит как на перспективного.
– У детей есть возможности, их надо раскрыть, совместно преодолеть ряд трудностей. Ребенок учится практически и творчески мыслить, а также работать и взаимодействовать с окружающей средой, – продолжает педагог.
В этом году девять из десяти детей, с которыми занималась Марина Аношко, теперь учатся в обычной школе. С помощью педагогов детсада тяжелые диагнозы были скорректированы.
Педагог должен быть интересен
Дошкольный стаж Татьяны Ивановны Акман – 50 лет. Через руки и сердце неравнодушного педагога прошло не одно поколение воспитанников. После окончания 8 классов в иркутской школе она решила посвятить себя педагогике. В профессию пришла по наитию. Окончила педагогическое училище, затем дошкольное отделение пединститута. В детском саду № 220 работает 27 лет, сегодня Татьяна Ивановна – специалист по охране труда.
– Что важно в работе дошкольного педагога?
– Любить детей, быть преданным своей профессии. К каждому ребенку требуется особый подход. Нужно опираться на собственный опыт. Обращаться к опыту других педагогов, постоянно повышать квалификацию, – считает Татьяна Ивановна.
Воспитанники разных лет поддерживают с любимым воспитателем самые добрые отношения. Они присылают фото уже с собственными детьми, делятся новостями. Выпускники порой приходят на последний звонок. И от этого всегда тепло на сердце.
– То, с чем ребенок шагнет в большую жизнь – это заслуга детского сада, школы, родителей. Очень важно найти контакт с родителям, они – наши партнеры. Родителям нужно показать – как ты относишься к ребенку, что ты любишь и уважаешь малыша. Авторитет появится тогда, когда родители увидят – мы любим ребенка, мы компетентны, у нас есть интерес к ребенку. И сам педагог всегда должен быть интересен, – делится опытом Татьяна Акман.
– Что вы можете посоветовать тем, кто хочет выбрать профессию дошкольного педагога?
– Набраться терпения. Быть готовым к преодолению трудностей, а их будет много. И не ожидать, что все получится сразу, настроиться на длинный путь, – отвечает педагог.
– Вы постоянно учитесь?
– Мир стал огромным, свободным и просвещенным. Интернет-тренинги, лекции, семинары постоянно дают что-то новое, – говорит Татьяна Ивановна.
Главное – чувствовать ребенка
В детском саду что ни педагог, то профессионал высшего пилотажа. Галина Ивановна Верзакова в педагогику пришла по следам старшей сестры Надежды, педагога начальных классов.
Галина Ивановна окончила Иркутское педагогическое училище, затем пединститут. Ее стаж – 43 года, в детском саду № 220 работает с 1985 года. Она – заместитель заведующего детским садом по воспитательной деятельности.
– Время требует хорошо подготовленных педагогов, организации специальной образовательной среды, чтобы ребенок смог в полной мере проявлять инициативу, самостоятельность, свои индивидуальные способности, чтобы ребенку предоставлялось право выбора, – говорит собеседница. – Кадры в нашем деле очень важны. Интересный воспитатель всегда интересен ребенку.
– Как начинался ваш путь в дошкольной педагогике?
– Было огромное желание ежедневно радовать детей, удивлять, придумывать интересные занятия. Мне доставляло большое удовольствие бегать с малышами на прогулках, разыскивать клады. Моя неподдельная радость передавалась детям. Я шесть лет проработала воспитателем. Потом трудилась методистом, старшим воспитателем, – делится воспоминаниями Галина Ивановна. – Меняются поколения, вырастают дети, в педагогической деятельности появляются новые идеи, технологии. Но неизменным всегда остается одно: умение чувствовать каждого ребенка.
В детском саду кроме основных видов деятельности предлагается дополнительное образование. Занятия по интересам: художественная гимнастика, театральная студия, бальные, танцы, робототехинка, мультипликация – выбор большой.
– Почему важна ваша профессия, на которую с такой надеждой смотрят не только родители, но и учителя в школе?
– Мы учим ребенка социализации. Ребенок должен научиться общаться со сверстниками, взрослыми, уметь договариваться, сформировать навыки коммуникации. Мы должны создать условия, чтобы ребенку было комфортно, чтобы он чувствовал себя свободно, легко узнавал новое и не тосковал по маме. Малыши у нас находятся дольше, чем дома, и нужно, чтобы они чувствовали себя, как дома, – убеждена Галина Верзакова.
