Сказка для взрослых
Метафоричный, добрый и одновременно пронзительный спектакль для взрослых «Праздник шишки» поставил в Иркутском областном театре кукол режиссер Борис Константинов. Постановка стала первой премьерой 89-го сезона в «Аистенке».
Дело было в Грехово
Это уже вторая работа в Иркутске главного режиссера Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова, уроженца поселка Жигалово Бориса Константинова. В этот раз он также выступил автором пьесы, жанр, которой обозначил как сибирская притча. Художественный мир спектакля придумал его коллега по театру Виктор Никоненко, который родился в Ангарске.
– Нам хотелось поставить что-то свое, родное, ведь мы скучаем по Иркутской области. И возникла идея сделать сказку для взрослых, главная тема которой – одиночество среди людей, – отметил Борис Константинов.
С первых же минут спектакля зритель погружается в сказочный и таинственный мир тайги. На сцене – волшебный лес с исполинскими кедрами. Мягкий и таинственный свет заполняет все пространство спектакля. Интересно, что в постановке четко обозначено даже место действия. «Недалеко от деревни Грехово Жигаловского района Иркутской области все и случилось. Когда зеленое море тайги стало рыжим, пришло время собираться «на охоту», шишку бить. Так мужики называют этот промысел. «Бей, бей! Не робей!» Все, кто в силе, все, кто любит, все, кому надо, отправляются в тайгу за шишкой», – написал автор пьесы в аннотации к постановке.
– Деревня Грехово возникла неслучайно, ведь я там был в детстве в военно-спортивном лагере, потом за шишкой ходил и там однажды даже заблудился, потому что место такое интересное – сказочное, – рассказал Борис Константинов. – Но сейчас там больше нет жителей, два последних обитаемых дома опустели, и нам хотелось оживить это место хотя бы в спектакле.
Особую атмосферу метафорического пространства, где природа буквально оживает, создала музыка Оксаны Боднар, актрисы Екатеринбургского театра кукол. Она сумела соединить в ней современные ритмы и архаичные мелодии.
– Задача была, чтобы зрители и маленькие, и взрослые услышали что-то свое, – пояснил Борис Константинов. – Мы специально соединяли древнее и современное, чтобы не было ощущения, будто заигрываем с молодежью или уходим в старину.
Душа леса и три Андрея
Главные герои спектакля – три Андрея, разные поколения одной семьи – отправляются в тайгу, каждый из них решает на лоне природы свою проблему.
– У костра три Андрея – отец, сын, дед. Тайга обнажает их сущность, просвечивает насквозь, словно рентгеном, помогает им вылечить душевные раны и болезни. Поэтому каждому герою суждено увидеть свой страшный сон и найти решения своих проблем, – отмечает режиссер.
Помогают им в этом сама Душа леса, которую исполняют сразу шесть актрис. Диана Бронникова (в спектакле играет еще и Настеньку, бабушку семьи), Алена Копылова (также она выступает в качестве девушки внука), Наталья Керн, Анастасия Усольцева, Анна Скоромная и Ольга Спирина. В масках, похожих на бурятские онгоны, одеяниях из мешковины, с причудливой пластикой они помогают и мешают героям, причиняют боль, а в итоге – исцеляют душевные раны.
Роль младшего Андрея исполнил артист Дмитрий Николаев. Юноша столкнулся в спектакле со взрослыми проблемами.
– Тот момент, что его девушка Янка «залетела», стал отправной точкой сюжета, – рассказал автор спектакля. – Я услышал, что Россия занимает первое место по количеству абортов, хотелось поговорить еще и на эту тему. В итоге получилась в том числе и история о материнстве, ведь природа – это тоже мать.
Средний Андрей (артист Роман Бучек) – меркантильный и расчетливый человека. И лес наказывает его за жажду наживы.
– Отец – человек, который живет в кредитах, он продает ворованный лес китайцам. Сгубил 500 гектаров деловой древесины – юань упал, стало невыгодно продавать, – пояснил Борис Константинов. – В итоге лес пошел на дрова. Это, кстати, реальная история, которую я услышал от моих друзей из Жигалово. Еще средний Андрей – единственный, о жене которого ничего не говорится в спектакле, потому что он ее не заслужил. Она была, раз есть сын, но, видимо, он потерял семью, потому что для него главное – деньги. «Шишка рублик стоит» – все время говорит герой.
Образ старшего Андрея, роль которого исполнил артист Эдуард Дроздов, получился трогательным и пронзительным. Сцены, где он говорит о своей бывшей жене, которая ушла из жизни раньше его, вызывают слезы.
– Дедушка устал от одиночества, потому что вроде есть сын, а ему некогда, он зарабатывает. Есть внук, но он закрыт от него наушниками и сегодняшним временем. Ему не для чего жить, он хочет к своей покойной жене Настеньке, но как мы знаем, уныние – тоже грех, – добавил Борис Константинов.
В итоге каждый герой проходит в спектакле через свое трансцендентное переживание, которое происходит как бы во сне. При этом, оказавшись на грани жизни и смерти, они понимают, что важнее всего – близкие люди. Спектакль «Праздник шишки» поднимает тему любви другу к другу через язык образов и символов, проникающих в сердце гораздо лучше слов.