Вдоль Нижней Ангары
Сотрудники этнографического музея под открытым небом «Ангарская деревня им. О. Леонова» посетили с экспедицией Красноярский край. Уникальная архитектура и быт Нижней Ангары конца XIX – начала XX века – хорошее подспорье для музейных сотрудников, сохраняющих архитектуру затопленных деревень и сел Братского района.
Во время экспедиции участники посетили деревни Кежемского и Богучанского районов Красноярского края, включая Сыромолотово, Невонка, Гольтявино, Заледеево, Климино, Чадобец. О сходствах и различиях поселений, расположенных вдоль берегов Ангары, нам рассказал заведующий музеем Максим Глушенко.
– Максим Александрович, почему была выбрана Нижняя Ангара? Чем это направление так интересно сотрудникам «Ангарской деревни»?
– Дело в том, что там река Ангара не затоплена водохранилищами, лучше сохранилась материальная культура. Если у нас, в Братском районе, это 50-е и 60-е годы прошлого века, когда уже всех расселили, то здесь намного дольше все было. И старожилы, которые до сих пор живут в этой культуре, больше знают, лучше помнят. Образ жизни, конечно, поменялся, но не значительно. С позапрошлого года обозначилась проблема: из-за ковида старожилов 1930-х–1940-х годов рождения осталось очень мало. Мы постарались приехать на Нижнюю Ангару, встретиться с теми, кто хорошо помнит культуру.
– Сколько лет самому старшему старожилу?
– Одна бабушка из деревни Невон 1927 года рождения. Вообще она родилась на Алтае, но семью раскулачили и отправили туда. Она много интересного рассказала, даже песню спела в старинной манере. Именно приангарскую.
– Как добирались до деревень?
– На машине. Дорога до Кодинска ужасная, можно сказать, что ее и нет. Удалось посетить восемь деревень. Они расположены сравнительно близко и на обратном пути заехали в Червянку, это деревня Чунского района Иркутской области. Местные жители нас давно звали. Только сейчас выпала возможность там побывать. В тех местах хорошо сохранилось деревянное зодчество. Деревня замкнутая, и до сих пор в речи местных слышатся диалектические нотки.
– Есть ли отличия в быте жителей севера Иркутской области и Красноярского края?
– В целом Ангара однородная, но она очень протяженная, какие-то локальные особенности присутствуют. Например, у них лодки называются «двунабойки» или «трехнабойки», название определяется по количеству досок, округляющих дно судна. А у нас это звучит как «шитики». Еда имеет несколько иные названия, допустим, у нас «сырчики», у них – «творожники».
– А если сравнить архитектуру?
– Основное отличие, которое нам удалось увидеть, – появляются крытые дворы. Это когда между избой и стайкой строится навес, чтобы можно было не по снегу ходить к скоту, а под крышей. Удалось увидеть небольшой ареал распространения двухэтажных домов, они, как мне кажется, позднего происхождения. Это все конец XIX – начало XX века. Когда будем датировать, узнаем более точно.
– Почему дома стали двухэтажными?
– Скорее всего, этажи делали, когда семья начинала делиться – не одна большая семья, где все живут: отец, мать со своими женатыми сыновьями под одним хозяйством, а несколько маленьких хозяйств. В доме появляются перегородки, спокойно можно было трем семьям жить, у каждого своя печка, вход с улицы свой. Уникальная штука, характерная для этого региона.
– Какие находки были сделаны? Будут ли они доступны посетителям музея?
– Частично будут доступны. Нет возможности все показать. Некоторые вещи совсем уникальные, например костюмы. Найти в Братском районе одежду того периода невозможно, время ушло, а там еще что-то есть. Из уникальных находок можно назвать раму с остатками бычьего пузыря вместо стекла, но чтобы ее экспонировать, нужны специальные условия, в частности, строго соблюдать режим по температуре и влаге. У нас таких помещений пока нет, где можно было бы выставить. Может быть, как-то при случае получится. В ближайшее время хотим экспонировать рыболовные приспособления.
– Можно ли выделить самую главную особенность территории исследования?
– Особенность Нижней Ангары – все памятники архитектуры находятся на своих местах, и это именно Ангара, не притоки. Гораздо больше там сохранилось старинных построек, некоторые даже в целом усадебном комплексе и почти нетронутые. У нас обычно как: либо изба, либо амбар, половины нет построек, которые были.
– Есть ли планы на следующую экспедицию?
– В следующем году хотим отработать Богучанский район, это еще ниже по Ангаре. Трудно найти старожилов, уговорить встретиться с нами, а их осталось немного. Богучанский район не менее интересен, чем Кежемский.