Зажечь лицейские звездочки
Татьяна Владимировна Шалашова, будучи девочкой, обожала играть с дворовыми детьми, возиться с ними. Из детских игр родилась любовь к профессии дошкольного педагога, которую она получила в педагогическом училище № 2. Затем окончила дошкольный факультет педагогического института.
В одном и том же детском саду Татьяна Владимировна проработала 41 год.
– Пришла летом, да так и хожу больше 40 лет в одну калитку, – с улыбкой говорит она.
Первые рабочие дни она помнит и сегодня. Вместе с педагогом Антониной Михайловной Распопиной готовила ребят к выпускному. А уже 1 сентября ей доверили первую группу малышей, которых она и вела до выпускного. Потом были другие выпуски, старшие логопедические группы, подготовительные. Татьяна Владимировна работала инструктором в физкультурном зале, основательно готовила детей к школе. В этом году состоялся выпуск детей первого поколения ее выпускников.
– Моя воспитанница Нина Маштакова до сих пор поздравляет меня с праздниками, часто звонит по телефону. Сама уже мама, порой спрашивает совета, – рассказывает Татьяна Владимировна.
Когда начинаешь общаться с детьми, словно второе дыхание открывается, признается педагог. Доброта и педагогический талант позволяют найти ключик даже к самым трудным малышам.
– Ты стараешься, чтобы они стали твоей семьей, – размышляет педагог. – Мы ищем общий язык с детьми и родителями, не допускаем недопонимания, проблемы стараемся разрешить здесь и сейчас.
– Что нужно современному воспитателю?
– Во все времена надо любить детей. Если этого нет, в детском саду делать нечего, – считает Татьяна Владимировна.
– Что вам дает общение с детьми?
– Ты видишь результат своего труда, встречаешь открытый взгляд ребенка, он тебе доверяет. Ты вкладываешь в малыша знания и получаешь от этого удовлетворение. У меня была выпускница, кнопочка, стеснительная тихоня. Ей по годам и в школу-то было рано. Мы много занимались. И она на 9 мая так бесстрашно и хорошо прочитала стихи, что все ахнули. Нужно вовремя заметить и раскрыть способности каждого ребенка. Мы работаем не ради материальных благ, а ради того, чтобы ребенок вырос умным, добрым, развитым и хорошим человеком, – отмечает педагог.
Выпускники детского сада № 220 переходят в железнодорожный лицей. Там, в свою очередь, легко выбиваются в лицейские звездочки. В трех выпусках детей последних лет было немало отличников. Кстати, в этом году на 1 Сентября по традиции приходили выпускники детсада. Фотографировались, поздравляли и немного грустили от разлуки с любимыми педагогами.
Повезло с профессией
Светлана Николаевна Прядкина проработала в детском саду 38 лет. Свою профессию выбрала по примеру собственного воспитателя детсада Валентины Николаевны Куклиной. Детская любовь с ней была безграничной.
– Мне всегда везло на наставников, вспоминаю их с теплотой. Татьяна Борисовна Арсеньева, Лариса Михайловна Крамник и другие очень помогли моему становлению. Валентина Николаевна учила искать подход к каждому ребенку. Ее советы очень помогли. Я даже в отпуске скучаю по своим детям и скорее хочу к ним. Прихожу в свою ясельную группу, и все невзгоды сами собой улетучиваются. Самое главное – любовь к детям. А терпение и труд, как известно, все перетрут, – признается Светлана Николаевна.
Она учит детей видеть красоту даже в мелочах. Например, в первом осеннем листочке. Те девочки, которых она вырастила, уже сами приводят в детский сад своих детей.
– Дети открытые, доверчивые. С ними светло, – делится собеседница. – Большое счастье – дружный коллектив, где каждый – профессионал своего дела. Я абсолютно счастлива, как человек, которому повезло с профессией.
Лариса КРАМНИК, заведующая детским садом № 220 ОАО «РЖД»:
– Успехи наших выпускников – это командная работа. Быть дошкольным педагогом – это не просто должность, а образ жизни. Наши педагоги – люди, работающие по призванию. Они выбирали свой путь в профессию в те времена, когда призвание было мощной мотивацией. Порядочные, доброжелательные, бескорыстные, ответственные – они сегодня костяк нашего коллектива.